Найти в Дзене

«Другого такого университета нет»

В честь 100-летнего юбилея Педиатрического университета поговорили с его ректором Дмитрием Ивановым, главным неонатологом Минздрава России. О достижениях университета, возможностях для студентов и преемственности поколений читайте в материале. – Дмитрий Олегович, поделитесь, какая миссия была у Педиатрического университета на протяжении десятилетий? – Медицина меняется, делаются новые открытия, то, что 20 лет назад казалось невозможным, сегодня уже обыденность. Но миссия нашего университета неизменна: во главе угла была, есть и будет забота о детях. – В чем вы видите главное конкурентное преимущество университета? – Для нас нет слова «безнадежно». В клинике Педиатрического университета принимают всех детей, независимо от региона проживания и тяжести заболевания. Если есть один шанс на миллион, мы будем бороться. Если до нас никто никогда этого не делал, мы будем искать способ это осуществить. Преимущество университетской клиники заключается в непрерывном взаимодействии науки и практич

В честь 100-летнего юбилея Педиатрического университета поговорили с его ректором Дмитрием Ивановым, главным неонатологом Минздрава России. О достижениях университета, возможностях для студентов и преемственности поколений читайте в материале.

– Дмитрий Олегович, поделитесь, какая миссия была у Педиатрического университета на протяжении десятилетий?

– Медицина меняется, делаются новые открытия, то, что 20 лет назад казалось невозможным, сегодня уже обыденность. Но миссия нашего университета неизменна: во главе угла была, есть и будет забота о детях.

– В чем вы видите главное конкурентное преимущество университета?

– Для нас нет слова «безнадежно». В клинике Педиатрического университета принимают всех детей, независимо от региона проживания и тяжести заболевания. Если есть один шанс на миллион, мы будем бороться. Если до нас никто никогда этого не делал, мы будем искать способ это осуществить. Преимущество университетской клиники заключается в непрерывном взаимодействии науки и практической медицины.

– У Педиатрического университета богатая история, а чем он гордится сегодня?

– В наших стенах трудились основатели неонатальной хирургии, и сегодня во многом благодаря их наработкам мы можем развивать такое направление, как внутриутробная коррекция пороков развития плода. В год в нашем учреждении выполняется не менее 20 таких операций. Список компетенций в этой области постепенно расширяется, развиваются методики.

– Над какими исследованиями и проектами сегодня работают ученые университета?

– Меня радуют наши достижения в науке. По индексу цитирования Педиатрический университет уже несколько лет занимает первое место среди всех медицинских вузов страны. Один из примеров нашей работы – наши ученые совершили прорыв в исследовании коронавируса у детей и взрослых: им удалось доказать, что в первую очередь от воздействия вируса страдают клетки кровеносных сосудов легких. Получилось проследить патогенетические звенья, молекулярный путь, начиная от проникновения вируса, выявить клетки-мишени, молекулярный механизм, лежащий в основе поражения этих клеток, последствия поражения. Это первое в мире исследование ковида у детей такого уровня. В числе лидеров по публикационной активности у нас кафедра общей и молекулярной медицинской генетики. Они открыли гены, отвечающие за один из видов рака молочной железы, исследуют рак легкого, орфанные заболевания, ревматологическую патологию.

– Сколько студентов выпускается ежегодно?

– Около тысячи специалистов. В этом году мы вручили дипломы 938 выпускникам, еще 618 человек завершили обучение в ординатуре. Хочу отметить, что 90% молодых специалистов остаются в профессии, и сегодня они успешно работают в 132 странах мире.

– Как меняются подходы к обучению будущих педиатров?

– Мы стараемся использовать все форматы, которые помогают студентам получить знания. Например, симуляционно-аккредитационный центр Педиатрического университета один из самых больших и современных в городе, а использование манекенов позволяет студентам практиковать клинические навыки и накапливать опыт без риска для пациентов. При этом нужно понимать, что научить студента быть врачом может только человек – преподаватель с его знаниями и жизненным опытом. Только преподаватель поможет отработать на манекене необходимые навыки и объяснит, на что надо обратить внимание. В то же время, каким бы реалистичным ни был манекен, он не заменит реального пациента, и поэтому важнейшая часть учебы – это практика в клинике университета и в других медицинских учреждениях города.

– Что для вас лично значит этот университет и его столетний юбилей?

– Вся моя жизнь связана с университетом. Сначала я хотел быть детским врачом-психиатром, но после пятого курса твердо решил стать неонатологом. Уже 38 лет моя жизнь связана с этой специальностью. Одна из ярких страниц моей студенческой жизни – это участие в работе Выездной студенческой поликлиники. Мы выезжали в отдаленные районы Вологодской, Псковской и Новгородской областей. Обследовали детей, а тех, кому была нужна специализированная помощь, направляли на лечение в областную больницу и в нашу клинику. Я рад, что наши студенты возродили эту традицию, пусть и в ином формате: они тоже выезжают в регионы, помогают врачам стационаров в летний период.

-2