Да, совсем недавно я обещал переключиться на другие жанры. Но в мой кинотеатр неожиданно приехала такая столь ожидаемая новинка, как “Одно Целое” (Together), у которой рейтинг критиков на Томатах после январской премьеры на “Сандэнсе” с невероятных 100 % снизился лишь до всё ещё великолепных 90 %.
Конечно, я не мог упустить такого шанса и спешу поделиться с Вами впечатлениями, пока картина ещё в наших кинотеатрах.
О сюжете
Вообще для картин, подобных сегодняшней, зачастую не требуется подробных описаний. Это такая особенность жанра в целом и одного конкретного поджанра в частности. Достаточно сказать, что это кино о том, как тела Тима (Дэйв Франко) и Милли (Элисон Бри) необъяснимым образом начнут постепенно сливаться в одно целое.
Но переживающий второй ренессанс боди-хоррор помимо исключительно жанрового аттракциона из телесных деформаций сегодня строится ещё и на глубоком сюжетном высказывании, социальном или психологическом подтексте. Морали, если угодно.
Поэтому для “Одного Целого” важно и то, что герои – это пара в кризисе отношений, что добавляет фильму второй слой, которым восхищались критики и о котором стоит поразмышлять после просмотра зрителю. Но начну я, конечно, с первого.
Цифровая плоть
Если вспомнить последние “телесные” хорроры, которыми я восхищался в конце 2024-го и начале 2025-го годов, то они по заветам небезызвестного классика опирались скорее на практические эффекты (хотя в той же “Субстанции”, как оказалось, трудов CGI-специалистов оказалось куда больше, чем заявлялось).
Дебютная же работа австралийца Майкла Шэнкса не гнушается откровенной графики в наиболее эффектных сценах слияния. Для малобюджетного хоррора выглядит вполне достойно, хотя и слишком заметно, что, на мой субъективный взгляд, покрывает концептуальность и общая атмосфера.
Однако постановщик (он же сценарист) снабдил фильм и несколькими другими приёмами, которые безотказно работают и без оговорок (есть парочка достойных скримеров) и даже в несколько ином поджанре.
В целом же получился прекрасный боди-хоррор с оригинальной задумкой. Её чуть смазывает немного неуклюжее, даже принуждённое, объяснение происходящего.
Хотя с другой стороны, наверное, хорошо, что Шэнкс проговорил объяснение, а то не ровен час публика, оставшись в полном неведении, не оставила бы от фильма и мокрого места. А так и зрелище на все деньги, и вполне жизнеспособное объяснение необъяснимому. К тому же всё это порой приправлено отличным мрачным юмором.
Трудности отношений
На интеллектуальном же уровне благодатную пищу для размышлений дают дисбалансные и разрушающиеся отношения главных героев, где акценты немного смещены от привычных для американского кино.
Тим и Милли встречаются уже десять лет и, несмотря на внешнее счастье, между собой они уже давно утратили былую страсть, оставаясь друг с другом будто по привычке. В их паре слабым звеном оказывается Тим, погружённый в депрессию после фиаско в музыкальной карьере, у которого даже водительских прав нет. Милли же хоть и учительница, но со стабильным заработком и собственным авто. Даже предложение замужества делает именно она, а не он.
Их казалось бы незамудрёные отношения – настоящая кладезь для дискуссий об отношениях. Верно “Одно Целое” называли плохим выбором для свиданий, но отличным для последующего обсуждения со своей второй половиной.
Тут нельзя не упомянуть, что Франко и Бри на самом деле супруги вот уже десять лет. Это придаёт и убедительности их игре и некоторого “вкуса” при просмотре.
Разумеется, концовка, как аллегория, тоже достаточно интересная.
Итог
“Одно Целое” ещё в кинотеатрах, и небольшие сборы в мировом прокате, вероятно, не вытянут её на окупаемость. Хотя с независимыми картинами это довольно липкий скользкий вопрос.
А вот оценки, пусть и скудные, вполне красноречивые: критики хвалят, а зритель принял на стандартные для жанра 6-7 баллов. Что говорит о прекрасном жанровом кино, которое и посмотреть приятно и даже обдумать потом интересно (моя копилка любимчиков пополнилась).
Я не стал особо распространяться о картине, чтобы Вы могли оценить её сами – возможно, со своей второй половинкой, если не побоитесь.
Напоследок же замечу, что “Одно Целое”, пожалуй, наиредчайший пример фильма, которому локализованное название подходит гораздо лучше, чем оригинальное. А раз отечественные локализаторы могут, то и теория про обезьяну за печатной машинкой не такая уж и невероятная.
Колодезной воды испил Кирин59.
Смотрите только Хорошее Кино.
Оценки фильма на момент написания настоящей статьи:
Зрители
Кинопоиск: 6.7 (4,4 тыс. оценок)
IMDb: 7.0 (2,5 тыс. оценок)
Роттен Томатос, зрители: 77 % (1000+ оценок)
Профессиональные обозреватели
Роттен Томатос, критики: 90 % (162 рецензии)
Метакритик: 75 из 100 (34 рецензий), то есть “в целом положительные” отзывы
Рейтинг кинокритиков в России (по данным Кинопоиска): 95 % (20 рецензий)
Соотношение бюджета / к заявленным кассовым сборам (США + мир) в млн. $:
“Одно Целое” (2025): - / 10,8 (- + -)