“Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских. Он пришёл к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты — учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: «должно вам родиться свыше». Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рождённым от Духа. Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть? Иисус отвечал и сказал ему: ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь? Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете. Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, — как поверите, если буду говорить вам о небесном? Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознёс змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был через Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осуждён, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришёл в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идёт к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны. После сего пришёл Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил. А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились, ибо Иоанн ещё не был заключён в темницу. Тогда у Иоанновых учеников произошёл спор с Иудеями об очищении. И пришли к Иоанну и сказали ему: равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот, Он крестит, и все идут к Нему. Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба. Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: «не я Христос, но я послан пред Ним». Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться. Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли — земной и есть, и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех, и что Он видел и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства Его. Принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен, ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии; ибо не мерою даёт Бог Духа. Отец любит Сына и всё дал в руку Его. Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нём” (Ин. 3:1-36).
Иногда мы не видим больших различий в явлениях, которые на самом деле совсем разные. Вспоминаю, как мы с женой пошли в гости к одной нашей знакомой, когда были еще молодоженами. Эта женщина тоже недавно вышла замуж, и нам очень хотелось узнать про ее мужа. Несмотря на все наши старания что-либо выведать об этом человеке, которого мы никогда не видели, наша знакомая почти ничего не говорила о нем. Наконец, моя жена не выдержала: “Расскажи нам о нем! Какой он?” Подруга повернулась к ней и сказала: “Ты сама должна знать. У тебя ведь тоже есть муж!” Как муж, я, конечно, надеюсь, что между мужчинами существует больше различий, чем, похоже, думают некоторые женщины!
Глава 3 Евангелия от Иоанна предупреждает относительно подобного подхода к вере. У нас может возникнуть искушение сказать: “Вера есть вера”, или “Вера всегда одинакова”. Встреча Иисуса с человеком по имени Никодим бросает вызов такой неспособности отличить истинную веру от неполноценной или поддельной веры. Евангелие от Иоанна было написано, чтобы мы уверовали (20:31), поэтому для Иоанна было очень важно дать правильное определение вере, к которой он призывал.
Фактически изучение третьей главы Евангелия от Иоанна должно начинаться с 2:23, где говорится, что Иисус был в Иерусалиме на Пасху. Во время празднества Он творил знамения, и люди начинали Ему верить. В этом месте повествования создается впечатление, что Иисус осуществляет именно то, что Ему надлежало осуществить. Однако Иоанн пишет, что Иисус “не вверял Себя им, потому что знал их” (Ин. 2:24).
ВЕРА, КОТОРАЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ВЕРОЙ
Эти первые верующие не обладали той степенью веры, к которой Иисус, в конечном итоге, хотел их привести. У них была вера, но не та, что позволила бы им полностью понять, кем в действительности был Иисус. Иисус хотел больше рассказать им о Себе и о царстве Божьем, но такие понятия было трудно обсуждать с большими группами людей. Поэтому Иоанн передает учение Иисуса об истинной, христианской вере в рассказе о тайной ночной встрече Иисуса с Никодимом.
Никодим, встречающийся только в Евангелии от Иоанна, представлен как человек “между фарисеями, именем Никодим, один из начальников Иудейских” (3:1). Слово “начальник” говорит, что он был членом иудейского синедриона, бесславного совета, состоявшего из семидесяти человек, которые в то время правили иудеями. Такое положение давало власть, богатство и престиж, вводя Никодима в элитарный круг иудейского общества. Позже Иисус даже назвал его “учитель Израилев” (3:10). Обычно люди, занимавшие такое положение, как Никодим, были самыми ярыми врагами Иисуса. Однако у Никодима было ищущее сердце, поэтому он пришел к Иисусу ночью, чтобы расспросить Его о том, Кто Он такой.
Никодим начал свою беседу с Иисусом с выражения веры. Он сказал: “Равви! мы знаем, что Ты — Учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог” (3:2). Он, по крайней мере, заявлял, что верит в то, что Иисус на самом деле творит чудесные знамения и что Иисус получил Свою силу от Бога. Читающий в первый раз этот отрывок может быть шокирован тем, как Иисус ответил Никодиму. Мы могли бы предположить такой ответ: “Спасибо, Никодим, благодарю за комплимент и за поддержку, тем более, что знаю: такое признание не очень-то понравилось бы твоим товарищам из синедриона”. Однако Иисус фактически напал на Никодима, резко ответив: “Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия” (3:3).
Особенно непонятным для Никодима было то, что Иисус использовал греческое слово анотен, которое может означать как “свыше”, так и “снова”. Беседа, последовавшая вслед за этим, выглядит как разговор на двух разных языках. Иисус говорил языком “свыше”, а Никодим говорил, “как сущий от земли” (3:31). Иисус провозглашал необходимость духовного возрождения силою Бога, а Никодим пытался понять, как можно снова физически войти в утробу своей матери! И хотя ночной гость Иисуса обладал похвальным любопытством в отношении учителя из Назарета, он по-прежнему мыслил чисто человеческими категориями и еще не понял царства Божьего. Возражая Никодиму, направляя и заставляя его думать, Иисус давал определение истинной веры. Для начала Он ясно указал на две вещи, которыми царство Божье не является.
Не религиозные отправления
“Религия” — слово, несущее в себе очень разные значения. В положительном смысле оно может означать “служение и поклонение Богу”. В отрицательном смысле оно может означать “организационную систему религиозных позиций, верований и отправлений”. Это последнее значение и подверглось серьезным нападкам со стороны Иисуса, настаивающего на том, что в царство Божье можно войти, только родившись заново, свыше. Никодим, благодаря своему положению, был серьезным законопослушником. Говорил ли Иисус, что недостаточно соблюдать закон Моисея, чтобы войти в царство Божье? Несомненно! Но Никодим, мышление которого было приземленным, не мог понять, что ему говорят.
Когда Никодим недоуменно отреагировал на заявление Иисуса о том, что нужно родиться заново/свыше, Иисус снова подтвердил сказанное, на этот раз заменив слова “родиться свыше” словами “родиться от воды и Духа” (3:5). “Вода и Дух” — это уже понятия крещения. “Вода” означала, что ему требовалось очищение, “Дух” означал, что та сила, которая могла изменить Никодима, была не чем иным, как силой Святого Духа. Такая мысль была, по меньшей мере, трудной для понимания и, возможно, даже оскорбительной для Никодима.
Еще до начала служения Иисуса крещение широко практиковалось в иудаизме, когда язычник решал стать иудеем. Для того, чтобы стать иудеем (прозелитом), требовалось совершить три действия: обрезание, жертвоприношение и крещение. Предположить, что руководящему члену иудейского синедриона требовалось крещение, было немыслимо. Иисус указывал, что нельзя войти в царство Божье, если только придерживаться всех правил; для этого нужно иметь сердце, которое смирится перед Богом и позволит Святому Духу изменить и обновить его в очах Божьих.
У людей сегодня бытует мнение, что если только они сторонятся неприятностей и никому не вредят, то они угодны Богу. Изучаемый нами текст решительно выступает против такой точки зрения. Перед нами стоит Иисус, смотрит нам прямо в глаза, как смотрел в глаза Никодиму, и говорит: “Должно вам родиться свыше!”
Не просто личное убеждение
Как вы думаете, почему Никодим пришел к Иисусу ночью? Было ли это просто удобно для них обоих? Было ли это более подходящим временем для занятий, как часто учили раввины? Или Никодим слишком боялся прийти к Иисусу при ярком дневном свете? Темнота является ключевым понятием в писаниях Иоанна, и ночной визит как раз соответствовал тому, кто еще пребывал в духовной темноте (Ин. 3:19-21). Он все еще цеплялся за власть, не позволявшую ему выставлять напоказ свою приверженность Иисусу. Когда Иисус призвал Никодима родиться заново от воды и Духа, Он, помимо всего прочего, призвал его к вере и к выражению этой веры в публичном акте открытого крещения. Такая мысль была, несомненно, такой же неприемлемой для Никодима, как и мысль о том, чтобы еще раз войти в материнскую утробу!
В Евангелии от Иоанна Никодим появляется еще дважды. В следующий раз мы видим его, когда синедрион пытается арестовать и убить Иисуса во время праздника кущей (7:50-52). Тогда он еще молчит о своем интересе к Иисусу, но уже достаточно смел, чтобы убеждать синедрион в необходимости предоставления Иисусу “должного суда”. Реакция синедриона была незамедлительной и яростной: “И ты не из Галилеи ли?” (7:52). Неудивительно, что из-за такой злобной реакции Никодим по-прежнему оставался, самое большее, тайным учеником. Последний раз мы видим Никодима на погребении Иисуса (19:39, 40). В этом эпизоде он вместе с другим тайным учеником, Иосифом Аримафейским, готовит тело Иисуса к погребению и хоронит его. К концу рассказа Никодим, по всей видимости, совершил то, к чему его призывал Иисус в ту ночь, когда они обсуждали рождение свыше, открыто заявив о своей вере.
Благодаря динамике, которую мы наблюдаем в трех появлениях Никодима в Евангелии от Иоанна, он служит интересным примером для тех, кому трудно найти в себе смелость публично выразить свою веру. Рождение свыше в крещении является по своей сути публичным актом. Это решительное заявление о том, что мы принадлежим Иисусу.
Сегодня наша огромная проблема состоит в том, что мы стремимся слиться с миром и ничем из него не выделяться. Христиане так сильно хотят, чтобы их “принимали” и смотрели на них как на “нормальных”, что мы иногда идем на компромисс в вопросе о том, кто мы такие. Поступая так, мы отрицаем само убеждение, о котором смело заявляли, принимая крещение. Будь то сквернословие, пьянство или эгоистичный подход к жизни, Иисус призывает нас выделиться и всенародно заявить о нашей вере!
ВЕРА, ВЕДУЩАЯ К РОЖДЕНИЮ СВЫШЕ
Консервативный фельетонист Кэл Томас известен среди своих коллег в журналистике как человек глубоких христианских убеждений. Однажды произошла какая-то история, в которой был замешан один человек, которого все знали как христианина, и кто-то из коллег спросил Томаса: “Кэл, а ты разве не рожденный свыше христианин?” Тот спросил в ответ: “Что ты под этим подразумеваешь?” У друга не было никакого представления о том, что означал его вопрос, и тогда Томас сказал: “Да, я рожден свыше, но позволь рассказать тебе, что я имею в виду, говоря о «рождении свыше»”.
Сила Божья
Рождение свыше начинается и заканчивается силой Божьей. Иисус заявил Никодиму, что рождение свыше возможно и доступно благодаря силе Святого Духа (3:6-8). Нас может так сильно занимать то, как получить Божий дар, что мы можем забыть о самом потрясающем: прежде всего нам дается Божий Дух!
Так как рождение свыше коренится в силе Божьей, это дает нам также надежду на истинную и глубокую перемену в нашей жизни. Планируя повидать друзей, которых мы не видели долгие годы, мы всегда хотим знать, как сильно они изменились. Зная их раньше и имея представление об их основных личных качествах, мы легко можем предположить, что они все те же люди, которых мы знали двадцать или тридцать лет назад. А вдруг они испытали серьезные перемены в жизни? Для христиан ответом является неоднократное “да!” Нас меняет сила Божья.
Вера в Иисуса
Вера является решающим аспектом рождения свыше. Эта вера есть не просто какое-то мнение об Иисусе (3:2), а решение довериться Ему как Христу, Сыну Божьему (20:31). Иисус сравнивал эту веру с той, которая требовалась израильтянам в пустыне, когда Моисей вознес медного змея (3:14; Чис. 21:4-9). В то время израильтяне роптали на Моисея и на Бога за то, что они вывели их в пустыню. Устав от жалоб, Бог наслал ядовитых змей на их лагерь, и многие люди были ужалены и умерли. Люди возопили к Богу об облегчении их участи, и Бог велел Моисею выставить медного змея на шесте. Если ужаленный взглянет на медного змея, то останется жив. Чтобы взглянуть на змея, нужна была вера; но когда они смотрели, они исцелялись Божьей силой. Иисус был “вознесен” на крест (Ин. 12:32, 34), и те, кто смотрит на Него в вере и послушании, также спасаются силой Божьей!
Открыто высказанное решение
Рождение свыше возможно благодаря силе Божьей. Оно мотивируется и становится возможным благодаря вере человека в Иисуса (3:16). Однако осуществляется оно только тогда, когда человек открыто исповедует свое решение верить во время крещения, когда он “рождается от воды и Духа” (3:5). Этот акт принятия решения знаменует начало новых взаимоотношений между человеком и Богом и новых взаимоотношений между этим человеком и другими верующими в Иисуса, с церковью. Рождение свыше, безусловно, предполагает личную веру в Иисуса Христа, но оно требует и того, чтобы личная вера выражалась во время открытого акта крещения (Мк. 16:15, 16; Деян. 2:38; 22:16).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассказывают, что Джордж Уайтфилд (1714-1770) часто проповедовал по тому тексту, который мы только что изучили. Однажды его друг задал ему вопрос: “Джордж, почему ты так часто проповедуешь по тексту «Должно вам родиться свыше»?” Уайтфилд твердо ответил: “Потому что вам должно родиться свыше!”
Всем, кто считает Иисуса выдающимся человеком, великим учителем, но все же не Сыном Божьим, Иисус говорит: “Должно вам родиться свыше”.
Всем, кто считает, что быть элементарно порядочным достаточно для Бога, Иисус говорит: “Должно вам родиться свыше”.
Всем, кто доволен религиозными учениями своей культуры, Иисус говорит: “Должно вам родиться свыше”.
Всем, кто ищет только личной, своей религии, Иисус говорит: “Должно вам родиться свыше”.
Всем, кто рассматривает крещение как бессмысленную, отжившую историческую реликвию, Иисус говорит: “Должно вам родиться свыше”.