Найти в Дзене
Мой XIX век

Рассчитаться с мелкими долгами в первые 3 дня Страстной недели: традиция москвичей XIX века

Вы делаете генеральную уборку перед Пасхой? А ваши бабушки чем занимались на Страстной неделе? Перед Пасхой, на Страстной неделе, в первые три дня (понедельник, вторник и среду) в Российской империи во всех домах, от крестьянских до императорских резиденций производилась генеральная уборка. Православные готовились к Пасхе. Души очистили молитвой, тела - строгим постом, теперь самое время очистить жилье. Из мебели выколачивалась пыль, мыли все: окна, двери, стены. Обметалась паутина и пыль на потолках, посуда натиралась до блеска. В порядок приводились иконы, а лампады перед ними заправлялись свежим маслом. К вечеру среды в домах уже было свежо и предпразднично. В четверг начинались обычные предпраздничные закупки. Но в Москве XIX века существовала еще одна традиция, связанная с первыми тремя днями Страстной недели. Была ли такая в Санкт-Петербурге и в провинциальных городах - не знаю. Я подозреваю, что в столице не было. Слышали когда-либо по противопоставлении двух столиц Российск

Вы делаете генеральную уборку перед Пасхой? А ваши бабушки чем занимались на Страстной неделе?

Перед Пасхой, на Страстной неделе, в первые три дня (понедельник, вторник и среду) в Российской империи во всех домах, от крестьянских до императорских резиденций производилась генеральная уборка.

Православные готовились к Пасхе. Души очистили молитвой, тела - строгим постом, теперь самое время очистить жилье. Из мебели выколачивалась пыль, мыли все: окна, двери, стены. Обметалась паутина и пыль на потолках, посуда натиралась до блеска. В порядок приводились иконы, а лампады перед ними заправлялись свежим маслом.

К вечеру среды в домах уже было свежо и предпразднично. В четверг начинались обычные предпраздничные закупки.

Но в Москве XIX века существовала еще одна традиция, связанная с первыми тремя днями Страстной недели.

Была ли такая в Санкт-Петербурге и в провинциальных городах - не знаю. Я подозреваю, что в столице не было. Слышали когда-либо по противопоставлении двух столиц Российской империи: древней (Москвы) и новой (Санкт-Петербурга)?

Оказывается, что такое противопоставление касалось всех сфер жизни. Например, актрису (певицу), которую благосклонно принимала столичная публика, в Москве разве что не освистывали. И наоборот.

И не потому что от перемены сцены голос менялся, нет, москвичи и петербуржцы так друг другу шпильки вставляли.

В одной из статей я рассмотрела тему жизни в долг дворян XIX века (ссылка внизу).

Сколько ни читала дневников, мемуаров, писем дворян XIX века, живших в Санкт-Петербурге, ни разу не сталкивалась с такой традицией: в первые три дня Страстной недели рассчитаться с мелкими долгами.

Те же сестры Гончаровы, жившие в столице и бесконечно просившие брата Дмитрия вовремя присылать положенные им деньги, ни разу не упомянули о Страстной неделе и желании выплатить мелкие долги.

Вообще о долгах, о деньгах наполнены их письма. А о такой милой московской традиции - молчок.

Так вот, в первые три дня, когда в московских домах выбивалась пыль и мылись окна, главы семейств занимались сведением расчетов с теми, кому должны. Если денег нет, то крупные долги вернуть проблематично. Но у каждой семьи имелись мелкие должочки: в зеленной лавке, сапожнику, портному, приказчику, булочнику и т.д.

Вот эти долги и выплачивали. И, в принципе, это можно понять с точки зрения психологии. Лавки и мастеровые находились неподалеку. На Пасху все оказывались на службе в храме, прихожанами которого являлись. Гораздо приятнее христосоваться, если несколько дней назад отдал рубль или три рубля долга.

И лавочники, пирожники, сапожники, зеленщики в четверг тоже могли делать покупки к Пасхе.

Для иллюстрации.
Для иллюстрации.