«По задумке, вокруг канала должен быть выстроен инновационный промышленный и логистический кластер с портами, автодорогами, контейнерными терминалами и прочим. Естественно, в одиночку Египту сложно осилить такую задачу, поэтому он активно ищет иностранные инвестиции у государств, которых привлекает уникальная география Суэцкого канала. В 2018 году было заключено соглашение между Россией и Египтом о создании рядом с Порт-Саидом особой промышленной зоны для российских предприятий с облегчённым налоговым режимом. Полная реализация проекта изначально была рассчитана на 13—15 лет».
Администрация Суэцкого канала хотела бы заключить договор о партнёрстве с Россией.
Что это значит и насколько это выгодно нашей стране?
В исторической ретроспективе Россия всегда имела особые связи с данным регионом. В 1888 году при участии Российской империи была заключена Константинопольская конвенция по обеспечению свободного плавания по Суэцкому каналу. Египет был тогда провинцией в составе Османской империи. С тех пор утекло много воды: Российскую империю сменил СССР, а затем и Российская Федерация; Египет успел побывать под британским протекторатом, а с 1953 года стал современной республикой. Но даже по прошествии 137 лет бессрочная Константинопольская конвенция продолжает действовать и гарантировать свободное судоходство по Суэцкому каналу для всех судов, независимо от их национальной принадлежности.
В 1956 году, во время Суэцкого кризиса, именно поддержка Советского Союза обеспечила Египту успешную национализацию канала, который англичане тогда воспринимали как собственную вотчину. В результате на долгие годы Суэцкий канал стал вторым по значимости источником доходов для Египта (после туризма).
В настоящее время канал переживает не лучшие времена: количество судов резко сократилось, а доходы от его эксплуатации сильно упали. Основная причина — военное обострение в Красном море с участием Йемена, Израиля и Соединённых Штатов. В сложном положении оказался не только Египет — все ведущие судоходные компании столкнулись с дополнительными издержками (стоимость отдельных перевозок возросла до десяти раз, а страховые тарифы для маршрутов по Красному морю выросли в 20 раз). В итоге Египет уже потерял миллиарды долларов.
В рамках Плана устойчивого развития Египта до 2030 года было учреждено несколько крупных национальных проектов для поддержки египетской экономики, в том числе Экономическая зона Суэцкого канала (Suez Canal Economic Zone).
По задумке, вокруг канала должен быть выстроен инновационный промышленный и логистический кластер с портами, автодорогами, контейнерными терминалами и прочим. Естественно, в одиночку Египту сложно осилить такую задачу, поэтому он активно ищет иностранные инвестиции у государств, которых привлекает уникальная география Суэцкого канала.
В 2018 году было заключено соглашение между Россией и Египтом о создании рядом с Порт-Саидом особой промышленной зоны для российских предприятий с облегчённым налоговым режимом. Полная реализация проекта изначально была рассчитана на 13—15 лет, но сроки сдвинулись из-за пандемии. В начале 2025 года Египет ратифицировал данное соглашение, поэтому сейчас сотрудничество с Россией переходит в более активную фазу.
Кроме того, 1 января 2024 года Египет присоединился к БРИКС и рассчитывает на углубление отношений с партнёрами по объединению.
Например, с Китаем у Египта уже реализуется всеобъемлющее стратегическое партнёрство, а для китайской стороны Суэцкий канал является весьма важным звеном инициативы «Один пояс — один путь».
Россия активно развивает собственную транспортную артерию — Северный морской путь (который в том числе вполне может позиционироваться как альтернатива Суэцкому каналу). Тем не менее в рамках глобальных логистических и торговых задач конструктивные и взаимовыгодные отношения с египетской стороной сложно переоценить.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.