Найти в Дзене
90 лошадей на АКПП

Почему автовладельцы платят утильсбор, а старые авто всё ещё на дорогах?

Оглавление

В последнее время в России активно обсуждают возможное повышение утилизационного сбора, что может привести к новому витку роста цен на автомобили. Разберёмся, что это за сбор, почему его хотят увеличить и как это отразится на кошельках автолюбителей.

Что такое утильсбор и кто его платит?

Утилизационный сбор — это специальный налог, который взимается с производителей и импортёров автомобилей. Его ввели, чтобы компенсировать затраты на переработку старых машин, когда они выходят из строя. Размер сбора зависит от типа транспортного средства, его массы и мощности двигателя.

Сейчас формула расчёта выглядит так:
Базовая ставка × Коэффициент = Сумма утильсбора

Например, для легкового автомобиля с двигателем 1.6–2.0 л сбор составляет около 20–50 тыс. рублей, а для мощных внедорожников может доходить до 150–200 тыс.

Почему его хотят повысить?

С 1 октября 2024 года планируется увеличить утильсбор на 70–85%, а затем ежегодно поднимать его ещё на 10–20%. К 2030 году для некоторых моделей (особенно мощных иномарок) сбор может превысить полмиллиона рублей, что сделает их ввоз в Россию практически бессмысленным.

Кого это затронет?

  • Импортёров — они будут вынуждены закладывать повышенный сбор в цену автомобиля.
  • Покупателей подержанных машин из-за рубежа — если двигатель больше 3 литров, сбор придётся платить даже при личном ввозе.
  • Производителей — хотя государство обещает компенсировать им расходы, риски роста цен всё равно есть.

Куда идут эти деньги?

Теоретически утильсбор должен направляться на переработку старых автомобилей. Однако прозрачности в этом вопросе нет:

  • В 2023 году сбор принёс бюджету 659 млрд рублей.
  • В 2024-м ожидается уже 967 млрд.

При этом Минпромторг заявляет, что деньги пойдут на господдержку автопрома, включая субсидии отечественным производителям. Но Российская ассоциация дилеров (РОАД) требует отчётности — пока неясно, сколько именно тратится на утилизацию, а сколько просто пополняет бюджет.

Что будет с ценами?

  • Иномарки точно подорожают — импортёры переложат сбор на покупателей.
  • Российские авто — официально заявляют, что роста не будет, но дилеры опасаются скрытого повышения из-за инфляции и косвенных затрат.
  • Подержанные машины — если сбор введут и для частных ввозов, цены на б/у резко вырастут.

Вывод: стоит ли ждать подорожания?

Скорее всего, да. Даже если государство компенсирует сбор для российских производителей, импортные машины станут дороже. А учитывая, что многие компоненты для «отечественных» авто тоже ввозятся, риски есть для всех.

А как вы думаете, оправдано ли такое повышение? Или это просто ещё один способ пополнить бюджет? Пишите в комментариях!