Найти в Дзене

Как «вытащить» историю из дома, если о нем молчит Гугл?

Знакомая картина, правда? Есть дом, а поисковики ничего внятного о нем сказать не могут! Вот, например, такой красавец, Вознесенский переулок, 3: Как «вытащить» из этих кирпичей историю, если Яндекс и Гугл как воду в рот набрали? Давайте, покажу, как я это делаю! Прежде посмотрим, что о нашем незнакомце пишут краеведы. В книге Романюка находим только это: «В доме № 3 по Вознесенскому переулку до большевистского переворота помещался 4-й городской бесплатный родильный приют. Их в Москве насчитывалось шесть, остальные принадлежали частным лицам и, как правило, были платными». Пока немного? Зайдем с другой стороны! Если дом — старый и красивый, он с высокой вероятностью войдет в число объектов культурного наследия. Официальная информация о памятниках занесена в реестр. Технически проще всего ее найти по публикациям в номерах 26-29 журнала «Московское наследие». Про наш домик читаем: «Городская усадьба А. А. Лясотович — А.Н. Мамонтова — 4-й городской бесплатный родильный приют: жилой дом со

Знакомая картина, правда? Есть дом, а поисковики ничего внятного о нем сказать не могут!

Вот, например, такой красавец, Вознесенский переулок, 3:

Фотография автора
Фотография автора

Как «вытащить» из этих кирпичей историю, если Яндекс и Гугл как воду в рот набрали? Давайте, покажу, как я это делаю!

Прежде посмотрим, что о нашем незнакомце пишут краеведы. В книге Романюка находим только это:

«В доме № 3 по Вознесенскому переулку до большевистского переворота помещался 4-й городской бесплатный родильный приют. Их в Москве насчитывалось шесть, остальные принадлежали частным лицам и, как правило, были платными».

Пока немного? Зайдем с другой стороны! Если дом — старый и красивый, он с высокой вероятностью войдет в число объектов культурного наследия. Официальная информация о памятниках занесена в реестр. Технически проще всего ее найти по публикациям в номерах 26-29 журнала «Московское наследие».

Про наш домик читаем:

«Городская усадьба А. А. Лясотович — А.Н. Мамонтова — 4-й городской бесплатный родильный приют: жилой дом со службами — родильный приют; пилоны ворот, 1850-е гг., 1870-е гг., 1882 г., 1920-е гг.»

Да, это здание второй половины XIX века. Посмотрим, не найдутся ли старые фотографии на сайте pastvu.com? Найдутся!

Фотография 1913-14 годов, П. П. Павлов, pastvu.com
Фотография 1913-14 годов, П. П. Павлов, pastvu.com

А вот — семьдесят лет спустя:

Фотография 1988-89 годов, И. Нагайцев,  pastvu.com
Фотография 1988-89 годов, И. Нагайцев, pastvu.com

Сравнив с современной картиной, понимаем, что фасад неплохо сохранился, хотя жаль художественное литье, цокольную часть дома и ворота.

Теперь посмотрим адресную книгу «Вся Москва»! Скажем, за 1902 год. Естественно, мы не найдем Вознесенского переулка… то есть найдем и даже не один, только не здесь. Нынешний Вознесенский до революции назывался Большим Чернышевским!

И видим: да, в 1902 году дом действительно принадлежал наследникам Александра Николаевича Мамонтова... Громкая московская фамилия!

Нетрудно убедиться, что этот купец был двоюродным братом знаменитого предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова по прозвищу «Савва Великолепный» и что жена Татьяна была дочерью не менее известного коллекционера Алексея Хлудова.

Александр Иванович Мамонтов скончался в 1900 году. Обратившись к ранним выпускам «Всей Москвы», можно увидеть, что потомственный почетный гражданин и проживал тут, у себя в усадьбе. Держал здесь телефон с трехзначным номером. А еще Мамонтов (до 1880 года) владел знаменитой гостиницей «Лоскутная» - там, где сейчас ТЦ «Охотный ряд»

Вот фотография предпринимателя!

Александр Мамонтов, pushkino.tv
Александр Мамонтов, pushkino.tv

Сохранился деревянная усадьба-дача Александра Мамонтова (ныне в черте города Пушкино):

Дача Мамонтова, pushkino.tv
Дача Мамонтова, pushkino.tv

Чтобы узнать об этом деятеле больше, обратимся к подмосковным краеведам! Читаем, что к концу XIX века Александр Иванович

«был слепой старик. Его водили под руки, и у него всегда жили студент и барышня для чтения вслух».

Скорее всего, летом Мамонтов жил у себя в имении, зимой — в нашем московском особняке. Активно занимался церковной благотворительностью. С женой они давно разъехались (1880 год). Ситуация была скандальной.

Племянница вспоминала:

«Судьба самой Татьяны Алексеевны [род. 1844] сложилась так: как-то, в самом расцвете молодости и красоты она захворала. Был вызван врач Владимир Федорович Снегирев. Он страстно влюбился в нее, а она в него.
К ужасу и негодованию всех родных, Татьяна Алексеевна бросила блеск, общество, мужа и ушла к Снегиреву, поселившись в его квартире на Спиридоновке. Снегирев был известный в Москве врач-гинеколог. Татьяну Алексеевну уже нигде никто не видал, она стала жить затворницей. Из родных у нее бывали лишь мои родители – Василий Алексеевич и Нина Флорентьевна Хлудовы. Эти визиты были унылы и весьма невеселы.
Снегирев часто кутил, много пил.
Я сама помню уже то время, когда она поселилась на Б. Никитской в собственном доме, с колоннами, большой залой и анфиладой прекрасных, нарядных комнат. Жила она одна. Дочери были уже замужем, сын жил на Пресне. Она читала свой любимый “Исторический вестник”, раскладывала пасьянс и часто уезжала жить в Сочи и за границу».

Судя по «Всей Москве», тот самый дом с колоннами — это Большая Никитская, 44 (усадьба Черкасской — Баскакова).

Дом на Никитской, фотография автора
Дом на Никитской, фотография автора

Однако нас интересует домик в Вознесенском! Овдовев (естественно, официально пара не была разведена), купчиха должна была наследовать дом вместе с детьми. А в 1905 году сюда переехал «Четвертый городской бесплатный родильный приют» (Романюк ошибался — их было в Москве в тот момент двенадцать… только городских бесплатных).

Татьяна Алексеевна в молодости, pushkino.tv
Татьяна Алексеевна в молодости, pushkino.tv

Попечительницей четвертого родильного приюта была, как нетрудно догадаться, вдова Татьяна Алексеевна. Наследники Мамонтова сдали приюту свой дом — наверняка безвозмездно, это была форма благотворительности.

Есть много способов благотворить, почему вдова выбрала именно этот? У дам-меценаток бывали личные причины: скажем, купчиха Абрикосова основала роддом после того, как родила сама 22 раза. Так почему могла стать попечительницей вдова Мамонтова?

Думаю, это близко подходит к научным интересам ее гражданского мужа Владимира Снегирева, который был не просто «известным врачом» и кутилой, но одним из отцов-основателей русской гинекологии. Я уже посвящал статью трагикомичному эпизоду из его биографии.

На тот момент (к 1906 году) наследники разделили наследство, и владелицей дома в Вознесенском была дочь Мамонтовых Марина Костарева.

Внучкой последней хозяйки была известная художница-мультипликатор, которая поучаствовала в создании «Бременских музыкантов», «Кота в сапогах» и других фильмов, которые в детстве смотрели все.

Вот что можно открыть о «неизвестном доме», если просто пробежаться по справочникам.

Вознесенский, 3, фотография автора
Вознесенский, 3, фотография автора

Если понравилась статья, поставьте лайк, тогда ее увидят больше читателей! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить другие материалы.