Найти в Дзене

Новый Иерусалим - Воскресенский монастырь в Истре и патриарх Никон

Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря - единственное в своем роде сооружение в истории русского церковного зодчества. Грандиозная постройка - копия иерусалимского Храма Гроба Господня была заложена в середине XVII века, а затем обновлена при царице Елизавете Петровне. Древние формы романского стиля, русские изразцы и елизаветинское барокко причудливо соединились в этом храме. Основателем Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря был московский патриарх Никон. Прежде на этом месте в живописной долине реки Истры находилось село Воскресенское, через которое Никон часто проезжал в другую свою обитель - Иверский монастырь на Валдае. В 1656 году Никон купил село Воскресенское и ближайшие деревни у Романа Федоровича Бобарыкина, затем записал в вотчину Иверского монастыря. С дозволения царя Алексея Михайловича патриарх заложил на реке Истре новый монастырь, названный Воскресенским. Первоначальный облик монастыря был скромным: был построен деревянный соборный храм Воскресения Хри
Фотографии: Антон Саков
Фотографии: Антон Саков

Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря - единственное в своем роде сооружение в истории русского церковного зодчества. Грандиозная постройка - копия иерусалимского Храма Гроба Господня была заложена в середине XVII века, а затем обновлена при царице Елизавете Петровне. Древние формы романского стиля, русские изразцы и елизаветинское барокко причудливо соединились в этом храме.

Основателем Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря был московский патриарх Никон. Прежде на этом месте в живописной долине реки Истры находилось село Воскресенское, через которое Никон часто проезжал в другую свою обитель - Иверский монастырь на Валдае. В 1656 году Никон купил село Воскресенское и ближайшие деревни у Романа Федоровича Бобарыкина, затем записал в вотчину Иверского монастыря. С дозволения царя Алексея Михайловича патриарх заложил на реке Истре новый монастырь, названный Воскресенским.

Первоначальный облик монастыря был скромным: был построен деревянный соборный храм Воскресения Христова и деревянная ограда с башенками. На освящение монастырской церкви в 1657 году прибыл сам царь Алексей Михайлович со свитой. По преданию, после службы царь осмотрел окрестности нового монастыря, и, глядя на обитель с холма, расположенного к востоку, воскликнул:

Воистину благословил Бог устройству на этом месте монастыря: оно прекрасно, подобно Иерусалиму!

Возможно, это была только метафора, но патриарх Никон вынашивал идею буквального повторения под Москвой святыни Иерусалима. Он начал строительство грандиозного каменного собора, который "образом, мерою и добротою" должен был повторить знаменитый Храм Гроба Господня. Незадолго до этого в Палестину ездил известный путешественник келарь Троице-Сергиевого монастыря Арсений Суханов. Он привез в Москву кипарисовую разборную модель Храма Гроба Господня и книгу "Проскинитарий" с подробным описанием размеров здания.

Никон наделил и окрестности нового монастыря разными библейскими названиями: реку Истру назвал Иорданом, соседние холмы - Фавором, Ермоном и Елеоном. Село Микулино стало селом Скудельничим. Был вырыт поток, получивший имя Кедрон, посажен Мамврийский дуб.

В 1658 году Никон заложил первый камень нового Воскресенского собора, но царь уже отсутствовал на этом торжестве. Между царем и патриархом произошла размолвка, переросшая затем в полный разрыв. В том же году патриарх, обиженный царем, покинул Москву. В плетеных санях и простой монашеской одежде он выехал в Ново-Иерусалимскую обитель. От патриарших и государственных дел Никон с тех пор "самоустранился" и занялся строительством своего Нового Иерусалима. Копал землю, готовил кирпичи, рубил дрова, вынимал изразцы из печей. Поселился Никон в особом скиту в виде башенки наподобие столпа с церковью и тесной кельей. В крещении, до принятия монашеского имени, Никон был назван родителями в честь преподобного Никиты Столпника, и, видимо, решил подражать своему небесному покровителю.

Так Никон прожил восемь с половиной лет, и лишь три раза ненадолго покидал стены монастыря. За этом время к 1665 году в монастыре насчитывалось уже до тысячи человек братии, а Воскресенский собор был возведен до сводов. Никон освятил при жизни три придельных храма: Голгофскую верхнюю церковь, нижнюю Предтеченскую и Успенскую в левом крыле храма. В Предтеченской церкви Никон заранее устроил место для собственного погребения. Никон часто служил в Голгофской церкви, в том числе и в последний раз в декабре 1666 года незадолго до низложения и ссылки.

Иконостас верхнего Голгофского придела
Иконостас верхнего Голгофского придела

Иконостас Голгофской церкви украшают иконы, сюжет которых посвящен страданиям и смерти Спасителя. Вместо обычного ряда двунадесятых праздниках в медальонах помещены сцены предательства Иуды, суда, бичевания, крестного пути, распятия и погребения. По сторонам царских врат помещены особенные иконы Богородицы и Спасителя: Христос в терновом венце и багрянице, и икона Богородицы "Семистрельная". Здесь же расположено старинное кипарисовое распятие, о котором будет еще сказано далее.

В 1666 году по инициативе царя Алексея Михайловича состоялся церковный суд над патриархом Никоном. Были выдвинуты разные формальные обвинения, но главная причина суда была, вероятно, другая. Никон утверждал, что священство выше "царства" (то есть политической власти), именовался как "великий господин и государь". В правление Михаила Романова так же именовался патриарх Филарет Никитич, но он был родной отец молодого царя из новой династии. Никон, конечно, не был кровным отцом царя, да и авторитет Романовых уже значительно укрепился при Алексее Михайловиче. Никон хотел утвердить высокое положение патриаршей власти, но в итоге вступил в конфликт с сильным монархом. Суд, на который пригласили восточных греческих патриархов, лишил Никона патриаршего сана. Как простой монах он был сослан в Ферапонтов монастырь на Вологодскую землю.

После этих драматических событий "обезглавленный" Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь стал приходить в упадок. Жизнь в обители замерла на долгие 14 лет: лучшие мастера были вызваны в Москву, артели распались, недостроенный собор ветшал и разрушался. Так продолжалось до самой кончины царя Алексея Михайловича.

Царь умер в 1676 году, и престол занял его сын Федор Алексеевич. Однако положение Воскресенской обители от этого сразу не улучшилось, а лично для Никона стало даже хуже - из Ферапонтова монастыря его перевели в более строгое заточение в Кириллов Белозерский монастырь.

Почитательницей Никона была родная тетка царя Федора - царевна Татьяна Михайловна. Она много рассказывала племяннику о благочестии бывшего патриарха и небывалой обители под Москвой. Наконец, рассказы тетки возымели действие - в 1678 году царь Федор решил посетить забытый Новый Иерусалим. Царь Федор Алексеевич был поражен размахом этой задумки и вскоре объявил о своем решении продолжить строительство собора. Тогда же царь пообещал инокам на место скончавшегося игумена вернуть им из ссылки патриарха Никона "наченшего обитель сию, иже нача и великую церковь созидати к совершению".

Никон уже 14 лет томился в северном заточении и был к тому времени немощен и болен. Он так писал о своем положении братии Ново-Иерусалимского монастыря:

Болен есмь болезнию великою, вставать не могу, на двор выйти не могу же, лежу во гноищи... умереть мне будет внезапу.

Против возвращения из ссылки Никона решительно выступил тогдашний патриарх Иоаким. Из-за его непримиримой позиции царь не мог сразу исполнить свое желание, а время шло. Наконец, Федор Алексеевич убедил Иоакима и других архиереев отпустить Никона умирать в свою Воскресенскую обитель. В Белозерский монастырь срочно был отправлен дьяк Чепелев с приказом доставить Никона в Воскресенскую обитель "аще жив есть или мертв".

Царский гонец поспешно прибыл к месту заточения Никона и приказал немедленно готовится в путь. А путь предстоял тяжелый - 400 верст в струге по рекам Шексне и Волге и от Ярославля еще 400 верст по суше... Никон едва мог передвигаться, и его положили в судно, которое успешно прошло первую часть пути и достигло Толгского монастыря близ города Ярославля. Народ тащил на себе струг с умирающим патриархом в устье реки Которости. Причалили у монастыря Всемилостивого Спаса. Здесь Никон и скончался 16 августа 1681 года на 76 году от рождения, так и не увидев любимого Нового Иерусалима.

Старинное кипарисовое распятие в Голгофском приделе
Старинное кипарисовое распятие в Голгофском приделе

Оставшуюся половину пути в Воскресенский монастырь везли уже бездыханное тело Никона. Через десять дней процессия прибыла в Ново-Иерусалимский монастырь. Тело Никона облачили в архиерейские одежды и положили в каменном гробе в Предтеченском приделе "под Голгофою", где он и завещал себя похоронить еще при жизни. Камень для гроба был заранее привезен с Белого моря, где еще в юности подвизался Никон простым монахом на острове Анзер. Всего несколько месяцев спустя скончался и молодой царь Федор Алексеевич.

Однако еще была жива сестра Алексея Михайловича и тетка Федора Алексеевича, давняя покровительница Никона и его обители - царевна Татиана Михайловна. Ее попечением состоялось завершение строительства и украшения Воскресенского собора. В 1685 году великолепный храм был освящен. В 1691 году царевна пожертвовала в обитель великую святыню - серебряный ковчег с частью мощей своей небесной покровительницы - мученицы Татианы. Примерно тогда же была построена зимняя Христорождественская церковь и каменная ограда вокруг монастыря с 8 башнями. Башни получили "иерусалимские" имена: Гефсиманская, Сионская, Давидова, Дамасская и др.

В XVIII столетии судьба Ново-Иерусалимской обители складывалась непросто. В 1723 году в день Вознесения Господня обрушился центральный шатер Воскресенского собора. К счастью, духовенство и народ в этот момент вышли из храма по случаю праздника с крестным ходом к холму Елеону, поэтому никто не погиб. В 1726 году случился еще и пожар в полуразрушенном монастыре. На протяжении следующих 26 лет Воскресенский собор так и лежал в развалинах.

Возобновлением Нового Иерусалима занялась императрица Елизавета Петровна. Она назначила начальником восстановления знаменитого архимандрита Амвросия Зертис-Каменского, а архитектурные проекты поручила составить выдающемуся мастеру Бартоломео Растрелли. За десять лет в 1749-1759 годы был не только заново выстроен шатер и "кувуклия", но и обновлены все приделы, украшены стены внутри и снаружи. Храм так сильно изменился, что Амвросия Зертис-Каменского иногда даже называли вторым создателем Ново-Иерусалимского монастыря. Впоследствии Амвросий стал архиепископом московским. Он скончался трагически - был убит толпой у ворот Донской обители во время Чумного бунта .

Шатер Воскресенского собора изнутри. Восстановлен в формах елизаветинского барокко
Шатер Воскресенского собора изнутри. Восстановлен в формах елизаветинского барокко

Частичные ремонтные работы проводились также при Екатерине II, Павле и Александре I. Затем обитель на многие десятилетия осталась без достаточных средств, здания вновь, уже в третий раз, ветшали и приходили в упадок. В середине XIX века появился новый благотворитель Ново-Иерусалимского монастыря - на этот раз не царская особа, а разбогатевший звенигородский крестьянин, фабрикант Павел Григорьевич Цуриков. В 1873-1874 годы на его средства начались восстановительные работы в главном Воскресенском соборе. Были позолочены главы, иконостасы, включая главный 12-ярусный иконостас, отреставрированы все иконы, обновлена стенная живопись. Цуриков лично наблюдал за ходом работ и еженедельно приезжал в Новый Иерусалим, подолгу оставаясь в храме.

15 сентября 1874 года обновленный Воскресенский собор был торжественно освящен. Накануне праздновалось Воздвижение Креста Господня (по старому стилю), и еще со времен Никона по обычаю каждому богомольцу раздавались крестики и цветки освященные у старинного распятия Голгофского придельного храма. Это распятие было сооружено еще при Никоне из кипарисовых досок, которые были привезены из Палестины. Освящение храма возглавил митрополит московский Иннокентий, а к началу литургии прибыл московский генерал-губернатор В. А. Долгоруков.

Так завершилось формирование уникального архитектурного ансамбля в Новом Иерусалиме. К концу XIX века в монастыре было 6 отдельных храмов: Воскресенский собор, зимний храм Рождества Христова (построен 1686-1692 гг.), надвратная Входоиерусалимская церковь (построена 1694-1697 гг.), две домовые церкви в кельях (в царском дворце и настоятельских покоях), а также столпообразный храм-скит за пределами ограды обители, в котором жил когда-то основатель монастыря патриарх Никон. В главном Воскресенском соборе, помимо главного алтаря, в обходной галерее и в подземной церкви насчитывалось 28 приделов! А изначально Никон задумывал устроить в Воскресенском храме 365 приделов - по числу дней в году.

Зимний храм Рождества Христова был устроен по желанию царевны Татьяны Михайловны, как подобие святых мест Палестины, связанных с рождением Спасителя. Однако "живого" подобия Назарета и Вифлеема создать не удалось. Духовный писатель и путешественник Андрей Муравьев (ум. в 1874 году), совершивший поездку на Святую землю, посетил и Новый Иерусалим на Истре. Он хотел сравнить, насколько точно подмосковная обитель повторяет свои прообразы. Когда монах водил Муравьева по церкви Рождества Христова, он разочарованно говорил:

Здесь нет и тени сходства… слышу названия вифлеемские, но не узнаю самых мест.

Совсем другое впечатление произвел на него главный Воскресенский собор. Зайдя внутрь, Муравьев воскликнул:

Я снова в Палестине!

Осенью 1941 года бывший город Воскресенск - нынешняя Истра - был захвачен немцами. При отступлении немцы намеренно подорвали здание Воскресенского собора. Вновь, уже во второй раз в своей истории, обрушился огромный шатер храма. Кроме того, была почти полностью уничтожена колокольня. Шатер собора был воссоздан в 1959 году. А нынешний облик соборный храм, его шатер и колокольня получили после длительной реставрации, которая завершилась в 2019 году.

Место погребения патриарха Никона в Предтеченском приделе Воскресенского собора
Место погребения патриарха Никона в Предтеченском приделе Воскресенского собора

Патриарх Никон остается противоречивой фигурой в истории Русской Церкви. Его обрядовые реформы стали началом болезненного церковного раскола в русском православии, последствия которого ощутимы до сих пор. Для старообрядцев патриарх Никон является одним из главных "антигероев", а всех принявших реформы они до сего дня называют "никонианами". Но и в Православной Церкви Никон не был признан как святитель, хотя позднее и было решено отменить прещения собора 1666 года, и разрешено поминать его как патриарха московского.