Найти в Дзене
Свет книг

Ефремов на краю Ойкумены

Друзья, на днях я увидела на канале Лены, автора канала "Кот-книголюб" рассуждения на тему романа Ивана Антоновича Ефремова. И мне вдруг захотелось поделиться впечатлениями об этой книге. Захотелось написать комментарий, но мне не удобно с телефона выкладывать простыневые комментарии. Поэтому я решила поделиться впечатлениями с вами, мои дорогие читатели, в этой публикации. Но если вы не против, то я, мои дорогие, начну с самого начала. В детстве меня И. А. Ефремов не впечатлял. Скорее всего, будучи ребёнком я была слишком маленькая, чтобы оценить его творчество. Однако отношение к Ефремову, точно так же, как и отношение к Стругацким, у меня с возрастом кардинально поменялось. Наверное, и до книг Ефремова тоже следует дорасти. О существовании романа "На краю Ойкумены" я узнала, когда второй раз перечитала его знаменитую "Таис Афинскую". И даже деньги на покупку книги начала копить, но как-то не сложилось. А потом мой знакомый подарил мне стопочку не новых книг и среди них, о чудо, бы
Оглавление

Друзья, на днях я увидела на канале Лены, автора канала "Кот-книголюб" рассуждения на тему романа Ивана Антоновича Ефремова. И мне вдруг захотелось поделиться впечатлениями об этой книге. Захотелось написать комментарий, но мне не удобно с телефона выкладывать простыневые комментарии. Поэтому я решила поделиться впечатлениями с вами, мои дорогие читатели, в этой публикации.

Фото автора.
Фото автора.

Но если вы не против, то я, мои дорогие, начну с самого начала. В детстве меня И. А. Ефремов не впечатлял. Скорее всего, будучи ребёнком я была слишком маленькая, чтобы оценить его творчество.

Однако отношение к Ефремову, точно так же, как и отношение к Стругацким, у меня с возрастом кардинально поменялось. Наверное, и до книг Ефремова тоже следует дорасти. О существовании романа "На краю Ойкумены" я узнала, когда второй раз перечитала его знаменитую "Таис Афинскую". И даже деньги на покупку книги начала копить, но как-то не сложилось.

А потом мой знакомый подарил мне стопочку не новых книг и среди них, о чудо, была и эта книжечка. Помню, когда мне среди предлагаемых книг попался этот томик, я радостно воскликнула и знакомый посмотрел на меня как на сумасшедшую. А книжка оказалась очень старая:

Фото автора.
Фото автора.

Но меня год выпуска книги нисколько не смутил. Пусть книга хоть 100 летней давности, главное - содержимое, в особенности, если роман принадлежит перу автора, которому доверяешь. Прямо как в случае с Ефремовым. Правда, её состояние не в лучшем виде и даже тканевый корешок порванный.

Фото автора.
Фото автора.

Сразу по прочтении я забыла заклеить корешок, но уже исправила упущение. Томик совсем не толстый, всего-то 290 страниц. Но зато белая бумага и полно иллюстраций - то что я люблю.

Но хоть до состояния тряпки эту книгу не довели - и то хорошо. А то что несколько потрёпанная - значит зачитанная. А раз так - значит не одна я оценила этот роман.

Иллюстраций в книге два вида. Одни небольшие и по качеству так себе. Люди на них изображены чисто схематически, поэтому я, как наглядный пример, из всех выбрала с животным:

Фото автора.
Фото автора.

Другие картинки, хоть и тоже чёрно-белые, но в отличие от первых очень красивые и расположенные на вклейках:

Фотошоп автора.
Фотошоп автора.

Автор иллюстраций - и одних и вторых Н. Гришина.

Сюжет

Наверное известен всем. Вот его я и хочу обсудить. Главный герой - простой греческий паренёк - очень трудолюбивый и обладает поразительной тягой к знаниям. Думаю, описывая его, автор рассказал какой хотел бы видеть советскую молодёжь.

Работая в мастерской скульптора и зная, что унаследует эту мастерскую, женившись на дочери работодателя, он хочет набраться ещё умением, говоря современным языком, повысить квалификацию, и отправляется в путешествие.

Читая книгу я удивлялась тому, какой он рисковый парень был. Он ведь мог в переплёт угодить. Вернее угодил. Я-то более осторожная, но зато - более целая. А его помотало, зато мир повидал. Увидел те места, куда не ступала нога грека.

Случайно на Крите парень увидел бычьи пляски. Помню я об этом читала в книге Мери Рено "Тесей", так что читая обтекаемые формулировки, понимала о чём речь. Должна признать, что автор "Тесея" более детально и живописно описала эти "игрища". И более противно. Критяне отомстили парню за то, что увидел, то что не было предназначено для его глаз. Он лишился главного, что есть человека - свободы. Я не говорю "жизнь", потому что только тот человек, который принадлежит самому себе способен сохранить в себе всё человеческое. Но ГГ- и в рабстве это удалось.

Лирическое отступление: однажды учительница спросила есть и у нас - тогда ещё подростков, в окружении пример для подражания. Тогда не было.

А вот в литературе таким примером может быть герой из "На краю ойкумены", на ряду с Волкодавом.

Вот сейчас я пишу эти строки и вдруг поймала себя на мысли: а ведь этот роман - не единственный из прочитанных мной романов о Древнем Египте.

Не помню себя в роли египетской царицы. Хотя, кто знает?
Не помню себя в роли египетской царицы. Хотя, кто знает?

Но все, кто обращал свой писательский взгляд на страну пирамид, описывали в своих книгах жизнь фараонов, или их окружение. С придыханием от восторга эти авторы описывали тончайшие ткани, тучный скот и блестящее золото, а ещё победы, победы, победы.

И только Иван Ефремов, повествуя о Древнем Египте показал жизнь ра.бов: тяжёлую, я даже скажу непосильную работу, жидкая баланда утром и вечером и уд.ары плетью за попытку поговорить с товарищами по нес.частью. Да, разговаривать им запрещалось. Что б не сговорились, значит.

Другие авторы с восторгом описывали восхитительные фрески и монументальные статуи, золотые плиты на стенах царского дворца, мозаичные полы... И только Ефремов живо описал те ско.тские условия, в которых содержались ра.бы. Никогда не забуду, что когда я читала этот роман, а именно условия содержание ра.бов, я почувствовала, как мои длинные волосы зашевелились на затылке. Не приятное ощущение, скажу я вам. И читала всё это я понимала, что не выжила в тех условиях и дня...

А ГГ выжил и не потерял себя, и не оставил мечту вернуть себе свободу.

К слову, мой Томми в лучших условиях находится.

Из этого романа я вынесла мысль о том, что все эти истории о "золотом веке" - вр.аки! Не было никакого "золотого века"! Вернее был, но не для всех. Одни в роскоши купались, а другие - краюху хлеба на пятерых делили!

Из всех авторов про Древний Египет Иван Антонович Ефремов - самый честный.

А знаете, что меня больше всего поразило в книге? Когда ГГ в надежде заслужить от египтян свободу получил тяжёлое ран.ение от носорога и несколько недель находился в прострации, изредка приходя в себя, его друзья всё это время тащили его на носилках... У меня таких друзей нет. И я даже больше скажу: каждый, у кого есть такие друзья - счастливчик.

А вот когда товарищам встретились "полосатые ослики" я смеялась вместе с африканцами, потому что уже знала, что ишаки "одетые в пижаму" очень кусачие. Вообще я с большим интересом читала описания животных, которых они встречали на своём пути. Одних я узнавала по описанию, других - нет.

А вот концовка, вроде бы и счастливая, но всё равно заставила меня грустить.

О книге в целом

"На краю Ойкумены" самая лучшая книга о Древнем Египте. Не зря я так стремилась её прочитать. Прочитала - и не разочаровалась. Думаю её стоит перечитать. И снова рассмотреть картинки.

И вообще это одна из лучших книг Ефремова и она точно лучше всего того, что пишут сейчас.

Хотя рекомендовать её вам к прочтению, думаю, нет нужды. Вы и без меня знаете, что эта книга хороша. И тем более я очень благодарна всем, кто уделил внимание этой моей публикации!

А на этом я с вами прощаюсь и желаю вам всего самого хорошего, что есть в жизни в наш не золотой век. Обзор на книгу про Древний Египет у меня здесь:

Пока!

-7