Боровиковский Владимир Лукич (1757–1825)
Видный художник – портретист конца 18 начала 19 веков.
Родился 24 июля (4 августа) 1757 года в Миргороде. Его отец Лука Иванович Боровик (1720—1775), был потомственным иконописцем. Он же стал первым учителем живописи для своего сына.
С 1774 по 1780 годы Владимир Боровиковский служил в Миргородском казачьем полку. Уволившись в звании поручика, полностью посвятил себя живописи. Работал главным образом, как иконописец, но во второй половине 80-х годов 18 века благодаря знакомству с известным поэтом и общественным деятелем В. В. Капнистом получил выгодный заказ на внутреннюю роспись интерьера дома в Кременчуге, предназначавшегося для Императрицы Екатерины Великой.
Государыня по достоинству оценила работу живописца и повелела ему отправляться в Петербург.
Боровиковский перебирается в столицу в 1788 году и становится учеником Дмитрия Григорьевича Левицкого, крупнейшего портретиста эпохи Екатерины Великой.
В 1794 году Боровиковский пишет портрет «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» за который получил статус назначенного (кандидата) в академики.
Многие литературоведы считают, что именно этот портрет позже Пушкин использовал для описания Императрицы в сцене её встречи с Марией Мироновой, героиней повести «Капитанская дочка»
"Марья Ивановна пошла около прекрасного луга, где только что поставлен был памятник в честь недавних побед графа Петра Александровича Румянцева. Вдруг белая собачка английской породы залаяла и побежала ей навстречу. Марья Ивановна испугалась и остановилась. В эту самую минуту раздался приятный женский голос: "Не бойтесь, она не укусит". И Марья Ивановна увидела даму в белом утреннем платье, в ночном чепце и душегрейке. Ей казалось леи сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую."
В 1795 году Владимир Лукич становится академиком Императорской Академии художеств за портрет великого князя Константина Павловича.
В дальнейшем он пишет портрет Павла I
и множество портретов знатных особ того времени.
Вглядитесь в лица этих людей, живших более 200 лет тому назад. Они смотрят на нас сквозь призму времени и кажутся живыми. Наверное, это и есть «волшебная сила искусства».
Листайте галерею
Кроме парадных портретов Боровиковский известен как один из родоначальников русского сентиментализма. Одним из самых известных его произведений стал «Портрет торжковской крестьянки Христиньи»
В дальнейшем тема изображения "не испорченных роскошью", живущих в мире простых чувств и в тесном общении с природой крестьян получила широкое распространение в творчестве ученика Боровиковского Алексея Веницианова.
Под конец жизни Владимир Лукич Боровиковский вернулся к иконописи. Он, в частности, вместе с такими знаменитыми современниками как Карл Брюллов, Федор Бруни и несколькими другими работал над внутренним убранством Казанского собора в Петербурге.
Скончался замечательный художник 6 (18) апреля 1825 года и был похоронен на Смоленском православном кладбище.
Вскоре над его могилой было воздвигнуто надгробие в виде саркофага из гранита с рельефным изображением креста на профилированной крышке. Саркофаг установлен на плите из тесанного камня на металлических фигурных опорах в виде львиных лап.
В 1931 году захоронение Владимира Лукича Боровиковского было перенесено в «Некрополь 18 века».
Стасов Василий Петрович (1769–1848)
Выдающийся русский архитектор первой половины 19 века. Один из основоположников стиля русский ампир, академик ИАХ. Отец выдающегося музыкального и художественного критика В. В. Стасова.
Родился в Москве 24 июля (4 августа) 1769 года.
До 1783 года учился в гимназии при Московском университете, но после смерти сначала отца , а затем старшего брата вынужден был оставить учебу и поступил на службу в экспедицию Московской управы благочиния. Данная организация занималась, говоря нынешним языком выдачей разрешений на постройку и согласованием проектов будущих зданий.
Способный юноша, быстро поднаторевший на проверке чужих проектов и внесении в них своих поправок в течение нескольких лет получил должность сначала помощника архитектора, а затем и архитектора, хотя и не имел профильного образования.
За время работы в экспедиции он создал около 100 проектов разных зданий для Москвы и Московской области.
В 1801 году ему поручили оформить Сокольничье поле в Москве, которому предстояло стать одним из центральных мест проведения торжеств, по поводу коронации нового императора Александра I.
С заданием молодой архитектор – самоучка справился блестяще и государь повелел отправить его в Париж — изучать архитектуру за государственный счет.
После резкого ухудшения отношений между Россией и Францией в 1804 году, Василий Стасов перебрался в Рим.
По возвращению в Россию в 1808 году Василий Петрович Стасов получил место архитектора для выполнения работ «по особым высочайшим повелениям» при генерал-губернаторе Петербурга.
Стасов принимал участие в проектировании и строительстве многих знаковых зданий российской столицы.
Его первым значимым проектом стало здание Российской Академии, на Васильевском острове.
Стасов стал автором проекта парных постаментов для Казанского собора, построил казармы Павловского гвардейского полка и Главных конюшен на Марсовом поле. Этот архитектурный ансамбль, больше похожий на дворец, считается одним из лучших произведений зодчего.
За казармы император определил Василию Петровичу пожизненный пансион - 2000 рублей в год.
В числе работ знаменитого зодчего в Петербурге - Ямской рынок с галереей из дорических колонн по периметру, здание на Невском проспекте с портиком в центре и колонными лоджиями по углам, четырехэтажный дом на Большой Морской, собор Спаса Преображения, Троице-Измайловский собор (за него архитектор получил орден Святого Станислава II степени), Провиантские магазины.
Стасов входил в Совет по возведению Исаакиевского собора, принимал участие в восстановлении Смольного монастыря (его начинал строить Растрелли), интерьеров Зимнего дворца и Малого Эрмитажа.
В 1834 году в Стасов достроил триумфальные Нарвские ворота - одно из самых грандиозных сооружений, построенных в честь победы над Наполеоном.
а спустя четыре года - триумфальные Московские ворота.
Василий Петрович Стасов скончался в Санкт-Петербурге 24 августа (5 сентября) 1848 года и был похоронен Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры, в настоящее время являющегося музеем под открытым небом «Некрополь мастеров искусств», являющимся частью Государственного музея городской скульптуры.
Надгробие Стасова было выполнено мастером И. Бариновым в характерной для середины XIX столетия лаконичной форме трапециевидного античного саркофага, крышку которого украшают угловые акротерии и рельефный восьмиконечный христианский крест. Материал памятника – серый гранит.
На этом же кладбище похоронен Владимир Васильевич Стасов (1824–1906). Сын архитектора В. В. Стасова. Художественный и музыкальный критик, историк искусства, почетный член Петербургской Академии наук.
Крупнейший авторитет в истории русского искусства, идейный вдохновитель и организатор Балакиревского кружка композиторов которое вошло в историю под придуманным им названием «Могучая кучка» и сообщества художников – передвижников.
Так же в непосредственной близости от Владимира Васильевича Стасова похоронен второй его сын Стасов Дмитрий Васильевич (1828–1918). Известный адвокат, участник многих судебных процессов над революционерами народовольцами.
Возможно, кому-то из вас мои уважаемые читатели будет интересно узнать, что его дочь и соответственно внучка знаменитого архитектора Елена Дмитриевна Стасова (1873–1966) стала видной деятельницей, российского революционного движения, а затем партийным и государственным деятелем РСФСР и СССР.
Похоронена в Кремлевской стене. Интересно, дед гордился бы такой внучкой?
На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. Всего вам доброго и до скорой встречи.