Найти в Дзене

Замечательный русский художник – портретист и великий русский архитектор родившиеся 4 августа

Оглавление

Боровиковский Владимир Лукич (1757–1825)

"Владимир Лукич Боровиковский" Портрет работы И. С. Бугаевского-Благодатного (1825)
"Владимир Лукич Боровиковский" Портрет работы И. С. Бугаевского-Благодатного (1825)

Видный художник – портретист конца 18 начала 19 веков.

Родился 24 июля (4 августа) 1757 года в Миргороде. Его отец Лука Иванович Боровик (1720—1775), был потомственным иконописцем. Он же стал первым учителем живописи для своего сына.

С 1774 по 1780 годы Владимир Боровиковский служил в Миргородском казачьем полку. Уволившись в звании поручика, полностью посвятил себя живописи. Работал главным образом, как иконописец, но во второй половине 80-х годов 18 века благодаря знакомству с известным поэтом и общественным деятелем В. В. Капнистом получил выгодный заказ на внутреннюю роспись интерьера дома в Кременчуге, предназначавшегося для Императрицы Екатерины Великой.

-2

Государыня по достоинству оценила работу живописца и повелела ему отправляться в Петербург.
Боровиковский перебирается в столицу в 1788 году и становится учеником Дмитрия Григорьевича Левицкого, крупнейшего портретиста эпохи Екатерины Великой.

В 1794 году Боровиковский пишет портрет «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» за который получил статус назначенного (кандидата) в академики.

-3

Многие литературоведы считают, что именно этот портрет позже Пушкин использовал для описания Императрицы в сцене её встречи с Марией Мироновой, героиней повести «Капитанская дочка»

"Марья Ивановна пошла около прекрасного луга, где только что поставлен был памятник в честь недавних побед графа Петра Александровича Румянцева. Вдруг белая собачка английской породы залаяла и побежала ей навстречу. Марья Ивановна испугалась и остановилась. В эту самую минуту раздался приятный женский голос: "Не бойтесь, она не укусит". И Марья Ивановна увидела даму в белом утреннем платье, в ночном чепце и душегрейке. Ей казалось леи сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую."

В 1795 году Владимир Лукич становится академиком Императорской Академии художеств за портрет великого князя Константина Павловича.

-4

В дальнейшем он пишет портрет Павла I

-5

и множество портретов знатных особ того времени.

Вглядитесь в лица этих людей, живших более 200 лет тому назад. Они смотрят на нас сквозь призму времени и кажутся живыми. Наверное, это и есть «волшебная сила искусства».

Листайте галерею

Кроме парадных портретов Боровиковский известен как один из родоначальников русского сентиментализма. Одним из самых известных его произведений стал «Портрет торжковской крестьянки Христиньи»

-7

В дальнейшем тема изображения "не испорченных роскошью", живущих в мире простых чувств и в тесном общении с природой крестьян получила широкое распространение в творчестве ученика Боровиковского Алексея Веницианова.

Под конец жизни Владимир Лукич Боровиковский вернулся к иконописи. Он, в частности, вместе с такими знаменитыми современниками как Карл Брюллов, Федор Бруни и несколькими другими работал над внутренним убранством Казанского собора в Петербурге.

-8

Скончался замечательный художник 6 (18) апреля 1825 года и был похоронен на Смоленском православном кладбище.
Вскоре над его могилой было воздвигнуто надгробие в виде саркофага из гранита с рельефным изображением креста на профилированной крышке. Саркофаг установлен на плите из тесанного камня на металлических фигурных опорах в виде львиных лап.

В 1931 году захоронение Владимира Лукича Боровиковского было перенесено в «Некрополь 18 века».

-9

Стасов Василий Петрович (1769–1848)

А. Г. Варнек. Портрет В. П. Стасова. 1820-е годы. Русский музей, Санкт-Петербург
А. Г. Варнек. Портрет В. П. Стасова. 1820-е годы. Русский музей, Санкт-Петербург

Выдающийся русский архитектор первой половины 19 века. Один из основоположников стиля русский ампир, академик ИАХ. Отец выдающегося музыкального и художественного критика В. В. Стасова.

Родился в Москве 24 июля (4 августа) 1769 года.
До 1783 года учился в гимназии при Московском университете, но после смерти сначала отца , а затем старшего брата вынужден был оставить учебу и поступил на службу в экспедицию Московской управы благочиния. Данная организация занималась, говоря нынешним языком выдачей разрешений на постройку и согласованием проектов будущих зданий.
Способный юноша, быстро поднаторевший на проверке чужих проектов и внесении в них своих поправок в течение нескольких лет получил должность сначала помощника архитектора, а затем и архитектора, хотя и не имел профильного образования.

За время работы в экспедиции он создал около 100 проектов разных зданий для Москвы и Московской области.
В 1801 году ему поручили оформить Сокольничье поле в Москве, которому предстояло стать одним из центральных мест проведения торжеств, по поводу коронации нового императора Александра I.
С заданием молодой архитектор – самоучка справился блестяще и государь повелел отправить его в Париж — изучать архитектуру за государственный счет.
После резкого ухудшения отношений между Россией и Францией в 1804 году, Василий Стасов перебрался в Рим.

По возвращению в Россию в 1808 году Василий Петрович Стасов получил место архитектора для выполнения работ «по особым высочайшим повелениям» при генерал-губернаторе Петербурга.
Стасов принимал участие в проектировании и строительстве многих знаковых зданий российской столицы.
Его первым значимым проектом стало здание Российской Академии, на Васильевском острове.

-11

Стасов стал автором проекта парных постаментов для Казанского собора, построил казармы Павловского гвардейского полка и Главных конюшен на Марсовом поле. Этот архитектурный ансамбль, больше похожий на дворец, считается одним из лучших произведений зодчего.

-12

За казармы император определил Василию Петровичу пожизненный пансион - 2000 рублей в год.

В числе работ знаменитого зодчего в Петербурге - Ямской рынок с галереей из дорических колонн по периметру, здание на Невском проспекте с портиком в центре и колонными лоджиями по углам, четырехэтажный дом на Большой Морской, собор Спаса Преображения, Троице-Измайловский собор (за него архитектор получил орден Святого Станислава II степени), Провиантские магазины.

Стасов входил в Совет по возведению Исаакиевского собора, принимал участие в восстановлении Смольного монастыря (его начинал строить Растрелли), интерьеров Зимнего дворца и Малого Эрмитажа.

В 1834 году в Стасов достроил триумфальные Нарвские ворота - одно из самых грандиозных сооружений, построенных в честь победы над Наполеоном.

-13

а спустя четыре года - триумфальные Московские ворота.

-14

Василий Петрович Стасов скончался в Санкт-Петербурге 24 августа (5 сентября) 1848 года и был похоронен Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры, в настоящее время являющегося музеем под открытым небом «Некрополь мастеров искусств», являющимся частью Государственного музея городской скульптуры.

Надгробие Стасова было выполнено мастером И. Бариновым в характерной для середины XIX столетия лаконичной форме трапециевидного античного саркофага, крышку которого украшают угловые акротерии и рельефный восьмиконечный христианский крест. Материал памятника – серый гранит.

-15

На этом же кладбище похоронен Владимир Васильевич Стасов (1824–1906). Сын архитектора В. В. Стасова. Художественный и музыкальный критик, историк искусства, почетный член Петербургской Академии наук.
Крупнейший авторитет в истории русского искусства, идейный вдохновитель и организатор Балакиревского кружка композиторов которое вошло в историю под придуманным им названием «Могучая кучка» и сообщества художников – передвижников.

-16

Так же в непосредственной близости от Владимира Васильевича Стасова похоронен второй его сын Стасов Дмитрий Васильевич (1828–1918). Известный адвокат, участник многих судебных процессов над революционерами народовольцами.

-17

Возможно, кому-то из вас мои уважаемые читатели будет интересно узнать, что его дочь и соответственно внучка знаменитого архитектора Елена Дмитриевна Стасова (1873–1966) стала видной деятельницей, российского революционного движения, а затем партийным и государственным деятелем РСФСР и СССР.

-18

Похоронена в Кремлевской стене. Интересно, дед гордился бы такой внучкой?

На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. Всего вам доброго и до скорой встречи.

Если вы хотите увековечить память близкого вам человека, доверить решение этого вопроса следует профессионалам, людям, которые смогут найти наилучший вариант памятника, который не будет выглядеть чересчур помпезно и вычурно, но сможет выразить вашу скорбь и ваши чувства к ушедшему. Именно такие профессионалы высочайшего класса работают в творческой мастерской Игоря Селиверстова, существующей в Санкт-Петербурге с 1996 года.