БПЛА присвоен новый класс воздушного пространства — H. Он дополнил уже существующие классы A, C и G. Соответствующее постановление подписал премьер-министр РФ Михаил Мишустин.
О выделении отдельного класса воздушного пространства для беспилотников говорили ещё в прошлом году. Тогда речь шла о полётах на высотах в 300–500 метров, а работать с ними планировали прежде всего в пустынных или труднодоступных местностях.
Какие изменения были внесены и утверждены в финальной версии постановления? Готовы ли БПЛА к работе в городах? И какие вложения потребуются в отрасль в ближайшие годы? Разобрали в статье. Помог оценить риски и прикинуть масштабы финансовых вложений в отрасль директор ООО "Авиком" Дмитрий Рудик.
База
К классу A относится пилотируемая авиация, которая летает на высотах более 8100 м без ограничений по скорости. К классу C также относится авиация (и иногда дроны), но уже в нижнем воздушном пространстве, ≤8100 м, с ограничением по скорости — не более 450 км/ч. Для обоих классов обязательно наличие двухсторонней радиосвязи с органом обслуживания воздушного движения. Полёт выполняется, только если есть соответствующее разрешение.
В класс G вошло то, что не вошло в предыдущие два: частная авиация, парапланы, кукурузники. На высотах ниже 3050 м есть ограничение по скорости: не более 450 км/ч. Поддерживать связь с органом обслуживания, как и запрашивать разрешения на полёт, не нужно.
Новый класс H охватывает высоты от 0 до 150 м от земной или водной поверхности. Для перевозок и коммерческого использования предусмотрены спецмаршруты до высоты 3050 м с упрощённым разрешительным порядком.
А поподробнее
Если полёт будет проходить на высоте до 150 м, разрешение на него получать не нужно.
Если выше 150 м, но не превышая 3050 м, то придётся получить спецразрешение и заранее согласовать маршрут. Информацию о передвижениях БПЛА будет размещать Росавиация.
На приграничную полосу и территории других стран правила класса H не распространяются.
Для чего это делается?
Глава Минтранса Андрей Никитин сказал, что введение нового класса воздушного пространства "позволит развиваться сегменту гражданских дронов, наращивать их использование безопасно, с учётом интересов пилотируемой авиации".
Руководитель Росавиации Дмитрий Ядров добавил, что масштабы использования БВС стремительно расширяются. Регулярность полётов растёт, а цена лётного часа снижается. Также Ядров отметил, что маркетплейсы вскоре смогут внедрить дроны в свою логистику, а у провайдеров услуг беспилотного мониторинга, например трубопроводов, "повысится конкурентоспособность по отношению к традиционным авиационным компаниям".
Дмитрий Песков обозначил, что сейчас дроны "могут влететь в форточку в немирных целях", Россия же стремится направить их полёты "в более мирных сценариях".
БПЛА в городе: точно готовы?
В прошлом году речь шла об использовании БПЛА преимущественно не в городе, а в труднодоступных местностях. Сейчас же их планируют сделать полноценной частью городской транспортной инфраструктуры.
В нынешних реалиях в больших городах полёты БПЛА вряд ли разрешат, потому что это небезопасно, поясняет Дмитрий Рудик. В районах с плохой транспортной доступностью ситуация более понятная. Там, вероятно, беспилотники действительно начнут спокойно летать в ближайшее время, доставляя медикаменты и мелкие грузы.
В перспективе же дроны вполне смогут заменить курьеров, отмечает эксперт. Использование БПЛА будет обходиться дешевле, а доставка станет быстрее.
Железо и ПО
В первую очередь требуется доработка законодательства, считает Рудик. Необходимо чётко обозначить, кто будет отвечать, если дрон упадёт на человека, на машину, врежется в здание. Сможет ли пострадавший требовать с ответственных лиц компенсацию.
Над ПО также ещё предстоит потрудиться. БПЛА должны быть обеспечены технологией позиционирования с использованием транспондеров и технологией, предотвращающей столкновения.
Пока конкретных данных о том, какими системами будут снаряжать беспилотники, нет. Предположить, во сколько бюджету обойдётся развитие отрасли, сложно. Однако эксперт уточняет: из-за массовости применения технология дешевеет с каждым годом. Более точные подсчёты можно будет произвести, когда унифицируют требования к БПЛА в части систем контроля.