Найти в Дзене
История транспорта

Крымский мост, версия 1

Мало кто сейчас помнит, что идея построить железнодорожный мост через Керченский пролив возникла у советского руководства ещё перед Великой Отечественной войной. Война помешала планам, и за их воплощения взялись только январе 1944 года. Ниже предлагаю вашему вниманию копию Постановления №5027сс (в номере постановления буквы «сс» означали «совершенно секретно») от 25 января 1944 года «О строительстве железнодорожного моста через Керченский пролив». Согласно Постановления за подписью И.В. Сталина, обязанности по строительству моста возлагались на Наркомат путей сообщения и лично наркома тов. Л.М. Кагановича. Мост планировался совмещённого типа, железнодорожный с автогужевой трассой для легковых и грузовых автомобилей. Сроки окончания строительства по тем временам были очень короткими: тем же Постановлением №5027сс предписывалось установить срок окончания строительства моста и железнодорожных подходов к нему 15 июля 1944, то есть, менее, чем через полгода с момента издания Постановления №

Мало кто сейчас помнит, что идея построить железнодорожный мост через Керченский пролив возникла у советского руководства ещё перед Великой Отечественной войной. Война помешала планам, и за их воплощения взялись только январе 1944 года. Ниже предлагаю вашему вниманию копию Постановления №5027сс (в номере постановления буквы «сс» означали «совершенно секретно») от 25 января 1944 года «О строительстве железнодорожного моста через Керченский пролив». Согласно Постановления за подписью И.В. Сталина, обязанности по строительству моста возлагались на Наркомат путей сообщения и лично наркома тов. Л.М. Кагановича. Мост планировался совмещённого типа, железнодорожный с автогужевой трассой для легковых и грузовых автомобилей.

Сроки окончания строительства по тем временам были очень короткими: тем же Постановлением №5027сс предписывалось установить срок окончания строительства моста и железнодорожных подходов к нему 15 июля 1944, то есть, менее, чем через полгода с момента издания Постановления №5027сс.

Ниже – фотокопия постановления ГКО СССР №5027сс

Постановление ГКО №5027сс от 25.01.1944 г. Источник: rr.aroundspb.ru
Постановление ГКО №5027сс от 25.01.1944 г. Источник: rr.aroundspb.ru
Постановление ГКО №5027сс от 25.01.1944 г. Источник: rr.aroundspb.ru
Постановление ГКО №5027сс от 25.01.1944 г. Источник: rr.aroundspb.ru
Постановление ГКО №5027сс от 25.01.1944 г. Источник: rr.aroundspb.ru
Постановление ГКО №5027сс от 25.01.1944 г. Источник: rr.aroundspb.ru

И в апреле закипела работа.

Строительство Керченского моста, апрель-май 1944 г. Фото взято из открытых источников
Строительство Керченского моста, апрель-май 1944 г. Фото взято из открытых источников

К середине июля завершить строительство не удалось, но всё же мост был сооружён в рекордные даже по нашим меркам сроки: первый поезд от станции Крым до станции Кавказ прошёл 3 ноября 1944 года. Строители спешили: для ускорения сдачи объекта было принято решение строить мост по «облегчённому» варианту, в частности, начать эксплуатацию на временных деревянных опорах, заменить которые на постоянные металлические планировалось уже в процессе эксплуатации к 1 января 1945 года. Тогда же планировалась и установка 116 ледорезов.

Первый Крымский мост, осень 1944 г. Авторство: в источнике не указан. https://www.gazeta.ru/auto/2018/05/15_a_11746633.shtml
Первый Крымский мост, осень 1944 г. Авторство: в источнике не указан. https://www.gazeta.ru/auto/2018/05/15_a_11746633.shtml
Рисунок первого крымского моста строителя Бориса Надеждина. Источники: Фонды ГБУ РК «Восточно-Крымский ИКМЗ».
Рисунок первого крымского моста строителя Бориса Надеждина. Источники: Фонды ГБУ РК «Восточно-Крымский ИКМЗ».

Однако и в этом случае уложиться в сроки строителям не удалось. Ситуация усугублялась суровыми погодными условиями и сильными морозами, нетипичными для этой местности. Вследствие морозов в Азовском море образовался толстый слой льда, а в феврале 1945 года из-за резкого потепления и шторма лёд двинулся на опоры моста, которые к тому времени ещё не имели ледоколов. А некоторые опоры ещё были деревянными, временными, заменить которые на постоянные не успели.

В результате «наезда» льдин 48 из 114 ферм рухнули в море. При этом погибло большое количество строителей и тех, кто пытался предотвратить ката строфу. Данные общих потерь были сразу засекречены, но разные источники говорят о сотнях погибших.

22 февраля 1945 года Государственный комитет обороны издал Постановление №7975сс «О Керченском железнодорожном мосте». Постановлением, в частности, предписывалось снять оставшиеся части пролётных строений: мостовые фермы и блоки опор и отправить их на берег. В двухнедельный срок сделать заключение о причинах, вызвавших разрушения моста. В двухмесячный срок представить разработанное проектное задание по строительству Керченского моста.

Не обошлось и без оргвыводов: начальник строительства и главный инженер были освобождены от занимаемых должностей.

Ниже – фотокопия Постановления ГКО №7975сс от 22 февраля 1945 года. Источник: rr.aroundspb.ru

-7
-8
-9

Спустя три месяца, 31 мая 1945 года, вышло Постановление ГКО №8908с (обратите внимание: гриф секретности понижен с «совершенно секретно» на «секретно»), в котором причинами аварии указываются отсутствие конструктивный мероприятий по защите опор моста от действия льда, несоответствие проекта мелкопролётного моста ледовому режиму Керченского пролива и производство работ без предварительных изысканий и без определённого технического проекта.

Восстановление разрушенного Керченского моста было признано нецелесообразным. Постановление обязывало представить к 1 августа 1945 года проект нового железнодорожного моста.

Ниже – фотокопия Постановления ГКО №8908с от 31 мая 1945 года. Источник: rr.aroundspb.ru

-10
-11

Как мы знаем, дальнейшим планам строительства моста не суждено было сбыться. Хотя попыток возобновить проект было несколько. А остатки опор разрушенного моста ещё долгие годы мешали судоходству в Керченском проливе.

В статье использованы материалы сайта undergroundexpert.info.

При перепечатке ссылка на канал обязательна.

Спасибо за внимание.