Кто писал музыку для императорских свадеб, кто дирижировал в Ла Скала, а кто погиб в траншее с нотами в рюкзаке? Герои 5 августа в истории классической музыки.
Рождение маэстро барочной оперы
5 августа 1623 года
Антонио Чести появился на свет в тосканском Ареццо и впоследствии прославился как самый блистательный итальянский композитор своего поколения. Будучи монахом-францисканцем, Чести не устоял перед магией оперы: к 1650 году его святые обеты вступили в конфликт с пылким желанием писать светскую музыку, и орден даже выносил ему выговор за излишнее увлечение театром. Покинув монастырские стены, он покорил европейские дворы своими операми. Самой знаменитой стала его придворная феерия «Золотое яблоко» – грандиозный спектакль 1668 года для свадьбы императора, где на сцену спускались боги и разыгрывались морские сражения при помощи хитроумной театральной машинерии. Чести блистал и как певец (тенор), и как автор нежных барочных арий — его опера «Оронтея» была одним из хитов XVII века, многократно ставилась по всей Европе.
Оперный триумфатор Франции
5 августа 1811 года
В этот день в семье музыканта родился Шарль Луи Амбруаз Тома — будущий французский композитор, покоривший парижскую оперную сцену. С ранних лет талантливый Амбруаз учился у лучших педагогов, а позже сам четверть века возглавлял Парижскую консерваторию. Его оперы «Миньон» (1866) и «Гамлет» (1868) гремели на сценах всей Европы, привлекая публику грацией мелодий и блеском оркестровки. Помимо опер, Тома написал изящные балеты, кантаты, хоры и камерную музыку — за утончённый стиль современники ставили его в ряд самых значительных композиторов Франции. Неудивительно, что именно у Тома учился юный Жюль Массне — впоследствии тоже прославленный оперный мастер. Амбруаз Тома прожил долгую жизнь, полную творческих побед, и оставил после себя наследие, которое доныне чарует любителей оперы.
Гитарный виртуоз и друг Паганини
5 августа 1877 года
В этот день угасла жизнь итальянца Луиджи Леньяни — выдающегося гитариста и композитора романтической эпохи. Леньяни прославился в Европе как блистательный исполнитель: сам Никколо Паганини называл его «одним из лучших гитаристов современности». В молодости Леньяни блистал и на оперной сцене, выступая тенором в операх Россини и Доницетти, однако именно шестиструнная гитара принесла ему бессмертную славу. Его сольные концерты на гитаре с триумфом проходили в Итальянских городах и Вене, покоряя публику виртуозностью. Композиторское наследие маэстро впечатляет: свыше 200 сочинений для гитары — фантазии, вариации, дуэты, концерт для гитары с оркестром и многое другое. Завершив карьеру, Леньяни занялся изготовлением скрипок и гитар, которые ценились мастерами до конца XIX века. Память об этом уникальном артисте живёт в каждом переливе струн его произведений.
Композитор на поле боя
5 августа 1916 года
Прямо на фронте Первой мировой войны оборвалась жизнь 31-летнего английского композитора Джорджа Баттеруорта. Одарённый музыкант, воспевавший в своих сочинениях тихую красоту английской сельской природы, добровольцем ушёл на войну и сражался во Франции. Его самое известное оркестровое произведение — элегическая идиллия «Ивовые берега» — теперь звучит как прощальное напутствие поколению, ушедшему на поля сражений. Баттеруорт был настоящим героем: в сражениях на Сомме он отличился такой доблестью, что удостоился Военного креста за храбрость. Участвуя в ожесточённом бою под Позьером, композитор пал смертью храбрых в ночь на 5 августа и навеки остался на чужбине — его могилой стала воронка окопа на поле битвы. Перед отправкой на фронт Баттеруорт уничтожил многие свои рукописи, чувствуя, что не успеет их закончить. Лишь несколько чудом уцелевших песен на стихи Хаусмана да «Ивовые берега» донесли до нас голос этого незаурядного художника.
Дирижёр с судьбой легенды
5 августа 1932 года
В этот день в Ленинграде родился Владимир Иванович Федосеев — будущий прославленный дирижёр и символ русской музыкальной школы. В годы блокады маленький Володя играл на баяне для раненых в госпиталях, даже не мечтая, что однажды ему будет рукоплескать весь мир. Его путь к музыкальному Олимпу не был лёгким: после войны он получил образование в Москве, пережил встречи с великими наставниками. Одна из таких встреч стала судьбоносной — в 1971 году маэстро Евгений Мравинский услышал, как Федосеев дирижирует оркестром, и благословил его талант. С тех пор Владимир Федосеев стал одним из столпов российской дирижёрской школы. Почти четыре десятилетия он руководил Большим симфоническим оркестром Всесоюзного радио, даря публике вдохновенные интерпретации классики. Его называли «последним бастионом симфонической культуры» за верность великим традициям. При этом маэстро прославился и на оперной сцене: Федосеев ставил оперы Чайковского в Ла Скала, дирижировал спектаклями в Вене, Цюрихе, Париже – от «Кармен» до редкого «Демона» Рубинштейна. Юбиляр 2025 года, Владимир Иванович по-прежнему полон энергии и вдохновения, являясь живой легендой сцены и символом преемственности поколений в музыке.
История дня
Во время ночного боя 4–5 августа 1916 года под деревней Позьер солдаты 23-й британской дивизии захватили немецкий окоп и назвали его в честь своего любимого офицера — «траншеей Баттеруорта». Именно там, в «именном» окопе, капитан Джордж Баттеруорт и встретил свой конец. Товарищи поспешно похоронили композитора прямо в бруствере траншеи. Позже место этого импровизированного захоронения затерялось среди руин и взрывных воронок, но имя Баттеруорта живёт в его музыке — светлой, как те поля и рощи, за которые он отдал жизнь.
Какая из этих историй показалась вам самой увлекательной? Поделитесь своими музыкальными открытиями в комментариях!
#КлассическаяМузыка #ИсторияМузыки #ЭтотДеньВИстории #Барокко #БарочнаяОпера #АнтониоЧести #Опера #АмбруазТома #ГитарнаяМузыка #ЛуиджиЛеньяни #Романтизм #ПерваяМировая #ДжорджБаттеруорт #РусскаяМузыка #ВладимирФедосеев #МузыкальноеНаследие
Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые истории.