Так уж совпало что у меня тоже написана статья схожей тематики, но я не тороплюсь её выкладывать по ряду причин, которые уже не раз озвучивал. Поэтому в очередной раз слово Александру Плеханову и его воспоминаниям о том, как это было и...сколько стоило.
Любой бизнесмен скажет, что прибыль в 15% является очень хорошей, а в 20% – отличной. Ну а если ещё больше… Тут уже впору приводить избитую цитату старика Маркса, про преступления, на которые пойдет капиталист ради сверхприбылей. Но мы поговорим не о преступлениях, а о рынке винила в СССР.
Помню, когда я в середине девяностых годов торговал в Москве продукцией немецкой химической промышленности, то среднегодовая прибыль находилась на уровне примерно 11% и это считалось неплохим результатом. А уж если бы удалось достичь отметки в 20%, то я бы уже тогда, в середине девяностых, стал бы обладателем аппаратуры High End и универсала Audi RS 6. Правда, последний появился в начале нулевых, но это не суть важно – это был один из первых «заряженных сараев», про которые я, внезапно оказавшийся в автомобильной журналистике, писал большую статью. Мои восторги от этого продукта германского сумрачного гения многие автомобилисты могут как разделять, так и не разделять, тем не менее, этот автомобиль мне запомнился навсегда и если позволили бы средства, я именно его купил бы не раздумывая и никогда не пожалел бы о такой покупке, несмотря на всю её иррациональность. Особенно применительно к сегодняшний реалиям.
Но вернемся к прибылям, вернее сверхприбылям. Как известно, в мире есть несколько, скажем так, «продуктов», которые приносят сверхприбыль. Многие из них нелегальные, поэтому углубляться в детали не станем, вместо этого я хочу рассказать о том, сколько зарабатывали в середине восьмидесятых продавцы пластинок. Точнее, те самые люди, кто занимался поставками на Горбушку и прочие толкучки, дисков с так называемого, загнивающего Запада. Если быть точнее, то из ФРГ, потому что именно оттуда в Союз поставлялся самые крупные партии винила.
Так как я сам провел на Горбушке много лет, то цены на винил запомнил очень хорошо и всё это описал в своей книге «The Metal Road. Воспоминания металлиста восьмидесятых»(см. фото обложки чуть ниже). Дабы не утомлять читателя пройдусь по основным моментам: новая, запечатанная пластинка любой популярной группы обычно стартовала со 100-110 рублей. Если, например, на Горбушке появлялся новейший диск Metallica или Slayer, к бабке не ходи – стоил он от стольника и выше и цену можно было даже не узнавать, так как ответ почти всегда был известен. Но, начиная с середины 1987 года, поставки винила в СССР приняли уже, в прямом смысле, «промышленный размах» и диски завозились тысячами штук, соответственно, на рынке они появлялись не в единичных экземплярах, а пачками. Что конечно же сказывалось на цене.
Умный и нетерпеливый читатель постарается зрить в корень и задаст вполне резонный вопрос – а сколько же диски стоили в ФРГ? Если речь идет о сверхприбылях?
К счастью, у меня остались некоторые номера журнала Metal Hammer, которым я торговал даже более активно, чем дисками, поэтому можно совершенно точно сказать, что в Западной Германии пластинки в среднем стоили 15,90 DM, или около 10 долларов. В переводе на рубли – 30 деревянных. Если кто не помнит или не знал, в Союзе, в середине восьмидесятых доллар покупали по курсу 1 к 3. И не надо возмущенно надувать щёки и пытаться уличить автора в незнании темы: во-первых, я прекрасно помню тогдашний курс, так как был знаком с одной девушкой с низкой социальной ответственностью, которая периодически предлагала мне купить у неё доллары. А если ваш покорный слуга для кого-то не авторитет в данном вопросе, то тот может смело открывать книжку Владимира Кунина «Интердевочка» и очень быстро узнает, что в 1987-1988 курс доллара был точно такой же, что называю я. Если лень открывать книжку, то можно посмотреть одноименный фильм. В любом случае, в «этих ваших интернетах», особенно когда на все вопросы стала отвечать нейросеть, нередко встречается утверждение что в середине восьмидесятых за один «зеленый» отдавали чуть ли не 30 деревянных. Что является полной чушью, что наверняка подтвердила бы моя знакомая с низкой социальной ответственностью, но вот незадача – в начале девяностых она вышла замуж за какого-то импортного мужчину и её следы потерялись на просторах Западной Европы.
В продолжение этой темы можно добавить, что уже к 1989 году курс доллара стал 1 к 4 и доходил до пяти рублей, ну а затем наш деревянный был унижен и растоптан ельцинско-гайдаровскими «реформами», пробив дно к 1997 году с курсом 1 к 6000. Но это было потом, а в 1987 году никто и представить не мог, что нас всех ожидает в капиталистическом «прекрасном далёко».
Таким образом, если исходить из тогдашних курсов доллара и дойчмарки, купленная в ФРГ пластинка обходилась примерно в 30-35 рублей, плюс-минус. Но судя по тому, что некие неведомые люди завозили пластинки не штучно, а нехилыми партиями, они могли обходиться им ещё дешевле. Разумеется, эти, назовем их «оптовики», сами не слонялись по толкучкам и не торговали дисками, как это делал ваш покорный слуга. Они наверняка сбрасывали товар барыгам по оптовой цене, но вряд ли отдавали диски популярных групп меньше чем за 60-65 рублей. И даже в таком случае они имели прибыль в 100%, а это сверхприбыль.
Что стоит отметить, уже в 1987 году на Горбушке и других толкучках отчетливо было видно действие невидимой руки рынка. Той самой, которой так восхищались горбачевско-ельцинские «рыночники». Те самые беглецы на историческую родину, упоминание которых у любого честного человека вызовет рвотный спазм. Как я уже рассказывал в своей книге, альбом Helloween 1987 года «Keeper of the seven keys Part.1» года поначалу стоил аж 120 рублей, но некоторые барыги «по дружбе» соглашались уступить его за стольник. Но затем его навезли столько, что цена упала до 70-75 рублей. Но и такая цена всё равно приносила неким таинственным «оптовикам» сверхприбыли, да и не только им.
К сожалению, никто и никогда не сможет назвать даже примерные цифры теневого оборота винила в СССР, но счет там явно шел на десятки миллионов долларов. Если не больше. Плюс к этому ещё существовал теневой рынок видеокассет и они также завозились из ФРГ в Союз и у меня тоже сохранились цены: видеокассета продолжительностью 90 минут (как правило концертная запись) стоила в Западной Германии от 69 до 89 дойчмарок. В переводе на рубли – 115-150 руб. Но такие кассеты покупались не для перепродажи, а для тиражирования и благодаря этому очень быстро «отбивались». Я сейчас затрудняюсь вспомнить, сколько десятков раз я переписал концерт Iron Maiden-85, но совершенно точно эта перезапись несколько раз «отбила» мне кассету-оригинал, купленную за 140 рублей.
Во всей этой истории с рынком винила меня всегда удивлял один момент – почему наше родное государство отдало этот сегмент пополнения бюджета всякого рода «оптовикам», которые работали «мимо кассы»? А не выпускало лицензионные диски популярных групп, как это делал почти весь соцлагерь? Конечно, какие-то диски выпускались и у нас и я даже целую главу своей книги посвятил разбору лицензионного альбома Uriah Heep «Innocent Victim» (1977) и многие другие диски изданные «Мелодией» упомянул, но до размаха, например, югославов или венгров у нас дело так и не дошло. И миллионы долларов утекли «в тень», благодаря совершенно тупым бюрократическим препонам и непрошибаемой дурости советских держиморд. Ведь наша народная власть однозначно не рухнула бы, даже если бы у нас «Мелодия» выпустила всю дискографию Slayer или Sodom. По одной простой причине – даже самые упертые фанаты этих групп, в большинстве своем не знают о чем рассказывает та или иная песня. А если уж говорить прямо – всем, по большому счету, до фонаря о чем рассказывает. Мы не являемся носителями языка Шекспира, поэтому слушаем музыку, а не слова.
Например я, за всю свою жизнь, только один раз в юности обложился словарями и попытался перевести текст пары песен Metallica, но очень быстро плюнул на это занятие и навсегда потерял интерес. А я, хочу заметить, был ещё тем любознательным юношей, в то время как 99,99% моих знакомых такой ерундой вообще не заморачивались. Ну хрипит там что-то в микрофон Лемми Килмистер – ну и пускай себе хрипит на своем непонятном аглицком.
Но история сослагательного наклонения не знает, всё произошло так, как произошло. С рынком винила, страной и всеми нами. Нам остается только помнить моменты нашего прошлого, не допускать их искажения и тем более передергивания в угоду так называемой «повесточки», оставаясь бесстрастными и беспристрастными свидетелями навсегда ушедшей эпохи. Имевшей как свои минусы, так и свои плюсы, впрочем, ни одна страна за всю историю человечества не отличалась стопроцентно безупречной организации и не зря наши мудрые предки совершенно точно заметили, что «в каждой избушке свои погремушки».