Поскольку позавчера публикация фрагмента моей беседы с Николаем Бурляевым спровоцировала занятную полемику, оставлю здесь финал этого интервью (полная видео-версия в самом низу):
- Вы когда произнесли слово «сериал», в этом была явная негативная коннотация. Вы считаете, что сериал - это по определению хуже, чем полный метр?
- Вообще всё то, что сейчас делается в нашем кино, - сериалы, полный метр, это всё хуже относительно того, что мы делали в прошлом веке. Это всё деградация, это всё халтура.
- Профессиональная деградация, нравственная? Или какая?
- Это, понимаете, торгуют собой на рынке. Вот я последние 10 лет (беседа 2021 года - Е.Д.) упорно на всех трибунах (и в Минкультуры) говорю одно, – бюджет Министерства Культуры Российской Федерации должен быть равнозначен бюджету Министерства Обороны. Потому что культура - это самая главная оборона - оборона души! Потеряем душу - потеряем всё! И кому эти все инновации, модернизации, экономика? Культура - прежде всего!
Если не будет культуры - будет и экономика бандитская, и отношения бандитские, и всё будет деградировать.
И, кстати, за всю мою долгую жизнь, уже 75 лет, я видел разных наших руководителей и разное отношение к культуре. У всех - и в Советском Союзе, и сейчас - культура на последнем месте.
- Удивительное дело, потому что такой же текст – «бюджет на культуру должен быть равен бюджету на армию», – я слышал от Михаила Ефремова, который, насколько я понимаю, является вашим (в идеологическом аспекте), скорее, оппонентом, нежели…
- Михаил - прекрасный артист, прекрасный, да… Значит, он услышал мои слова. Потому что я первый начал это говорить. Много лет тому назад. Удивлял очень многих.
Но глядите - мы иногда думаем, что всё бесполезно. Кто нас слышит? Ну мы там чего-то говорим, и что? Но вот я лет 15 отдал тому, что во всех собраниях я говорил о том, что в стране нет стратегии государственной культурной политики. Это «Золотой витязь» начал говорить 30 лет тому назад.
Что то, что сейчас делается, - это антикультурная политика. И что произошло? Вот после того, как я упорно на каждом собрании, в русском народном Соборе, при Патриархе Алексие и при Патриархе Кирилле это всё говорил, говорил и на Патриаршем Совете по культуре. Патриарх услышал и, оканчивая Совет, сказал: «Мы обратимся к вновь избранному Президенту». Он обратился, и Президент услышал Патриарха, и ввёл потрясающий указ «Об основах государственной культурной политики». Указ, о котором чиновники Минкультуры говорят, что это Конституция для работников Минкультуры.
Только я бы хотел, чтобы они её бы выполняли. Но не могут они этого сделать, потому что вседозволенность, и пока мы с этим что-то не сделаем, будет продолжаться деградация.
- Вседозволенность для кого - для чиновников или для деятелей культуры?
- В отношении к культуре - делайте, что хотите. Делайте, что хотите - любые театры с гомосексуалистами, русофобия на сцене театра, так сказать…
- Она же финансируется часто, русофобия, именно из государственного бюджета?
- Вы абсолютно правы. Об этом я говорил в Минкультуры, анализируя, кому они дают гранты. Я говорил, ну, это было лет 5 лет тому назад, поглядите, чему вы даёте - эксперты ваши, - пьесам, которые пропагандируют однополую любовь между школьниками, русофобия откровенная, антипрезидентские выпады, и этому давались деньги.
Как сейчас - я пока не знаю, потому что я уже и не член этого Совета.
- Значит, речь идёт не только о том, чтобы много давать денег на культуру, но чтобы ещё эти деньги работали на какую-то государственную идею…
- Конечно. А для этого у государства должна быть идея! Очень боятся слОва - об этом мы с вами уже говорили – «цензура», хотя она переводится с греческого как «строгое суждение и взыскательная критика!. Разве государство не имеет права на строгое суждение, думая о том, кому мы передадим Россию?
- Дело в том, что должны быть люди, которые компетентны. Они должны разбираться в культуре.
- Правильно. Абсолютно верно.
- В данном случае, мы говорим о ком - о кинокритиках, о театральных критиках, о культурологах? Кто будет эти суждения озвучивать от имени государства?
- Ну, давайте вспомним исторический пример. Великий русский поэт и такой же дипломат Фёдор Тютчев был главным цензором России. И почитал это главной своей обязанностью. Вот если вот такие люди будут решать, такие, как Михалков, допустим, как, ну, уже ушедший, Распутин - его нет, Свиридов… Ну понимаете, вот такие люди, которые жизнью доказали…
– Ну вы только что сказали, что таких людей больше не осталось, это были последние…
- Вот этих нет, но всё равно, ну кто-то же ещё ведь есть! Просто им не дают хода, и им не дают много говорить…
Я желаю, чтобы культура встала в сознании нашего государства на первое место. Тогда и дети, и внуки будут нормальные, и будет, кому передавать Россию!
В Европе в первой половине XIX века активизировалась враждебная пропаганда против России. Негативные проявления вызвали большую озабоченность у императора Николая I, и в 1832 году при Третьем отделении императорской канцелярии была создана Служба политической разведки.
Большую роль сыграл в этом один очень интересный человек, долгое время служивший дипломатом – это Фёдор Тютчев, который больше известен нам как поэт. Его острые публицистические статьи, написанные в XIX веке, невероятным образом перекликаются с событиями сегодняшнего дня. В своих статьях он предвосхищал события, происходящие в Европе в настоящее время. Страны, освобожденные Советским Союзом от фашизма, переписывают историю, сносят памятники русским солдатам. А ведь такая же ситуация сложилась в Европе тех лет, когда вдруг стали забывать о том, кто победил в войне с Наполеоном.
Фёдор Тютчев издал в Мюнхене брошюру о взаимоотношениях России и Германии, где он в резкой форме осудил Германию за то, что Россия, освободившая Европу от Наполеона, постоянно подвергается нападкам в европейской печати.
Очень показательна беседа Тютчева с русским генералом и шефом жандармерии Александром Бенкендорфом, в которой поэту поручалось самостоятельно формировать положительный образ России в Европе. Бенкендорф считал Тютчева самым эффективным контрпропагандистом.
Федор Тютчев в одной из своих работ писал: «Истинный защитник России – это история, ею в течение трех столетий неустанно разрешаются в пользу России все испытания, которым подвергает она свою таинственную судьбу».
Тютчев считал, что в отношениях с западными державами должна проводиться политика разъединения, а не союзничества. Только когда эти страны разъединены, они перестают быть нам враждебны – по бессилию. И это суровая истина.
Уже в те годы Тютчев предчувствовал революционную угрозу для России. Он занимал пост цензора и запретил распространять в России «Манифест Коммунистической партии» на русском языке.
Тютчев предупреждал немецкого редактора, что политика вражды и раздора, которая проводится в отношении России, принесет горькие плоды. «И вот тогда-то, милостивый государь, – писал он, – вы слишком дорого заплатите за то, что однажды были к нам несправедливы».