Найти в Дзене

Николай Бурляев о сериалах, Михаиле Ефремове, цензуре (Фёдоре Тютчеве) и бюджете Минобороны

Поскольку позавчера публикация фрагмента моей беседы с Николаем Бурляевым спровоцировала занятную полемику, оставлю здесь финал этого интервью (полная видео-версия в самом низу):

Фото Никиты Сммонова
Фото Никиты Сммонова

- Вы когда произнесли слово «сериал», в этом была явная негативная коннотация. Вы считаете, что сериал - это по определению хуже, чем полный метр?

- Вообще всё то, что сейчас делается в нашем кино, - сериалы, полный метр, это всё хуже относительно того, что мы делали в прошлом веке. Это всё деградация, это всё халтура.

- Профессиональная деградация, нравственная? Или какая?

- Это, понимаете, торгуют собой на рынке. Вот я последние 10 лет (беседа 2021 года - Е.Д.) упорно на всех трибунах (и в Минкультуры) говорю одно, – бюджет Министерства Культуры Российской Федерации должен быть равнозначен бюджету Министерства Обороны. Потому что культура - это самая главная оборона - оборона души! Потеряем душу - потеряем всё! И кому эти все инновации, модернизации, экономика? Культура - прежде всего!

Если не будет культуры - будет и экономика бандитская, и отношения бандитские, и всё будет деградировать.

И, кстати, за всю мою долгую жизнь, уже 75 лет, я видел разных наших руководителей и разное отношение к культуре. У всех - и в Советском Союзе, и сейчас - культура на последнем месте.

Фото Никиты Сммонова
Фото Никиты Сммонова
Фото Никиты Сммонова
Фото Никиты Сммонова
Фото Никиты Сммонова
Фото Никиты Сммонова

- Удивительное дело, потому что такой же текст – «бюджет на культуру должен быть равен бюджету на армию», – я слышал от Михаила Ефремова, который, насколько я понимаю, является вашим (в идеологическом аспекте), скорее, оппонентом, нежели…

- Михаил - прекрасный артист, прекрасный, да… Значит, он услышал мои слова. Потому что я первый начал это говорить. Много лет тому назад. Удивлял очень многих.

Но глядите - мы иногда думаем, что всё бесполезно. Кто нас слышит? Ну мы там чего-то говорим, и что? Но вот я лет 15 отдал тому, что во всех собраниях я говорил о том, что в стране нет стратегии государственной культурной политики. Это «Золотой витязь» начал говорить 30 лет тому назад.

Что то, что сейчас делается, - это антикультурная политика. И что произошло? Вот после того, как я упорно на каждом собрании, в русском народном Соборе, при Патриархе Алексие и при Патриархе Кирилле это всё говорил, говорил и на Патриаршем Совете по культуре. Патриарх услышал и, оканчивая Совет, сказал: «Мы обратимся к вновь избранному Президенту». Он обратился, и Президент услышал Патриарха, и ввёл потрясающий указ «Об основах государственной культурной политики». Указ, о котором чиновники Минкультуры говорят, что это Конституция для работников Минкультуры.

Только я бы хотел, чтобы они её бы выполняли. Но не могут они этого сделать, потому что вседозволенность, и пока мы с этим что-то не сделаем, будет продолжаться деградация.

-5

- Вседозволенность для кого - для чиновников или для деятелей культуры?

- В отношении к культуре - делайте, что хотите. Делайте, что хотите - любые театры с гомосексуалистами, русофобия на сцене театра, так сказать…

- Она же финансируется часто, русофобия, именно из государственного бюджета?

- Вы абсолютно правы. Об этом я говорил в Минкультуры, анализируя, кому они дают гранты. Я говорил, ну, это было лет 5 лет тому назад, поглядите, чему вы даёте - эксперты ваши, - пьесам, которые пропагандируют однополую любовь между школьниками, русофобия откровенная, антипрезидентские выпады, и этому давались деньги.

Как сейчас - я пока не знаю, потому что я уже и не член этого Совета.

- Значит, речь идёт не только о том, чтобы много давать денег на культуру, но чтобы ещё эти деньги работали на какую-то государственную идею…

- Конечно. А для этого у государства должна быть идея! Очень боятся слОва - об этом мы с вами уже говорили – «цензура», хотя она переводится с греческого как «строгое суждение и взыскательная критика!. Разве государство не имеет права на строгое суждение, думая о том, кому мы передадим Россию?

- Дело в том, что должны быть люди, которые компетентны. Они должны разбираться в культуре.

- Правильно. Абсолютно верно.

- В данном случае, мы говорим о ком - о кинокритиках, о театральных критиках, о культурологах? Кто будет эти суждения озвучивать от имени государства?

- Ну, давайте вспомним исторический пример. Великий русский поэт и такой же дипломат Фёдор Тютчев был главным цензором России. И почитал это главной своей обязанностью. Вот если вот такие люди будут решать, такие, как Михалков, допустим, как, ну, уже ушедший, Распутин - его нет, Свиридов… Ну понимаете, вот такие люди, которые жизнью доказали…

-6

– Ну вы только что сказали, что таких людей больше не осталось, это были последние…

- Вот этих нет, но всё равно, ну кто-то же ещё ведь есть! Просто им не дают хода, и им не дают много говорить…

Я желаю, чтобы культура встала в сознании нашего государства на первое место. Тогда и дети, и внуки будут нормальные, и будет, кому передавать Россию!

Михаил Ефремов, его отец и его дочери (ну и про Путина с Ахеджаковой)
Евгений Додолев / Проект Золотая рыбка
20 марта 2023
В Европе в первой половине XIX века активизировалась враждебная пропаганда против России. Негативные проявления вызвали большую озабоченность у императора Николая I, и в 1832 году при Третьем отделении императорской канцелярии была создана Служба политической разведки.
А.Х.Бенкендорф. Главный начальник III отделения Собственной Е. И. В. канцелярии
А.Х.Бенкендорф. Главный начальник III отделения Собственной Е. И. В. канцелярии
Большую роль сыграл в этом один очень интересный человек, долгое время служивший дипломатом – это Фёдор Тютчев, который больше известен нам как поэт. Его острые публицистические статьи, написанные в XIX веке, невероятным образом перекликаются с событиями сегодняшнего дня. В своих статьях он предвосхищал события, происходящие в Европе в настоящее время. Страны, освобожденные Советским Союзом от фашизма, переписывают историю, сносят памятники русским солдатам. А ведь такая же ситуация сложилась в Европе тех лет, когда вдруг стали забывать о том, кто победил в войне с Наполеоном.
Фёдор Тютчев издал в Мюнхене брошюру о взаимоотношениях России и Германии, где он в резкой форме осудил Германию за то, что Россия, освободившая Европу от Наполеона, постоянно подвергается нападкам в европейской печати.
Памятник Ф.И. Тютчеву в Мюнхене
Памятник Ф.И. Тютчеву в Мюнхене
Очень показательна беседа Тютчева с русским генералом и шефом жандармерии Александром Бенкендорфом, в которой поэту поручалось самостоятельно формировать положительный образ России в Европе. Бенкендорф считал Тютчева самым эффективным контрпропагандистом.
Федор Тютчев в одной из своих работ писал: «Истинный защитник России – это история, ею в течение трех столетий неустанно разрешаются в пользу России все испытания, которым подвергает она свою таинственную судьбу».
Тютчев считал, что в отношениях с западными державами должна проводиться политика разъединения, а не союзничества. Только когда эти страны разъединены, они перестают быть нам враждебны – по бессилию. И это суровая истина.
Уже в те годы Тютчев предчувствовал революционную угрозу для России. Он занимал пост цензора и запретил распространять в России «Манифест Коммунистической партии» на русском языке.
Тютчев предупреждал немецкого редактора, что политика вражды и раздора, которая проводится в отношении России, принесет горькие плоды. «И вот тогда-то, милостивый государь, – писал он, – вы слишком дорого заплатите за то, что однажды были к нам несправедливы».