Завтра д/р Бурляева, через год ему 80, а этой осенью - 80 его коллеге Михалкову, о коем мы с Николаем Петровичем как-то беседовали:
Я так понимаю, что привечаете Никиту Сергеича, а не вашего крёстного отца в кино - Андрея Сергеича...
– Эпохальное наше общение, мы дружим с 13-и лет. В школе одной учились, в Щукинском училище мы вместе учились на одном курсе, и кстати именно со мной Никита Сергеич начал пробы режиссёрских своих сил.
Он предложил мне участвовать в его отрывке самостоятельном. Михалков сам тоже готовился быть актёром. Мы это сделали, это оценили оценкой «отлично», и вот оттуда всё пошло.
И Никита мне говорит, давай поставим «12 разгневанных мужчин». «Фильм видел?» Я говорю: «Нет». «Потрясающий американский фильм. В главной роли - Генри Фонда, суд присяжных, он один супермен. Ты будешь играть эту роль. Он всех одолевает, всех ломает» и так далее.
«12 разгневанных мужчин» (англ. 12 Angry Men) — юридическая драма 1957 года, режиссёрский дебют Сидни Люмета. Экранизация одноимённого телеспектакля Реджинальда Роуза, соответствующего всем канонам драматургии классицизма (единство места, времени и действия). Современными киноведами расценивается как одна из величайших юридических картин в истории. Главный приз Берлинского кинофестиваля, три номинации на премию «Оскар», в том числе за лучший фильм года. По состоянию на ноябрь 2024 года по итогам голосования на крупнейшем международном сайте, посвящённом кино — IMDb, занимает 5 место среди лучших фильмов всех времён.
Двенадцать присяжных заседателей в совещательной комнате решают, виновен ли подросток, выросший в трущобах, в убийстве собственного отца. В случае, если подсудимый будет признан виновным, он будет приговорён к смертной казни на электрическом стуле. На первый взгляд кажется, что следствие и обвинение неопровержимыми уликами убедительно доказали вину парня. Закон штата Нью-Йорк требует, чтобы присяжные проголосовали за приговор единогласно. Одиннадцать присяжных уверены, что спорить не о чем, они согласны с прокурором и торопятся формально проголосовать и разойтись. Лишь один из двенадцати (№ 8) голосует против.
Я прочитал - очень понравилось. Мы начали это делать, и когда он увлёкся, вышел приказ об отчислении Михалкова из училища Щукинского. Это ошибка ректора была. Но Никита всё равно продолжал работать тайно, залезая в окно Щукинского училища по вечерам, а когда все педагоги уходили, продолжал работать, и сделал на потрясающем уровне.
Как нынче говорят, это был хит. Вся Москва к нам ездила глядеть.
Но что было дальше?
Дальше прошло лет 50, мы идём отдельными нашими путями, и на одном из кинофестивалей московских мы с ним обнялись, и он говорит: «Скоро поработаем!». Я говорю: «Ну, наконец-то!». Потом узнаЮ, что он делает «12», меня больше не приглашает, на главную роль взял Маковецкого.
И я поглядел этот фильм. И мне фильм очень понравился. Это совершенно другая история - русская, мощная история, совершенно по-русски сделана, с русскими характерами, всё русское. Никита тогда получил приз в Венеции. Я ему туда позвонил и поздравил. И говорю: «Ты поменял концепцию?». Он говорит: «Да».
Ну вот Никита мне позвонил и говорит: «Коля! - по-русски сказал, - офигительная авантюра! Я хочу, чтобы ты поиграл 12-го. Вот у меня, я делаю для театра «12» со своей Академией».
Но самое главное, почему я пошёл - я ему честно говорил, я бросил театр, не хотел больше выходить на сцену, мне это не интересно. Но я пошёл потому, что мне он интересен был, какой он сейчас стал.
И вот прошло 60 лет от нашего детства, я счас открываю этого человека и эту личность. Какая это стала личность! Какой феноменальный артист! Феноменальный! Каждому показывает, затрачивается, проживает истинные эмоции, - то, что не могут пока актёры, которые всё плюсуют где-то, ну, на штампах идут, то, что легче, сериально, так сказать. А Никита это ломает и добивается сокровенного, того, что чтобы была атмосфера, чтобы была твоя энергия, реальные твои слова, а не заученные.
Я об этом счас абсолютно говорю, что Никита Михалков - это, может быть, последний профессионал театра и кино, который всё знает и про театр, и про кино. Который знает систему Станиславского, Чехова, который отдал всю жизнь этому - режиссуре, он умеет это делать.
Я не люблю репетиции, просто ненавижу репетиции. А он мне говорит: «А я обожаю!» А я говорю: «Ну может, я с тобой полюблю репетиции?» И я не то, чтобы полюбил, но я просто любуюсь им - этим мастером.
- А кстати, если мы уже заговорили о Михалкове, вот вы его ипостаси как актёра, режиссёра, организатора упомянули, а его ведь сейчас очень многие знают как блогера. У него есть проект «Бесогон»… Вы не наблюдаете его в этом качестве?
- Нет. Я не люблю эти все слова - блогер, шмогер… Но я Никиту в целом наблюдаю и оцениваю: его надо беречь. Это национальное достояние. Он просто личность, которая имеет право говорить то, что он считает нужным, без обиняков и иносказаний. То, что побаиваются делать другие. У него есть это право. С ним очень трудно бороться тем, кто против вот такого человека.
- У него есть это право, данное ему кем? Династией?
- Это право заработал он жизнью своей, творчеством своим, каторжным трудом. Вот Никита даже больной был вчера, репетировал. Охрипший, но всё равно показывает, работает. Михалков труженик, каких вообще поискать! И как Никита относится к людям! Вот это самое главное! Он бы мог уже: «Я Михалков, у меня «Оскар», у меня столько-то премий…» Всё.
Какое уважение ко всем, к актёрам, я бы уже бы на них обижался. С такой любовью, осветители за камерой, кто там, сям, всё, рабочие сцены - с каждым человеком реальное, ненаигранное уважение, любовь и благодарность за то, что они работают.
ИЗ КОММЕНТОВ:
Абсолютно согласна с Н. Бурляевым. Ещё Нонна Мордюкова писала о Михалкове, восхищаясь его эрудицией. Мастерством. Михалков единственный, кто не боится называть имена всех даже очень влиятельных русофобов, мздоимцев и и тд.
Оба актеры, изобразят что закажут, пять лет учились. Давайте не будем путать их сценические образы с жизнью, мы их не знаем. А то что друг друга хвалят, молодцы, друзья все таки.
Бог в помощь и наши искренние пожелания ему в стремлении избавить Россию от Ивлеевских шАбашей и им подобных участников, именно болгарского бройлера - Фили и ему подобных. И если он и Михалков не бросят это, то мы снова увидим культуру времён действительно народного артиста России Шаляпина. А так из глубинки привезли министра минкульта, сказали: в политику не лезь, она послушно и не лезет. Где позиция минкульта по этому бедламу? Где минкультовский вестник с обновляемым списком предателей, как был фронтовой вестник в Великую отечественную. Хочется перемен хороших. Ну очень хочется. А Бурляеву - крепкого здоровья!
Это мои ровесники. Это, в какой-то мере, мои коллеги. Как же я трепетно относился и отношусь к творчеству этих художников. Тем больнее ощущать маразматическую деградацию (очевидно, старческую маниакальную потребность ПОУЧАТЬ) когда-то больших художников. Господи, тебя нет. Если бы ты был, ты бы изгнал БЕСОВ из Бесогонов с антикварными иконами и телефонами и к тебе, очевидно, прямых.
Нравится Бурляев в картине "Мама вышла замуж". Замечательное кино от Виталия Мельникова с потрясающими актерами.Ну и конечно "Военно-полевой роман" П.Тодоровского. А вот Никита не видел своего друга детства в своем кино, почему-то. Такая вот дружба.