Найти в Дзене

Почему так сложно выйти из абьюзивных отношений

Оглавление

"Почему не ушла?", "Терпишь - значит все устраивает!" - поведение человека, который остается в плохих, токсичных и даже опасных для его здоровья и жизни отношений может казаться абсурдным.

Внутри него при этом срабатывают трагические и сложные механизмы, влияние которых силой воли не перебороть.

👉 В моем телеграм-канале можно оставить анонимный вопрос, а также почитать больше про процесс психотерапии.

взято из яндекс картинок
взято из яндекс картинок

Ранние отношения как прототипы всех будущих привязанностей

Исследования механизма привязанности (Эйнсворт, Винникот, Фейрберн) дало нам много информации о том, как первичные отношения с родителями влияют на дальнейшую жизнь.

Ученые в разные десятилетия приходили к выводам, что дети, которые развивались в дисфункциональных семьях, оказывались больше других привязаны к своим родителям.

Даже если в семье царила крайняя небезопасность: эмоциональное и физическое насилие, зависимости у родителей и тд - дети почти всегда выбирали оставаться с родителями, а не уйти от них в более стабильную и безопасную обстановку (даже если такая возможность была).

Расщепление образа родителя как защита от базальной тревоги

При столкновении с угрозой от того лица, кто должен быть источником заботы, внутри незрелой детской психики срабатывает сложный механизм.

Образ родителя расщепляется (раскалывается) на несколько частей. Одна из них - хорошая. Она дарит заботу и ласку, удовлетворяет потребности - все то, что жизненно необходимо ребенку для развития. Другая - безразличная, угрожающая, наказывающая. Разные образы родителя хранятся будто в разных "папках", никогда не собираясь в единый концепт. Плохая иногда вторгается в общую картину, но быстро отщепляется. Хорошая бережно поддерживается.

Этот механизм - предохранительный, он создан чтобы помогать выживанию. Принять как данность целостный образ опасного родителя означает для ребенка столкнуться с задачей выживания. У маленького ребенка нет ни психических структур, ни навыков, ни понимания мира для того, чтобы справиться с задачей такой сложности.

При прямом столкновении с реальным, а не иллюзорным, образом родителя, включится тревога такой силы, что хрупкая детская психика просто не справится. Поэтому психика предохраняет саму себя, искажая объективную реальность. Филигранно конструируется иллюзорная картина мира и несуществующий образ близкого человека. В такой картине мира хоть как-то можно существовать, не разрушаясь психически - значит, с точки зрения психики, это искажение оправдано.

Как это все относится ко взрослым ситуациям

Напрямую.

Люди со сложным ранним опытом продолжают использовать тот же психический механизм расщепления в отношениях с любовными партнерами, друзьями, начальниками. Партнер или начальник идеализируются, его темные стороны задвигаются подальше. Часто это выражается в потребности "объяснять" агрессивное поведение, оправдывать, выгораживать и даже "спасать".

Важно понимать, что когда человек остается в отношениях, где его бьют, унижают, контролируют, используют - он действует из состояния травмы. Излечить ее - отдельная большая задача (ее необходимо выполнять отдельно так как крайне сложно заниматься этим в ситуации, когда человек и так подвергается ежедневному стрессу).

Могут ли попасть в абьюз люди с условно благополучным детством?

Да.

Тонкости и многогранность взаимоотношений таковы, что никто от этого не застрахован.

НО - люди, которым не приходилось в детстве прибегать к механизму защитного расщепления, намного быстрее будут выбираться из таких отношений и получать меньше негативных для себя последствий.

Как помочь человеку выбраться из ситуации абьюза

  • Первое и самое важное - помочь обеспечить безопасность, если есть ситуация насилия. Предложить помощь с переездом, поиском работы и тд. Даже временное "изъятие" человека из ситуации (совместный отпуск, например) помогают ему перевести дух, снизить уровень стресса и посмотреть на происходящее со стороны. Нельзя давить и ставить условия. Лучше дать знать, что вы рядом и готовы помочь.
  • Помня о механизме расщепления, стараться: а) не конфронтировать положительный образ агрессора б) но при этом - и не присоединяться к искажению и идеализации. Называйте вещи своими именами, но бережно, без критики и нажима. Это поможет поддерживать реалистичную картину и со временем обязательно сыграет свою роль.
  • В меру возможностей, создавайте для человека спокойный безопасный опыт общения. Включайте его в круг друзей, где царит атмосфера поддержки и взаимопомощи. Предлагайте ему самому оказывать помощь нуждающимся, подкрепляйте чувство компетентности и нужности.
  • Заботьтесь о себе. Такая помощь требует большого ресурса и терпения. Вам тоже нужно будет восполнять свои силы, если ситуация продержится долгое время (а в большинстве случаев так и бывает).