Найти в Дзене
Knomary

Путь самурая, или почему у обучения должна быть цель

Учиться ради самого процесса – отличное хобби, но это не вариант для корпоративного обучения, где сотрудникам нужно дать конкретные знания и навыки, которые принесут пользу бизнесу. Поэтому важно уже на старте разработки определить цели обучения. Только так, наметив ориентир в начале пути, можно прийти к нему на финише. Есть соблазн поставить цели из позиции методолога или заказчика: «мы хотим рассказать про обслуживание клиентов», «донести ценность соблюдения стандартов» и так далее. Но курс проходит студент, поэтому и цели обучения нужно формулировать исходя из того, какие именно знания, умения и навыки он должен получить. Они позволяют четко определить, какой результат в итоге получит пользователь, чему он научится. А чтобы путь к этому результату был понятным и предсказуемым, ставят промежуточные цели. Цели помогают решить, что должно войти в курс, а что лучше оставить за скобками или подать как дополнительные сведения. Чтобы отобрать материалы, которые действительно нужны пользова
Оглавление

Учиться ради самого процесса – отличное хобби, но это не вариант для корпоративного обучения, где сотрудникам нужно дать конкретные знания и навыки, которые принесут пользу бизнесу. Поэтому важно уже на старте разработки определить цели обучения. Только так, наметив ориентир в начале пути, можно прийти к нему на финише.

Что такое учебные цели

-2

Есть соблазн поставить цели из позиции методолога или заказчика: «мы хотим рассказать про обслуживание клиентов», «донести ценность соблюдения стандартов» и так далее. Но курс проходит студент, поэтому и цели обучения нужно формулировать исходя из того, какие именно знания, умения и навыки он должен получить.

-3

Зачем нужны учебные цели

Они позволяют четко определить, какой результат в итоге получит пользователь, чему он научится. А чтобы путь к этому результату был понятным и предсказуемым, ставят промежуточные цели.

Цели помогают решить, что должно войти в курс, а что лучше оставить за скобками или подать как дополнительные сведения. Чтобы отобрать материалы, которые действительно нужны пользователю, нужно рассматривать их через призму того, насколько они помогут достичь поставленной цели.

Аналогично по целям можно проверить, достаточно ли информации в курсе. Для этого анализируем имеющийся материал и задаемся вопросом, закрываем ли мы учебную цель или остаются пробелы.

Так каждая единица контента становится ступенькой к нужному результату.

Насколько дробить учебные цели

В идеале они должны быть у каждой структурной единицы контента:

-4

Рекомендуем формулировать их от большего к меньшему, то есть начать с цели всего курса, а потом идти вниз и фиксировать промежуточные цели для:

  • блоков, модулей или разделов
  • подблоков, подразделов и уроков
  • частей урока
  • заданий и т.д.

Как ставить учебные цели

Задайте себе экзистенциальный вопрос: «А зачем вообще нужно это обучение?» Обсудите вместе с заказчиком, какие конкретно результаты студент должен получить, когда закончит курс. Эту информацию можно почерпнуть в брифе, если его заполнили до старта проекта, но лучше дополнительно обсудить «голосом».

-5

Поэтому рекомендуем прописывать учебные цели на этапе структуры и сразу указывать задания, которые помогут проверить их достижение.

Как формулировать учебные цели

Рекомендуем формулировать их как результат, то есть свершившийся факт.

Примеры:

-6
-7

Так мы определяем точку, куда хотим довести пользователя, и строим весь курс так, чтобы туда попасть. Например, в учебных целях чаще всего используем слова «знает», «умеет», «может», «выполняет», «может назвать», «может перечислить».

Здесь пригодится популярный и эффективный методологический инструмент – таксономия Блума. Это пирамида учебных целей, которая задает их иерархию от самых простых к более сложным.

Ориентируемся на нее, чтобы разобраться, к какому уровню относятся цели и насколько глубоко в тему погрузится обучаемый.

-8

Но есть нюанс: в электронных курсах не всегда можно сформировать и проверить конкретные практические навыки. Для этого нужны супервизия, менторство и индивидуальная обратная связь. Рассчитывайте на учебные цели уровней «Запоминание» и «Понимание», реже – «Применение».

Например, в курсе по продажам нецелесообразно указывать что-то вроде «умеет продавать все что угодно и кому угодно». Лучше так: «может распознать разные типы клиентов и применить к ним подходящие техники продаж».

Таким образом, цель должна быть четкой и соотноситься с практическими заданиями, которые вы даете в курсе.

О чем важно помнить

Иногда в процессе правки сценарий курса сильно меняется, поэтому, когда он готов, стоит пересмотреть его свежим взглядом и оценить, закрыты ли все учебные цели.

Если нет, действуйте в зависимости от конкретной ситуации:

  • есть материал, но он не подходит под цели – удалите или вынесите в блок с дополнительной информацией
  • не хватает материала – запросите у эксперта или поищите в открытых источниках;
  • цель уже неактуальна – обсудите ее с коллегами, измените или удалите из структуры и сценария.

Корректировать цели и материалы под них лучше совместно с экспертами: чтобы создать эффективное обучение, все участники должны одинаково видеть общую цель и стремиться к ней.