Однажды я прогуливался возле самолёта Як‑38. Это первый серийный советский палубный самолёт вертикального взлёта и посадки. Мог взлетать как вертолёт, летать как самолёт, а садиться — ну как получится, или как повезёт. Проект был очень сложным. В те времена ещё не было курсов на YouTube или RuTube о том, как сделать самолёт вертикального взлёта и посадки с нуля. Поэтому конструкторам пришлось придумывать всё самим: три двигателя, система поворотных сопел, складывающееся крыло и максимально компактный фюзеляж. Основная тяга — от маршевого двигателя Р‑27В‑300 в хвосте. Вертикальный подъём обеспечивали два подъёмных двигателя в передней части. Летать на Як‑38 было непросто. Управление в вертикальном режиме требовало от лётчика максимальной концентрации. Один просевший двигатель — и машина резко уходила в сторону или заваливалась. Именно за сложность и высокий риск в лётных частях про него говорили: «Як об палубу — ударился». Иногда звали его «летающий огурец» — за короткую и пухлую форму
Як‑38: самолёт, который сам выкинул лётчика, сам сел в поле, но был ограблен трактористом
4 августа4 авг
64,6 тыс
2 мин