Найти в Дзене
Промышленный турист

Як‑38: самолёт, который сам выкинул лётчика, сам сел в поле, но был ограблен трактористом

Однажды я прогуливался возле самолёта Як‑38. Это первый серийный советский палубный самолёт вертикального взлёта и посадки. Мог взлетать как вертолёт, летать как самолёт, а садиться — ну как получится, или как повезёт. Проект был очень сложным. В те времена ещё не было курсов на YouTube или RuTube о том, как сделать самолёт вертикального взлёта и посадки с нуля. Поэтому конструкторам пришлось придумывать всё самим: три двигателя, система поворотных сопел, складывающееся крыло и максимально компактный фюзеляж. Основная тяга — от маршевого двигателя Р‑27В‑300 в хвосте. Вертикальный подъём обеспечивали два подъёмных двигателя в передней части. Летать на Як‑38 было непросто. Управление в вертикальном режиме требовало от лётчика максимальной концентрации. Один просевший двигатель — и машина резко уходила в сторону или заваливалась. Именно за сложность и высокий риск в лётных частях про него говорили: «Як об палубу — ударился». Иногда звали его «летающий огурец» — за короткую и пухлую форму

Однажды я прогуливался возле самолёта Як‑38. Это первый серийный советский палубный самолёт вертикального взлёта и посадки. Мог взлетать как вертолёт, летать как самолёт, а садиться — ну как получится, или как повезёт.

Проект был очень сложным. В те времена ещё не было курсов на YouTube или RuTube о том, как сделать самолёт вертикального взлёта и посадки с нуля. Поэтому конструкторам пришлось придумывать всё самим: три двигателя, система поворотных сопел, складывающееся крыло и максимально компактный фюзеляж.

-2

Основная тяга — от маршевого двигателя Р‑27В‑300 в хвосте. Вертикальный подъём обеспечивали два подъёмных двигателя в передней части.

-3

Летать на Як‑38 было непросто. Управление в вертикальном режиме требовало от лётчика максимальной концентрации. Один просевший двигатель — и машина резко уходила в сторону или заваливалась. Именно за сложность и высокий риск в лётных частях про него говорили: «Як об палубу — ударился». Иногда звали его «летающий огурец» — за короткую и пухлую форму фюзеляжа. А ещё — «голубь мира» из‑за малого боевого радиуса и слабого вооружения.

-4

Но в Як‑38 была одна фишка, которую больше ни на одном советском боевом самолёте не встретишь: система автоматического катапультирования. Она сама, без участия пилота, могла принять решение — и выкинуть человека из кабины в случае опасности.

-5

Самый известный случай произошёл в марте 1976 года. Лётчик‑испытатель Владилен Хомяков выполнял обычный приёмочный полёт на серийной машине. И вдруг — щелчок, сработала автоматика. Хомяков внезапно оказался в толще атмосферы без самолёта. На высоте около 70 метров система сработала, и лётчик благополучно приземлился с парашютом недалеко от взлётной полосы. Осмотрелся. Самолёта нет. А где же «мопед»? — скорее всего, такая мысль пронеслась в голове у Владилена.

_________________

Друзья, теперь у нас есть доступная премиум-подписка канала «Промышленный турист». Мы сделали её максимально комфортной по ценовой политике.

✅ Вы получаете эксклюзивные видеоматериалы.

✅ Видео без цензуры Дзена в формате «как снято».

✅ Живое общение с авторами.

Будем рады вас видеть!

_________________

А Як‑38 тем временем остался в воздухе, перешёл в режим стабилизации, выработал остатки топлива и… сам приземлился в чистом поле. Без повреждений. То есть буквально: без лётчика, без посадочной команды, без GPS и бортовых компьютеров — просто взял и сел.

-6

Пока военные добирались до места посадки, местный тракторист уже успел открутить несколько авиационных приборов. Народная смекалка — тоже часть истории.

-7

Несмотря на все свои недостатки — небольшой боевой радиус (250 км), скромное вооружение и капризный характер — Як‑38 стал важным шагом. На нём отрабатывали принципы СВВП, тренировались палубные экипажи, и в дальнейшем накопленный опыт пошёл в дело — в том числе в проект Як‑141, который уже сильно опережал своё время.

-8

🚨 По многочисленным просьбам открыл Телеграм-канал промышленного туриста. Заходите, подписывайтесь. Там — фото, видосы и находки, которые не войдут в основную версию проекта. Только для своих.