Найти в Дзене
Тайный фотограф Москвы

Особняк Богданова. Неогреческое творение Анатолия Гунста, одного из основателей театра Вахтангова

На первый взгляд традиционно кажется, что Мещанская слобода на севере Москвы получила свое название оттого, что ее населили мелкие негильдейские торговцы, низший ряд казенных служащих и простые ремесленники. Однако нет, история здесь как раз обратная. Слово «мещанин» к нам пришло из польского языка, где месчанами или местчанами от слова «miasto», то есть «город», именовали вообще всех горожан. Уже позднее это слово начали применять лишь к определенным слоям населения (а потом дошло до того, что и вовсе стали использовать в уничижительном значении). Еще издавна, со времен государя Алексея Михайловича, здесь обитали поляки и выходцы из Речи Посполитой – литовцы и белорусы. Зато в девятнадцатом столетии бывшую Мещанскую слободу с ее одноименными улицами и переулками… Например, о доме купца-старовера, «фарфорового короля» Матвея Сидоровича Кузнецова я писал три года назад. Правда, сделал тогда это вскользь, очень кратко, и скоро хочу исправить ту оплошность, написав подробный и обстоятельн
Оглавление

На первый взгляд традиционно кажется, что Мещанская слобода на севере Москвы получила свое название оттого, что ее населили мелкие негильдейские торговцы, низший ряд казенных служащих и простые ремесленники. Однако нет, история здесь как раз обратная. Слово «мещанин» к нам пришло из польского языка, где месчанами или местчанами от слова «miasto», то есть «город», именовали вообще всех горожан. Уже позднее это слово начали применять лишь к определенным слоям населения (а потом дошло до того, что и вовсе стали использовать в уничижительном значении).

Еще издавна, со времен государя Алексея Михайловича, здесь обитали поляки и выходцы из Речи Посполитой – литовцы и белорусы. Зато в девятнадцатом столетии бывшую Мещанскую слободу с ее одноименными улицами и переулками…

…Охотно начало обживать московское купечество

Например, о доме купца-старовера, «фарфорового короля» Матвея Сидоровича Кузнецова я писал три года назад. Правда, сделал тогда это вскользь, очень кратко, и скоро хочу исправить ту оплошность, написав подробный и обстоятельный рассказ о его доме-дворце, который чуть не погиб во время строительства стадиона «Олимпийский».

Сегодняшний мой архитектурный персонаж появился здесь, правда, пока еще совсем в другом обличье, в 1830-х годах, выстроенный для цензора Московского почтового ведомства, в чьи обязанности входило проверять иностранные газеты и допускать или не допускать их к прочтению российскими подданными, писателя-публициста Антона Францевича Томашевского.

-2

Это был друг писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, от которого перенял страсть к славянофильству и даже публиковался в «Москвитянине», владелец сельца Кутузово на территории современного района Крюково, видами которого восхищался Иван Сергеевич Аксаков, о чем лично писал отцу:

«…Вчера ездили мы к Томашевскому. Я, Костя и Миша ночевали там и воротились нынче оттуда в его коляске. Что за деревня! Я в жизни своей лучше места не видывал: пруд на реке, а какие виды! Лучше даже, чем в Кунцеве».

А вот после Томашевского участок переходил из рук в руки от одного купца к другому: Правоторовы, Саркисовы, Богдановы.

-3

И, как водится в загадочной науке под названием москвоведение, хотя купец Алексей Петрович Богданов, торговец колониальным товаром и автомобильными шинами владел домом меньше всех остальных его хозяев, особняк отчего-то известен как раз под его именем. Более того, Богданов был и не первым, и не последним его владельцем. И даже не он…

…Перестроил дом в 1901 году

В действительности заказчиком реконструкции особняка на 1-й Мещанской улице, как тогда величался нынешний проспект Мира, был Александр Степанович Саркисов.

Благодаря его пожеланию, классический дом, по всей видимости построенный по одному из проектов, что содержались в альбомах Комиссии о строении Москвы после пожара 1812 года, приобрел модерновый облик в неогреческой манере.

-4

Он получился условно симметричный, в один этаж, лишь справа выделяется надстройка мансардного полуэтажа.

И зодчий здесь не поскупился на богатый, прихотливый декор – изящные вазоны-чаши, растительные орнаменты и пальметты (что это такое, я писал сравнительно недавно).

(9 фото)

Но особое значение здесь несомненно отдано грифонам, что восседают на ионических колоннах, охраняя покой обитателей дома.

(5 фото)

Еще рассказывают, что некогда окна украшали витражные стекла, но до сего дня они, по-видимому, не уцелели.

Автором этого роскошества стал не просто архитектор, но…

…Крайне разносторонняя личность Анатолий Оттович Гунст

Это был еще один ярчайший представитель плеяды мастеров и гениев модерна, выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества. А кроме того – художник, фотограф, актер и преподаватель.

Он родился в Москве, в семье обрусевших немцев. Получив профессию архитектора, участвовал в постройке храма Христа Спасителя,

возвел Хамовнический полицейский дом и множество других замечательных зданий.

Преподавал рисование в Императорском Комиссаровском техническом училище, занимался благотворительностью, служил почетным старшиной Московского приюта для грудных детей.

(3 фото)

В 1880-х Гунст основал и возглавил «Классы изящных искусств для лиц обоего пола», которые позднее преобразовались в Училище изящных искусств А.О. Гунста, где, помимо него самого, преподавали Федор Осипович Шехтель и Константин Михайлович Быковский, Исаак Ильич Левитан и Леонид Осипович Пастернак. Уже по этому краткому списку можно судить о широте перечня наук, что здесь осваивали учащиеся.

Был он дружен с Евгением Багратионовичем Вахтанговым, вместе с которым основал Студию драматического искусства, что после смерти режиссера превратилась в Театр имени Евгения Вахтангова.

К слову сказать, связал свою жизнь с архитектурой и сын Вахтангова Сергей Евгеньевич. Быть может, благодаря знакомству с другом отца, ставшим одним из прародителей будущего академического театра?

-8

Алексей Петрович Богданов же, купец, про которого мы, казалось бы, чуть не забыли…

…Купил только что перестроенный дом в 1902 году и прожил в нем не больше года

Затем особняк принадлежал Владимиру Эммануиловичу Репману, а с 1911 по 1917 – разбогатевшему крестьянину Якову Ильичу Ганкину.

А сегодня в нем располагается Институт проблем безопасности стран СНГ.

-9
Особняк А.П. Богданова, достопримечательность, просп. Мира, 22, Москва — Яндекс Карты

* * *

Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал до конца.

Если статья вам понравилась и вы хотите отблагодарить автора делом, это можно сделать, нажав на кнопку «Поддержать» ниже.

И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!