Пожалование чина фельдмаршала Александру Прозоровскому можно было бы расценить как почетную награду по совокупности деяний на протяжении полувековой службы. И это нормально. Но Александр I пошел дальше.
Он вообще в свое царствование нередко «вынимал из бабушкиного сундука» или «снимал с антресолей» покрывшихся пылью героев былых времен и вручал им реальное командование. Обычно из этого не выходило ничего путного.
Но если посмотреть на послужной список Прозоровского в его лучшие годы, то ничего, обычный хороший генерал, заслуженный воин, участник многих походов и сражений, заслуженный кавалер.
От кадета до генерала
Александр Александрович Прозоровский родился в 1732 или 1733 году. И по отцу, и по матери происходил из князей. Отец, естественно, князь Прозоровский. Мать из Голицыных. Причем дедом будущего фельдмаршала являлся ближайший сподвижник Петра I князь Борис Голицын.
Так что положение в обществе родившемуся при Анне Иоанновне мальчику было обеспечено автоматически. Но в те времена дворянин был обязан служить. И с детских лет Сашу записывают в гвардию.
Обычное дело. Но вот в чем отличие от многих других таких же случаев. Саша Прозоровский не остается на домашнем обучении, а поступает в Сухопутный Шляхетский корпус. Здесь Александр прошел чины от рядового кадета до сержанта и в 1754 году вышел в армию поручиком.
А время-то какое было – Семилетняя война. Ее Александр Прозоровский хлебнул полной мерой. Дважды был ранен: при Гросс-Егерсдорфе пулей в левую ногу и при Цорндорфе пулей в правое плечо. Сражался и при Пальциге, и при Кунерсдорфе, участвовал во взятии Берлина.
Соответственно, рос в чинах. Войну Прозоровский закончил полковником (чин пожалован в 1761 году). Затем стажировался в австрийской и в прусской армиях. В 1764 году Екатерина произвела этого опытного офицера в бригадиры. И сразу за этим в 1765 году в генерал-майоры.
Выжил, не погиб, не изувечен. Накопил опыт. И как многие екатерининские полководцы приложил этот опыт в польской и турецкой войнах. С конфедератами в Речи Посполитой повоевал в 1767-1768 годах. А там уж и турецкая война началась.
На турецкой войне
Генерал-майор Прозоровский возглавил авангард в армии генерала Голицына. Тут кто-то вспомнит, что мать Прозоровского из Голицыных и спросит: родственники? Родственники, но неблизкие: Прозоровский – троюродный племянник своего командующего.
Как командир авангарда, состоящего из легких войск, Прозоровский показал себя неплохо. Первым перешел через Днестр. Тут же разбил встреченный отряд турок. Через три дня после переправы имел близ Хотина большой бой с Караман-пашой. И выиграл его. Захватил турецкий обоз. Да и вообще прикрыл переправу главных сил.
Через два месяца удачным маневром подвел под огонь артиллерии главных сил крупный корпус противника. После артиллерийского удара контратаковал и разбил неприятеля. В целом за кампанию 1769 года награжден орденом Александра Невского.
В кампанию 1770 года, когда Голицын уступил командование Румянцеву, Прозоровского перевели во Вторую армию Панина. Панин осаждал Бендеры, а отряд Прозоровского прикрывал осаду со стороны Очакова.
Здесь Александр Александрович имел удачное дело против 3-тысячного турецкого отряда, наскочившего на казаков. Прозоровский пришел им на помощь и полностью разгромил турок. Пишут, что 2 тысячи легли на месте, остальные взяты в плен.
В кампанию 1771 года Прозоровский служит с князем Долгоруковым, взявшим Крым. Здесь наш князь получил Георгия 3-го класса. Редкая тогда еще награда. Уже в чине генерал-поручика замещал убывшего в Москву Долгорукова.
Уже после заключения мира Прозоровский командовал войсками, подавившими возмущение крымских татар. За это дело (быстрое и эффективное подавление восстания, не дал ему разгореться) Александр Александрович получил Георгия 2-го класса. За всю историю ордена этой награды удостоились 125 человек. Прозоровский стал номером 12-м.
От Екатерины до Александра
После службы в войсках на Юге Екатерина II в 1781 году решила перевести Прозоровского на пост курского и орловского генерал-губернатора. За этим назначением последовало возведение в чин генерал-аншефа (1782 год).
Служба генерал-губернатором оказалась недолгой. В 1783 году 50-летний генерал вышел в отставку и отправился жить в свои поместья. Начало новой турецкой войны в 1787 году не привело к возвращению Прозоровского на службу. На Юге теперь заправлял Потемкин, а у него имелись свои соображения по кадровым назначениям.
Вспомнили об отставном генерале в 1790 году. Императрица назначила его главнокомандующим Москвы. Фактически это должность генерал-губернатора, которому подчиняются и гражданские и военные власти на данной территории.
Чем было вызвано такое назначение? Антилиберальным поворотом в политике Екатерины II. Это было время суда над Радищевым, борьбы с масонами, ужесточения цензуры, ареста издателя Новикова. Как раз Новикова-то арестовали люди Прозоровского. Жесткий военный человек на посту главнокомандующего Москвы тогда был предпочтительнее всяких там образованных философов.
На этом посту генерал продержался до 1795 года. Говорят, он находился в живейшей переписке с императрицей, но всё-таки не смог завоевать ее благосклонности. Пожаловав Александру Александровичу орден Владимира 1-го класса, Екатерина отправила его в отставку.
В 1796 году новый поворот – на престоле Павел I. А он любил вытаскивать из забвения нелюбимых Екатериной генералов. Павел было назначил Прозоровского командиром Смоленской дивизии.
Но разве мог старый елизаветинский офицер и екатерининский генерал быстро приспособиться к новым требованиям? Буквально через два месяца он вновь отправлен в отставку.
Так что война с французами Павла I Аустерлицкая кампания Александра I прошли мимо старого генерала. После поражения под Аустерлицем Александр I призвал под знамена таких старых (70-летних, а то и старше) бойцов, как Прозоровский и Каменский.
Смерть на боевом посту
Прозоровский возвращен в службу в декабре 1805 года. В 1806 году он возглавил ополчение VI области. А уже после Тильзита, 30 августа (11 сентября) 1807 года удостоен чина фельдмаршала.
И вот тут я возвращаюсь к началу очерка. Если бы это пожалование воспринять как почетную награду, то вроде бы ничего – Прозоровский послужил немало и такое назначение можно понять.
Но Александр I отнюдь не ограничился формальным возведением в чин. Он назначил 75-летнего фельдмаршала главнокомандующим Молдавской армией. А она вела тяжелую войну с турками.
Александр Александрович был не просто стар. Он отягощен болезнями. Не всегда мог подняться. Ему бы доживать свой веке в деревенской тиши, в почете. Ан нет, тяни, батюшка, войну.
И он тянул как мог. Хотя мог немного. Разумеется, речи не шло, чтобы старик скакал на коне, лично обозревая поле боя и расставляя войска. На это у него имелись помощники (в их числе Михаил Кутузов).
На ведение турецкой войны Александр I определенно не выделял достаточных сил. Всё его внимание было обращено на запад. Впрочем, преемники Прозоровского сил имели ещё меньше.
В 1808 году на фронте царило перемирие. Боевые действия открылись в 1809 году. Весеннее наступление русской армии закончилось неудачей под Браиловым. Турки отразили штурм с большими для русских войск потерями.
В конце лета Прозоровский возобновил наступление. И оно даже пошло удачно. Русские овладели рядом крепостей. Но для Александра Александровича это была уже предсмертная песня. 9 (21) августа 1809 года он отправил курьера к царю и напутствовал его словами:
«Когда ты будешь представлен военному министру, а, может быть, и государю, объяви, что я умираю. Меня в то время не будет уже на свете».
И действительно, через несколько часов фельдмаршал Прозоровский скончался.
------
Все материалы рубрики "Фельдмаршалы России":