Найти в Дзене
Великая Музыка | G — M

Истории на каждый день: 17 августа в классической музыке

В этот день рождались таланты и завершались грандиозные замыслы. От барочных интриг до советской эстрады: 17 августа в истории классической музыки. 17 августа 1686 года Родился итальянский маэстро Николо Порпора в Неаполе. В золотой век оперы его имя гремело наряду с Генделем. Порпора прославился как наставник легендарных певцов-кастратов Фаринелли и Каффарелли, развивая их блестящие голоса. Он поставил свои первые оперы с триумфом в Неаполе и Риме, а затем, окрылённый успехом, отправился покорять Лондон. Там, в 1733 году, Порпора возглавил «Оперу знати», оппозиционную труппу, призванную состязаться с самим Генделем. Его ученик Фаринелли собирал полные залы, и казалось, победа близка. Но англичане остались верны генделевским мелодиям — сезон завершился банкротством компании. Разочарованный композитор вернулся в Италию. Последние годы жизни Порпора провёл в бедности и забвении, хотя когда-то его считали равным величайшим. История распорядилась так, что слава Генделя пережила века, а имя
Оглавление
Николо Порпора и ученик: репетиция арии при свете свечей.
Николо Порпора и ученик: репетиция арии при свете свечей.
В этот день рождались таланты и завершались грандиозные замыслы. От барочных интриг до советской эстрады: 17 августа в истории классической музыки.

Соперник Генделя: взлёт и падение Николо Порпоры

17 августа 1686 года

Родился итальянский маэстро Николо Порпора в Неаполе. В золотой век оперы его имя гремело наряду с Генделем. Порпора прославился как наставник легендарных певцов-кастратов Фаринелли и Каффарелли, развивая их блестящие голоса. Он поставил свои первые оперы с триумфом в Неаполе и Риме, а затем, окрылённый успехом, отправился покорять Лондон. Там, в 1733 году, Порпора возглавил «Оперу знати», оппозиционную труппу, призванную состязаться с самим Генделем. Его ученик Фаринелли собирал полные залы, и казалось, победа близка. Но англичане остались верны генделевским мелодиям — сезон завершился банкротством компании. Разочарованный композитор вернулся в Италию. Последние годы жизни Порпора провёл в бедности и забвении, хотя когда-то его считали равным величайшим. История распорядилась так, что слава Генделя пережила века, а имя Порпоры знакомо лишь любителям барокко. Но в этот августовский день мы помним учителя певцов, дерзнувшего бросить вызов гению и оставившего свой след в музыкальной истории.

Последняя мелодия Фридриха Великого

17 августа 1786 года

Ночью в своём любимом дворце Сан-Суси угасает 74-летний король ПруссииФридрих II Великий. В памяти подданных он останется блестящим полководцем, «Старым Фрицем», но мир музыки знает и другую сторону монарха. Фридрих был талантливым флейтистом и композитором-любителем, брал уроки у знаменитого Кванца и сам сочинил более сотни произведений для флейты — 121 сонату, несколько концертов и даже симфонии. При его дворе служил сын Баха, и однажды король устроил легендарный музыкальный поединок. В мае 1747 года Фридрих предложил самому Иоганну Себастьяну Баху сочинить фугу на мудрёную королевскую тему. «Старый Бах» на ходу импровизировал трёхголосную фугу, поразив короля, а позже отправил в подарок целый цикл канонов и фуг — знаменитое «Музыкальное приношение». В свои последние дни Фридрих всё так же музицировал в узком кругу и покровительствовал искусствам. Он умер тихо, сидя в кресле, а рядом, возможно, лежала его любимая флейта. Король-композитор покинул мир, но оставил после себя музыки больше, чем иной придворный капельмейстер. Его жизнь — напоминание, что даже на троне можно творить искусство и вдохновлять великих музыкантов.

Скрипка и 15 пароходов: прощание с Уле Буллем

17 августа 1880 года

Летним днём Норвегия прощалась со своим национальным героем — виртуозом Уле Буллем. В юности этот одарённый скрипач штурмовал сцену наперекор желанию отца. Мир услышал о Булле в 1830-х, когда его молниеносная игра заставляла публику замирать. Роберт Шуман ставил молодого норвежца в один ряд с самим Паганини. Булль гастролировал без устали — за два года дал свыше 270 концертов по Европе, а однажды в Лондоне исполнил сонату Бетховена вместе с Ференцем Листом. Именно Булль разглядел талант 15-летнего Эдварда Грига и убедил родителей отправить юношу учиться музыке — без этого не было бы великого композитора. Слава скрипача была колоссальной. И когда 70-летний Уле Булль умер в Люсё близ Бергена 17 августа 1880-го, прощание с ним вылилось в трогательную народную демонстрацию. Корабль с телом музыканта провожали эскорт из пятнадцати пароходов и сотни лодок, заполненных людьми. Казалось, вся Норвегия вышла в море почтить память того, чей смычок заставлял плакать и ликовать тысячи сердец. Так страна простилась со своим «северным Паганини», чья музыка навсегда стала частью её души.

Десять тысяч за симфонию: триумф Курта Аттерберга

17 августа 1928 года

В 1928 году музыканты всего мира отмечали столетие со дня смерти Шуберта. Нью-Йоркская фирма Columbia учредила беспрецедентный конкурс: 10 000 долларов тому, кто напишет лучшую симфонию памяти Шуберта. Сотни композиторов из разных стран принялись за перья — сумма была астрономической. Летом жюри прослушивало партитуры анонимно, и наконец 17 августа 1928 года состоялось вручение главного приза: он достался малоизвестному шведу Курту Аттербергу с симфонией до мажор. Пока изумленные маститые конкуренты — а среди них был, например, великий Франц Шмидт — недоумевали, Аттерберг получал чек на $10 000 и всемирную славу. Его Шестая симфония тут же получила прозвище «Долларовой», и сам композитор шутил, что разбогател благодаря нескольким удачным мелодиям. Победа шведа вызвала споры: неужели академическое жюри предпочло простоту народным фаворитам? Но публика тепло приняла новую симфонию — премьеры прошли с успехом, а пластинки разошлись по обе стороны океана. История Аттерберга — о том, как в один августовский день удача улыбнулась аутсайдеру и превратила его в знаменитость, хотя бы на время.

Рождение звезды: Муслим Магомаев

17 августа 1942 года

В Баку родился мальчик, которому суждено было стать легендой советской сцены. Муслим Магомаев вырос в артистической семье — его отец театральный художник, а дед композитор — так что талант питался с детства. В 19 лет молодой баритон уже покорил мировую публику: на фестивале молодежи в Хельсинки 1962 года Магомаев сорвал бурные овации и завоевал золотую медаль. Спустя пару месяцев Москва приветствовала нового кумира — его сольный концерт в зале имени П.И. Чайковского прошёл с аншлагом. Магомаев удивил всех смелой программой: в первом отделении звучали арии из опер Моцарта и Генделя, а во втором — эстрадные песни. Так родился его фирменный стиль: смешение классики и популярной музыки. Одни поклонники были в восторге от того, как легко он переходил от оперных арий — Пуччини, Верди — к советским шлягерам, другие ворчали, что эстрада вытесняет оперу, но сам Магомаев только расширял репертуар.

В середине 60-х он стажировался в миланском Ла Скала, а вернувшись, получил предложение от Большого театра — стать солистом оперы. Однако артист отказался от сцены Большого, предпочтя свободную гастрольную жизнь. И не прогадал: уже через год его имя гремело по всему миру. Магомаев с триумфом выступил на сцене парижской «Олимпии», получил «Золотую пластинку» на фестивале в Каннах и взял Гран-при в Сопоте. К концу 1960-х он стал настоящей «звездой всесоюзного масштаба» — любимцем миллионов. Его бархатный голос звучал с экранов телевизоров, пластинки расходились миллионными тиражами, а на концертах стадионы пели вместе с ним. Так в тот августовский день 1942 года родился человек, чей талант объединил оперу и эстраду и покорил сердца целого поколения.

История дня: Закат богов в Байройте

Опера «Кольцо нибелунга» была написана Вагнером в период с 1848 по 1874 год.
Опера «Кольцо нибелунга» была написана Вагнером в период с 1848 по 1874 год.

Байройт, 17 августа 1876 года. В новом театре, построенном специально для грандиозной оперы Рихарда Вагнера, собрались сливки европейского общества: кайзер Вильгельм I, император Бразилии Дом Педру II, знаменитые композиторы и критики. Уже несколько вечеров подряд они погружены в эпическое музыкальное действо: впервые исполняется полный цикл «Кольцо нибелунга». И вот последний вечер — премьера оперы «Закат богов», которая завершает вагнеровскую тетралогию. Оркестр грянул финальные аккорды — Валгалла пала, боги ушли в огонь. Зал, затаив дыхание, взрывается ликованием. За дирижёрским пультом — Ганс Рихтер, сам Вагнер в ложе едва сдерживает слёзы. Так закончился не просто спектакль, а осуществление мечты всей жизни композитора.

28 лет — столько шёл Вагнер к этому дню, сочиняя музыку, строя уникальный театр и преодолевая долги и изгнание. «Это величайшее предприятие в истории музыки», — писали позднее о байройтском триумфе. На фестивале присутствовал русский обозреватель — 36-летний Пётр Чайковский. Он с головой погрузился в новое искусство, хотя относился к нему и критично. Позже Чайковский сообщит брату:

«В Байройте произошло нечто такое, что будут помнить наши внуки и правнуки».

Скептики могли спорить о музыкальных новациях Вагнера, но даже они признали величие момента. Композитор совершил «титанический подвиг» — так писал Чайковский, называя первое исполнение «Кольца» эпохальным событием в истории искусства. Байройтский фестиваль 1876 года положил начало новой традиции. С тех пор каждый август в тихий баварский городок стекаются поклонники со всего мира, а занавес волшебного театра Вагнера снова и снова поднимается под звуки его бессмертных опер.

Какая из этих историй показалась вам самой увлекательной? Поделитесь своими музыкальными открытиями в комментариях!

#классическаямузыка #историямузыки #музыкальныйкалендарь #17августа #опера #симфония #барокко #романтизм #биографиикомпозиторов #премьеры #оркестр #русскаямузыка #порпора #магомаев #вагнер

Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые истории.