Найти в Дзене
Великая Музыка | G — M

Истории на каждый день: 16 августа в классической музыке

Оглавление
Премьера «Кубинской увертюры» Джорджа Гершвина 16 августа 1932 года.
Премьера «Кубинской увертюры» Джорджа Гершвина 16 августа 1932 года.
От громких премьер опер и симфонических новинок до драматичных испытаний, выпавших на долю великих театров. 16 августа в истории классической музыки.

Джаз и румба на стадионе: Гершвин покоряет Нью-Йорк

16 августа 1932 года

Летом 1932 года композитор Джордж Гершвин устроил в Нью-Йорке сенсацию, превратив симфонический концерт в зажигательный карнавал. Вернувшись из отпуска на Кубе, Гершвин сочинил пьесу «Румба» — оркестровый коктейль из латиноамериканских ритмов и джазовых гармоний. Премьеру назначили на 16 августа 1932 года в открытом летнем театре Льюисон-стадиона, и толпы зрителей ринулись на шоу. В тот вечер почти 18 тысяч счастливчиков заполнили арену, а ещё 5 тысяч отчаянно пытались прорваться внутрь. Сам композитор признавался, что это был «самый волнующий вечер» в его жизни — публика бурно аплодировала новинке, ловя знакомые кубинские мотивы. Позднее Гершвин переименовал пьесу в «Кубинская увертюра», подчёркивая серьёзность замысла. Так в одно августовское шоу американская классика обрела яркий латинский акцент, а Гершвин навсегда вписал в историю музыки свой ритмичный привет с Острова Свободы.

Ночь, когда замолкла «Ла Скала»

16 августа 1945 года

Ночной фасад театра «Ла Скала».
Ночной фасад театра «Ла Скала».

Тишина накрыла великий миланский театр Ла Скала — тишина взрывов и обвала. В разгар Второй мировой войны союзная авиация подвергла Милан тяжёлому ночному бомбардировочному рейду. Одна из бомб угодила в знаменитую оперу. В мгновение ока обрушились крыша и свод зала, развалились ярусы лож и весь просцениум — легендарный театр превратился в руины. Ещё вчера стены театра украшали афиши с призывами вернуть в Италию маэстро Тосканини, а теперь от этих стен мало что осталось. Но музыка не смолкла навсегда: едва отгремели бои, Италия решила возродить национальную гордость. Менее чем через три года обновлённая «Ла Скала» распахнула двери — 11 мая 1946 года великий Тосканини взмахнул дирижёрской палочкой на концерте открытия. Той ночью 1943-го театр пал, но воля людей вернула ему голос — и легендарная сцена вновь зазвучала, став символом несокрушимости искусства.

Забытый отец русской оперы

16 августа 1761 года

В этот день родился композитор Евстигней Фомин — один из тех, чьими усилиями в XVIII веке зарождалась русская композиторская школа. Современник Бортнянского и Пашкевича, он был невероятно талантлив и обучался даже в Болонье у самого падре Мартини — наставника Моцарта. Фомин вернулся на родину с амбициозными замыслами, но судьба приготовила ему испытания. Екатерина II лично заказала молодому музыканту оперу, да только императрице не понравился результат. В одночасье карьера при дворе рухнула — Фомин не получил никакого покровительства и многие годы жил в тени. Лишь за три года до смерти его приняли репетитором в театральную дирекцию. И всё же именно Фомин стал одним из основоположников русской оперы. Он сочинял на самые разные сюжеты — от комической оперы «Ямщики на подставе» до трагической мелодрамы «Орфей», вершины его творчества. Умер Евстигней Фомин в 1800 году совсем нестарым, и надолго был забыт. Лишь в XX веке его имя и музыка были заново открыты для публики, заняв достойное место в истории как символ зарождения национальной музыкальной традиции.

Верди против цензуры: второе рождение оперы

16 августа 1857 года

В середине XIX века даже признанным гениям приходилось идти на хитрости ради искусства. Великий Джузеппе Верди испытал это на себе, когда его опера «Стиффелио» столкнулась с цензурой. История протестантского пастора, обманутого женой, шокировала консервативную публику — духовное лицо на оперной сцене сочли неприемлемым. Верди не смирился с запретом. Вместе с либреттистом он переписал оперу: герои перенеслись в Средневековье, изменились имена и финал — так родился «Арольдо». 16 августа 1857 года обновленная опера была впервые исполнена в новом театре Римини. Зрители услышали знакомую музыку под новым названием и в ином обличье. Верди сумел обойти цензоров и подарил своей любимой партитуре новую жизнь. И хотя «Арольдо» сегодня ставится редко, эта премьера вошла в историю как пример неукротимой воли композитора, отстаивавшего своё творение несмотря ни на что.

«Даиси» для Грузии: рождение национального голоса

16 августа 1871 года

В Кутаиси появился на свет Захарий Палиашвили — человек, которому Грузия обязана появлением национальной оперы. Его путь к музыке не был простым. Родившись в бедной многодетной семье церковного певчего, юный Захарий мечтал стать пианистом, но судьба распорядилась иначе: дорога в фортепианный класс консерватории для выходца «с низов» была закрыта. Палиашвили не отчаялся — он выбрал композицию и решил создать то, чего не было: оперы на родном грузинском языке, пропитанные национальными мелодиями. Его мечта воплотилась в произведениях «Абесалом и Этери» и «Даиси», где европейские оперные традиции соединились с духом грузинского фольклора. Премьеры этих опер стали триумфом и гордостью нации. Палиашвили называют отцом грузинской классической музыки, первым композитором-классиком Грузии. Его портретами украшены концертные залы, его именем назван оперный театр в Тбилиси, а отрывок из оперы «Абесалом и Этери» лег в основу гимна Грузии. Так бывший «несостоявшийся пианист» стал музыкальной гордостью целого народа.

История дня: Триумф Вагнера — премьера «Зигфрида» в Байройте

Опера «Кольцо нибелунга» была написана Вагнером в период с 1848 по 1874 год.
Опера «Кольцо нибелунга» была написана Вагнером в период с 1848 по 1874 год.

В небольшом баварском городке Байройте стояла жаркая августовская среда 16 августа 1876 года. В воздухе царило возбуждение: композитор Рихард Вагнер впервые показывал публике своё детище — оперу «Зигфрид», третью часть монументальной тетралогии «Кольцо нибелунга». Этот спектакль стал кульминацией первого Байройтского фестиваля: за три предшествующих дня уже прошли премьеры «Рейна» и «Валькирии», впереди ждала финальная «Гибель богов». В зал нового театра, построенного самим Вагнером, съехались венценосные особы и знаменитые композиторы со всей Европы. Присутствовал даже император Бразилии — монархи плечом к плечу с простыми меломанами жаждали прикоснуться к искусству будущего. За дирижёрским пультом стоял верный соратник Вагнера Ганс Рихтер.

Но без драм не обошлось: исполнителя главной партии накануне внезапно хватил «приступ охриплости», из-за чего поползли слухи об отмене постановки. К счастью, тревога оказалась ложной — премьера состоялась вовремя и прошла блестяще. Современники отмечали невиданный размах вагнеровского замысла: оркестр погружён в оркестровую яму, зал затемнён, действие непрерывно — публика погрузилась в мифический мир эпоса. В дневнике жены маэстро, Косимы, лаконично записано: «Зигфрид прошёл отлично». После завершения цикла Вагнер устроил торжественный банкет для всех участников, подняв тост за своего тестя Листа и произнеся речь о торжестве искусства. Так сбылась мечта композитора — в Байройте родился уникальный оперный праздник, изменивший мир музыки. Премьера «Зигфрида» и всего «Кольца нибелунга» обозначила новую эпоху оперного искусства, подтвердив славу Вагнера как гения, бросившего вызов традициям и победившего.

Какая из этих историй показалась вам самой увлекательной? Поделитесь своими музыкальными открытиями в комментариях!

#классическаямузыка #историямузыки #музыкальныйкалендарь #16августа #ИсторияДня #опера #симфония #оркестр #джаз #румба #Гершвин #КубинскаяУвертюра #НьюЙорк #ЛаСкала #Верди #Арольдо #Стиффелио #Вагнер #Зигфрид #Байройт #Фомин #Палиашвили #РусскаяОпера #ГрузинскаяОпера

Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые истории.