Здравствуйте! Меня зовут Остапенко Ярослав Владимирович. Я — юрист, член Союза адвокатов и Ассоциации юристов России. Уже более 8 лет помогаю собственникам участков в Крыму подключать электричество, воду и газ — как в штатном порядке, так и через суд. Если вы являетесь собственником земельного участка в Крыму и планируете подключение электричества и строительство - вы по адресу. Больше информации https://t.me/krymenergo.
Только планируете подключение света в Крыму? Как подключить электричество в Крыму в 2025 году: инструкция с новыми тарифами и сроками
Если Вам нужна помощь в подключении электричества - звоните +7 (978) 010-51-27 (Whats App / Telegram ).
Проблема в одном абзаце: дорого, долго и без финансирования
В 2022 году наш клиент заключил с ГУП РК «Крымэнерго» договор на технологическое присоединение к электросетям мощностью 15 кВт объекта, который находится в одном из сел г. Алушты. На расчётный счёт Крымэнерго была внесена оплата в размере 45 000 ₽ по государственным тарифам.
На первый взгляд, ситуация могла показаться простой: в радиусе до 500 метров от участка уже проходили линии электропередачи Крымэнерго. Однако, исходя из объёма работ, прописанных в технических условиях, стало ясно, что свободной мощности на этих сетях нет. Чтобы подключить земельный участок, требовалось:
- построить 7 трансформаторных подстанций ТП-10/0,4 кВ;
- проложить 7,7 км ВЛ-10 кВ;
- проложить 4,4 км ВЛ-0,4 кВ;
- установить прибор учёта электроэнергии.
Фактически под индивидуальное подключение необходимо было создать новую сеть электроснабжения для целого микрорайона. Стоимость таких работ - 25 до 60 миллионов рублей.
По укрупнённым расчётам, строительство 7 трансформаторных подстанций 10/0,4 кВ, линии электропередачи 10 кВ протяжённостью 7,7 км и линии 0,4 кВ длиной 4,4 км обойдётся в среднем от 23–25 млн ₽ и до 55–56 млн ₽ при максимальной комплектации и сложных условиях. Проектно-изыскательские работы в таких случаях составляют порядка 6–10 % от стоимости строительства, что даёт разбег примерно 1,5–2 млн ₽ в «среднем» сценарии и до 6–7 млн ₽ при верхней границе. В итоговую сумму закладываются материалы (СИП, опоры, оборудование подстанций), монтаж, транспортировка, накладные расходы, резерв на непредвиденные работы и НДС. Реальная стоимость зависит от выбранного оборудования, сложности трассы и региональных коэффициентов для Крыма. Такой расчёт даёт ориентир, сколько потребуется вложить в подключение, ещё до получения официальной сметы от сетевой организации.
Согласно техническим условиям и условиям договора о технологическом присоединении, срок выполнения обязательств по подключению составлял 6 месяцев. Однако в установленный срок со стороны Крымэнерго не было сделано ничего: не подготовлено техническое задание, не проведены закупки, не привлечены подрядчики и, тем более, не начато строительство многомиллионных ЛЭП.
Хотите быть в курсе всех тонкостей при работе с Крымэнерго - подписывайтесь на мой канал в телеграмме: https://t.me/krymenergo
Для Крымэнерго это означало прежде всего большой объём работ: проведение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ, привлечение подрядных организаций, организация закупочных процедур. И самое важное — получение финансирования. С учётом материального положения ГУП РК «Крымэнерго» такой масштаб работ, мягко говоря, не маленький и требует значительных временных и ресурсных затрат.
А для клиента всё это оборачивалось полным отсутствием конкретных сроков: формально договор есть, деньги уплачены, но в реальности перспективы получить свет могли растянуться на неопределенный срок — с бесконечными отписками и ссылками на «нехватку финансирования» или «проведение закупок» и т.д.
Суд: зафиксировать сроки и заставить Крымэнерго действовать
К нам клиент обратился примерно через год после заключения договора о технологическом присоединении. Установленный в договоре срок подключения — 6 месяцев — уже давно истёк. Работы даже не начинались: не было подготовлено техническое задание, не проведены закупки, не привлечены подрядчики.
Мы сразу решили идти в суд. Почему? Потому что при бездействии сетевой организации единственный реально работающий и законный способ добиться подключения — подать иск о понуждении исполнить обязательства по договору технологического присоединения. Решение суда можно принудительно исполнить через службу судебных приставов, у которых есть достаточные рычаги воздействия. Кроме того, за его неисполнение предусмотрена уголовная ответственность по ст. 315 УК РФ.
Подробно о том, как в 2025 году можно заставить Крымэнерго исполнить договор о технологическом присоединении — пошагово, с разбором всех инструментов давления, я уже писал в отдельном материале. Рекомендую прочитать его, чтобы понимать, какие действия работают в подобных ситуациях: Крымэнерго не подключает электричество? В 2025 году можно заставить — законно!
В исковых требованиях мы заявили:
- Обязать Крымэнерго исполнить договор о технологическом присоединении в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
- Взыскать договорную неустойку за просрочку исполнения.
- Взыскать компенсацию морального вреда.
- Установить судебную неустойку (астрент) — денежную санкцию за каждый день просрочки исполнения решения суда.
В судебном заседании представитель Крымэнерго возражал против удовлетворения нашего иска. В качестве альтернативы он просил, чтобы в случае удовлетворения требований суд установил срок подключения 3 месяца. Мы же настаивали на 1 месяце. В итоге судья выбрала промежуточный вариант: требования удовлетворила, но срок исполнения определила в 2 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
С учётом объёма и стоимости необходимых работ было очевидно, что в установленный судом срок — 2 месяца — Крымэнерго не сможет выполнить подключение. Так и произошло: решение суда в срок не было исполнено.
Также отмечу: если подключение не сложное — до нескольких сотен метров, Крымэнерго нередко выполняет работы либо в срок, установленный судом, либо даже ещё до первого судебного заседания. Часто достаточно самого факта иска, чтобы компания начала исполнять договор. Однако в этом конкретном случае, учитывая объём работ, решение суда в установленный срок исполнено не было.
Суть решения суда в том, что у него есть установленная законом процедура принудительного исполнения через службу судебных приставов, чем мы и начали заниматься. Мы обратились в суд за исполнительными листами, получили их и передали в службу судебных приставов по городу Алушта для принудительного исполнения. После возбуждения исполнительного производства направили в Крымэнерго ещё один запрос — уже с учётом того, что решение суда вступило в законную силу, исполнительное производство открыто, и попросили предоставить конкретную информацию о сроках подключения и объёме работ.
Хотите быть в курсе всех тонкостей при работе с Крымэнерго - подписывайтесь на мой канал в телеграмме: https://t.me/krymenergo
В ответ Крымэнерго прислало официальное письмо, в котором указало:
А потом пришли уточнения:
«Для реализации технологического присоединения объектов групповой застройки необходимо установить ТП-10/0,4 кВ — 7 штук, построить ЛЭП-10 кВ протяжённостью 7,7 км и ЛЭП-0,4 кВ протяжённостью 4,4 км. Срок выполнения строительно-монтажных работ — 180 календарных дней, проектно-изыскательских работ — 150 дней, срок проведения закупочных процедур — 45 дней».
Самая главная проблема заключалась в том, что подключение действительно было дорогостоящим, а объём работ — крайне большим. По оценкам, затраты на реализацию проекта могли составлять от 25 до 50 миллионов рублей. Очевидно, что без серьёзного "давления" у Крымэнерго не было особого желания тратить такие средства на подключение объекта заявителя, тем более в условиях общей финансовой нагрузки предприятия.
В этой ситуации клиент понимал, что его подключение относится к категории сложных, поэтому сразу после возбуждения исполнительного производства мы начали сопровождение исполнения решения суда вплоть до момента фактического подключения.
Принудительное исполнение: как мы «давили» до фактического подключения
1) ФССП:
— получили и передали исполнительные листы приставу-исполнителю г. Алушты;
— добились возбуждения исполнительного производства в установленный законом срок;
— добились установления сроков исполнения и, при их нарушении, своевременного возбуждения дел по ст. 17.15 КоАП РФ (штраф 30 000 ₽ за каждое нарушение);
— контролировали взыскание исполнительского сбора (50 000 ₽ за каждое нарушение сроков);
— обеспечили письменное предупреждение руководителя ГУП РК «Крымэнерго» о возможной уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ;
— контролировали, чтобы пристав отбирал объяснения у представителей Крымэнерго (что сделано, на каком этапе находится работа) и запрашивал подтверждающие документы;
— были на личных приёмах у пристава.
2) Прокуратура:
— направляли жалобы на каждом этапе, при бездействии прокуроров обжаловали их действия/бездействие в вышестоящую прокуратуру;
— добивались внесения представлений и контролировали их фактическое исполнение; инициировали дела об административных правонарушениях в отношении Крымэнерго за неисполнение представлений;
— добивались дисциплинарной ответственности для сотрудников Крымэнерго через прокуратуру;
— через прокуратуру Республики Крым добились внесения трёх представлений в адрес Министра топлива и энергетики (финансирование, закупки, соблюдение сроков).
3) ФАС:
— подали жалобы на нарушение сроков ТП;
— добились внесения представления; за его неисполнение должностные лица привлекались по ст. 19.6 КоАП РФ (штраф персонально, а не для предприятия).
4) Уголовно-процессуальная линия:
— направили сообщение о преступлении по ст. 315 УК РФ (неисполнение решения суда);
— начальник РЭС неоднократно вызывался дознавателем для дачи объяснений;
— законность доследственной проверки контролировали через прокуратуру, инициировали повторные проверки.
5) Министерство топлива и энергетики РК:
— подавали жалобы о неисполнении решения суда и нарушении сроков;
— добились контроля со стороны министра за финансированием, закупками и графиком работ.
Итогом принудительного этапа стала длинная, но результативная работа — около года–полутора. За это время мы подали 50+ процессуальных и служебных документов, добились выделения и согласования финансирования на подключение, организовали через надзор и переписку проведение закупочных процедур, после чего подрядчик вышел на работы. По ходу исполнения возникали сложности, включая замену подрядчика, что добавило сроков, но в итоге все этапы были пройдены, и подключение выполнено фактически.
Результат и выводы: подключение выполнено; без суда это тянется на неопределённый срок
Итог по делу — подключение выполнено фактически, на участке есть свет. Этот результат обеспечили не переписка и обещания, а связка: решение суда → исполнительное производство → системное давление
По нашему опыту, без суда такие дела уходят в неопределённый срок: при дорогом и объёмном проекте финансирование, закупки и подрядчики годами остаются «в планах». К нам регулярно обращаются заявители с просроченными договорами, и среди них есть те, кто ждёт более пяти лет — мы до сих пор идём в суд по договорам о технологическом присоединении, заключённым ещё в 2017, 2019, 2020 годах. Причём нередко это технически простые случаи (протянуть 100–200 м линии и установить счётчик), но работы стоят.
Вывод. Рассчитывать, что «сами подключат», или ждать новых обещаний — ошибка. Если срок по договору прошёл, а сетевая организация бездействует, нужно обращаться в суд и обязывать исполнить договор. Это единственный законный и работающий способ.