Продолжаю делиться невыдуманными историями из жизни моих пациентов, которые я регулярно слышу на своих консультациях.
Ведь за каждым медицинским диагнозом – не просто набор анализов, а жизнь и история живого пациента.
Пациент закончил свой рассказ фразой: «Доктор, знаете, а я даже не знаю, есть ли смысл моего лечения. Как до лечения я не мог бегать, долго ходить и играть с внуками, так и после лечения – ничего не изменилось»
История, казалось бы, типична в кардиологии. Мужчина начал замечать, что появляются загрудинные боли и одышка при беге – решил, что просто не высыпается и недостаточно отдыхает, немного снизил темп – симптомы прошли и к врачам не стал обращаться. Но со временем жалобы начали прогрессировать и уже возникали при ходьбе обычным темпом. Обратился в поликлинику по месту жительства, участковым терапевтом была диагностирована нестабильная стенокардия и по линии скорой медицинской помощи срочно госпитализирован в отделении неотложной кардиологии. Проведена коронарографии, выявлен стеноз устья левой коронарной артерии до 50% и ПМЖА до 70%, в других коронарных артериях – бляшки менее 50%. Было рекомендовано проведения шунтирования. Перенес полостную операцию, принимает все рекомендованные препараты. «Неужели совсем нет улучшения?» - уточняю я. «Первые пару месяцев наверное было хорошо, переносимость нагрузок увеличилась, но потом снова всё стало возвращаться».
Да как вообще такое возможно, если пациент строго соблюдал лечение? Ответ очень прост. Мужчине была проведена повторная коронарография спустя 5 лет после первой (в связи с отрицательной динамикой по самочувствию), и диагностировано: закрытие шунтов до 30%, стеноз в остальных коронарных артериях вырос до 60-75%. То есть операцией (шунтированием) ему сняли остроту процесса, защитив в моменте от возможного инфаркта, но глобально атеросклероз продолжался. Потому что системного решения проблемы не было. И по мере увеличения бляшек в коронарных артериях, его самочувствие ухудшалось. Повторно шунтирование уже не сделаешь, а так как в сосудах сердца диффузный атеросклероз – на все места стенты не поставишь. Поэтому пациент идет на классический медикаментозной терапии соответственно его диагнозу. Что остается делать? Терпеливо ждать дальнейшего роста бляшек и надеяться, что хватит прожить ещё несколько лет?
Пациент соблюдал лечение: кроверазжижающие препараты, таблетки для снижения холестерина. Но не было работы над качеством сосудистой стенки. Что сделали мы? Если коротко – решали вопрос воспаления сосудистой стенки – то есть работали с первоначальным триггером атеросклероза. Выявили множественные дефициты, заболевания желудка и кишечника. Работали с этим для начала. И самочувствие стало улучшаться! Лечение атеросклероза должно быть системным, не вырывая отдельные анализы и не игнорируя другие органы и системы. Тогда можно получить более качественный результат. Если вы придерживаетесь таких же взглядов – записывайтесь на мою онлайн-консультацию на сайте https://nutricardio.ru/.
Автор статьи: врач-кардиолог, врач ультразвуковой и функциональной диагностики, клинический нутрициолог Татьяна Дворцова.
Подписаться на ТГ-канал врача: https://t.me/proserdce_Dvorcova.