Найти в Дзене
Муравленко 24

Покорённые Севером

Они укладывали первые дорожные плиты на улице Ленина, вертолетной площадке, нефтяных месторождениях. На Север приехали в 1984 году. Начинали в одной организации – Муравленковском дорожном ремонтно-строительном управлении. И так совпало, что оба по образованию повара. Александр Кулаков отправился на Крайний Север сразу после службы в армии. Друг сделал ему вызов в Муравленковское дорожное ремонтно-строительное управление. – Когда мы с товарищами сюда приехали, у нас на троих три рубля оставалось. Нас встретили очень хорошо. Сразу накормили, выдали подъемные по 300 рублей. Ну и всё, началась наша работа при минус 40–50 градусах. Это был ноябрь 1984-го, – рассказывает первопроходец Александр Кулаков. – Дорог тогда здесь практически не было, как и самого города. На улице Молодёжной располагался магазин «Альбина», рядом с ним деревянная баня, которая потом сгорела. Мы укладывали в промзоне и на Суторминском месторождении плиты, асфальт тогда еще не стелили, также обслуживали трассу, чистили
Оглавление

Александр Кулаков и Евгений Новиков строили первые дороги в посёлке Муравленковском

Они укладывали первые дорожные плиты на улице Ленина, вертолетной площадке, нефтяных месторождениях. На Север приехали в 1984 году. Начинали в одной организации – Муравленковском дорожном ремонтно-строительном управлении. И так совпало, что оба по образованию повара.

Александр Кулаков отправился на Крайний Север сразу после службы в армии. Друг сделал ему вызов в Муравленковское дорожное ремонтно-строительное управление.

– Когда мы с товарищами сюда приехали, у нас на троих три рубля оставалось. Нас встретили очень хорошо. Сразу накормили, выдали подъемные по 300 рублей. Ну и всё, началась наша работа при минус 40–50 градусах. Это был ноябрь 1984-го, – рассказывает первопроходец Александр Кулаков. – Дорог тогда здесь практически не было, как и самого города. На улице Молодёжной располагался магазин «Альбина», рядом с ним деревянная баня, которая потом сгорела. Мы укладывали в промзоне и на Суторминском месторождении плиты, асфальт тогда еще не стелили, также обслуживали трассу, чистили мосты.
-2

Летом – строительство, зимой – уход. Это сейчас человеку помогают различные подметальные и поливальные машины, пескоразбрасыватели. А в 80-е годы главными инструментами дорожных рабочих были метла да лопата. Песок на проезжую часть в сильный мороз сыпали вручную прямо из грузовика. От холода спасало только непрерывное движение, то есть работа.

– Такое интересное время. Народ дружный был, трудностей мы не замечали. Понимали – город строим, чтобы в нем самим жить. Едва сдавался объект, его сразу же заселяли. Так, на улице Школьной только «поспело» общежитие для холостяков, меня с мужиками туда определили, а на Новой возвели два деревянных дома, там семейные получили свои квадраты. И жил со мной по соседству заведующий немецкой столовой, потом это был ресторан «Звёздный». Он позвал меня экспедитором к себе. С этого момента моя профессиональная биография развернулась на 180 градусов. Потому что уже быстро он меня допустил к плите. Конечно, я сдавал экзамены на повара, повышал разряды, пока не дорос до заведующего столовой. В 1986 году картофель и морковь были порошкообразные, но где-то через год построили базу ОРСа, и продукты стали заготавливать впрок, проблем с поставками уже не было, хватало всего: и овощей, и мяса, – рассказывает первопроходец.

Но вскоре случился развал Советского Союза, а с ним рухнула и прежняя стабильность. Лихие 90-е захлестнули всю страну. На некоторых предприятиях зарплаты задерживали по несколько месяцев. Вместо денег людям выдавали бумажные купоны. А дороги «на землю» тогда слыли жестокими грабежами. И вот в это трудное и опасное время Александр Кулаков подался в дальнобойщики, чтобы возить в город продукты.

– Конечно, страшно, но семью надо было кормить. Поэтому сел на КамАЗ и поехал, – продолжает вспоминать Александр Кулаков.– К счастью, Бог миловал, на моем пути бандиты не встретились ни разу. Так проколесил я по стране пять лет, пока брат Виктор, предприниматель, не позвал меня к себе в пекарню. Говорит: «Хватит мотаться по свету, давай вместе работать». Здесь я уже делал всё, что требовалось: и муку разгружал, и хлеб развозил, и пёк.

После выхода на пенсию дома усидеть Александр Кулаков не смог. Занимался внуками. И вот однажды пошел с одним из них на тренировку по хоккею в «Авангард», так и узнал, что там требуется ледовар. Сейчас первопроходец отвечает за качество и безопасность городского катка.

-3
– Семь лет назад я взял квартиру в ипотеку в Оренбурге, хотел переехать, – говорит Александр Владимирович. – Поехал, посмотрел и передумал – куда нам без Муравленко? Такой город красивый, благоустроенный, чистый. Столько возможностей для детей! Старший внук плаванием занимается, средний вот на хоккей ходит, внучка-красавица танцует. Здесь наша судьба.

Над морозами смеялись, снегом умывались

-4
– Шахтерский коллектив, где я работал ведущим поваром в столовой, отговаривал меня ехать на Север, так как решил, что я за «длинным» рублем собрался, – рассказывает Евгений Новиков. – Но я не думал о заработке, у меня приличная зарплата была там. Мне просто захотелось что-то поменять в своей жизни.

И поменял. Нижний Тагил на Крайний Север. Евгений Новиков приехал сюда в июне 1984-го. По распределению должен был заменить товарища в составе газоразведочной экспедиции «Ноябрьскнефтегаз». Но передумал и пошел в Муравленковское дорожное ремонтно-строительное управление. Так вместо повара он стал дорожным рабочим. В первый же день его отправили на участок в район нынешней городской автозаправки.

– Плиты там уже были уложены, мы вручную перемешивали раствор, заливали растопленным битумом швы, – вспоминает первопроходец. – Адский труд на самом деле, но в молодости мы этого не осознавали, работали с особым рвением. У нас бригадир был очень сильный, грамотный, Володя Скрябин, нам с ним очень повезло. Все ребята тоже отличные: грейдеристы, механизаторы, экскаваторщики. Зимой, нагрузив прицеп «Кировца» песком, раскидывали его лопатами до поворота на Суторму, таким образом вели борьбу с гололедом. Шофер зовет: «Идите в кабину, погрейтесь!» Но мы же в ватниках, да и кровь молодая греет, смеялись только. Морозы и до минус 57 градусов доходили, а мы снегом умывались. Следили и за состоянием мостов, чтоб весной проток был, все трубы с осени закрывали щитами.
-5

Энтузиазма, задора и смелости у первопроходцев хватало с лихвой! Подумать только: за несколько месяцев втроем построить для себя дом из бревен! Причем делали они это в свободное от работы время.

– Жить было негде, ждать пока построят новое общежитие не хотели, – поясняет Евгений Николаевич. – Поэтому мы с друзьями, Сашей Мисюрой и Андреем Шмельковым, у которых уже были семьи, решили самостоятельно собрать балок. Всем было по 22-23 года, опыта в строительстве не имели никакого. Зато глаза у нас горели так, будто БАМ строим! Начали в конце августа, а к ноябрю уже заселились.

Через три года Евгений Новиков вернулся к своей профессии повара. Трудился в отделе рабочего снабжения (ОРС) «Ноябрьскнефтегаза». Муравленковцы еще запомнили его как шашлычника. Первая (государственная) шашлычная поселка располагалась в районе сегодняшнего сквера Ямальского и пользовалась спросом у жителей.

В 90-е в поисках лучшей жизни вместе с семьей Новиков уехал в город Елец Липецкой области. Там открыл свою пекарню, но дело не пошло – в стране грянул очередной финансовый кризис. Пришлось возвращаться на Ямал и начинать всё с нуля. Сегодня Евгений Николаевич уверен: это не иначе как притяжение Севера. Два года работал технологом в пекарне у Виктора Кулакова, затем вернулся в ОРС. А через какое-то время, будучи уже достаточно в зрелом возрасте, опять кардинально поменял свою профессию. Выучился на слесаря-ремонтника и уже на протяжении 20 лет трудится в «Борце-Муравленко». Потому что считает, что человек должен приносить пользу всю свою жизнь – себе, своей семье и обществу в целом. Вот такие они, глубокие, цельные и сильные наши первопроходцы.

Автор: Татьяна Козарь

Фото: архив Александра Кулакова и Евгения Новикова