Как новое искусство осмысляло три знойных месяца – июнь, июль и август – в самых смелых красках и техниках? Необычные пейзажи, все они говорили об одном – вечной красоте летней природы. Только на заре бурного ХХ века в художественной среде одновременно существовало множество представлений о прекрасном: каждый мастер передавал по-своему чарующую яркость зелени и цветущих ландшафтов, руководствуясь новаторскими идеями-манифестами.
В последние недели августа отправляемся в вояж по калейдоскопу летних пейзажей из коллекции Русского музея, чтобы взглянуть на любимый теплый сезон глазами художников-экспериментаторов.
«Дикое» лето по-фовистски
К концу 1910-х в творчестве Василия Кандинского – основоположника «абстрактного экспрессионизма» – все меньше прослеживалась связь с предметной реальностью. Цвет передавал не настоящие оттенки природы, а личные впечатления и ощущения художника, обретал символический подтекст. Пространство столь же смело деформировалось в угоду выразительности ритма. Таким броским и изобилующим яркими «лубочными» тонами на полотне Кандинского изображено лето в маленьком поселении в Баварских Альпах.
Альпийские пейзажи кисти Василия Кандинского – свидетельство знакомства художника с произведениями фовистов, которые экспонировались в Париже. Фовисты, что в переводе с французского означает «дикие» или «хищники», также предпочитали интенсивные яркие краски, контрасты и обобщенные простые формы. Так и «Летний пейзаж», написанный в баварском Мурнау, отличает невероятная активность цвета, запечатлевшая сильные эмоции живописца. Пейзаж, несмотря на каноны жанра, обретает большую свободу и независимость от самого природного мотива. Это предзнаменовало зарождение абстрактных композиций в творчестве Кандинского.
На палитру произведения повлияла теория цвета немецкого философа Иоганна-Вольфганга Гете, который исследовал психологию каждого оттенка. Зеленый, доминирующий в «Летнем пейзаже», согласно концепции Гете, символизировал умиротворение, ведь находился между желтым, самым близким к Свету, и синим, самым близким к Тьме.
«Борьба тонов, утраченное равновесие, рушащиеся “принципы”, внезапный барабанный бой, великие вопросы, видимо бесцельные стремления, видимо беспорядочный натиск и тоска, разбитые основы и цепи, соединяющие воедино противоположности и противоречия – такова наша гармония», – говорил Василий Кандинский.
«Жизнь серьезна – искусство радостно»
На летних полотнах импрессионистов и художников объединения «Мир искусства» запечатлено само биение жизни, красота мимолетного солнечного мгновения, «дыхание живописи». Мастера говорили на языке цветов и трав, искали счастье в мире искусства, переполненного трагическими социальными проблемами. Реальность, отображенная на их картинах, будто сияла и сверкала. Лето переполняла живописная энергия и теплые волны солнечного света. Константин Коровин утверждал: «Тона правдивей и трезвей – они содержание».
Картина «Пристань в Гурзуфе», где ярко проявляется творческая индивидуальность Коровина, посвящена южному крымскому лету. Перед расположившейся на веранде кафе героиней открывается вид на горы, море и паруса яхт. Настроение размеренной жизни прибрежного курорта художник передал, прежде всего, через цвет и свет. В живописи Константина Коровина свет стал таким же непосредственным выразителем чувств, как и звук в музыке.
В светлых красках и раздельных мазках, цветных тенях и особой фрагментарности складывался будто случайно увиденный и сохранившийся в памяти мастеров импрессионизма пейзаж. Александр Гауш похожим образом привносил в пейзаж элементы поэзии и мечты. В мире природы, изображенном художником, человек и окружающая среда пребывают в абсолютной, возвышенной гармонии. Все определяет уникальный баланс. Благодаря нему – своеобразному секретному ключику – в роскошных садах поселились не только сказочной красоты павлины, но и настоящая идиллия.
Создавая свой мир, Гауш отдал предпочтение холодновато-зеленому цвету («свето-цвет зелени Гауша» – так этот оттенок назвал советский искусствовед Александр Федоров-Давыдов) и обобщенный светлый тон. В утонченных, изысканных картинах-панно художника одновременно заметны традиции классического наследия французских мастеров ХVII века и живописные завоевания искусства начала ХХ века. Фрагменты искусства прошлых столетий в сочетании с передовыми идеями подчеркивают красоту авторской фантазии – вечнозеленый сад выглядит прекрасным в любую эпоху.
Для «дорогого Александра Николаевича Бенуа» Борис Кустодиев написал добродушное идиллическое провинциальное «Лето» – еще один уголок спокойствия и отдыха. Художник противопоставил загородное лето шуму и суете промышленных мегаполисов и столичным ритмам Петербурга-Петрограда. Лето Кустодиева – это воплощенная в живописи мечта об идеальном прошлом, очищенном от «негатива» реальных проблем. В идеальном мире патриархальной деревни все устроено просто и оттого по-своему гениально: жизнь спокойна и самодостаточна, устроена по вековым законам и традициям. Лето в этом прекрасном месте, лишенном горечи, пышное и нарядное, изобильное, по-кустодиевски хлебосольное!
Лето в сферической перспективе
Иное видение предложил художник Кузьма Петров-Водкин. Его лето – полуденное, в самом зените солнца – бытийный рассказ, практически притча о вечном жизненном цикле с сильным и ярко выраженным философским началом. На летний пейзаж зрителю предлагается посмотреть с высоты, сквозь ветвь хвалынских яблонь. В одной сцене объединены события, которые в действительности разделены годами и десятилетиями: рождение, любовь, труд и смерть. Общая панорама соткана из отдельных фрагментов историй, повторяющихся из поколения в поколение.
Кузьма Петров-Водкин отказался от традиционной линейной перспективы в пользу «сферической» – сегодня такое изображение могут сделать современные фотокамеры, увеличивающие стандартный угол обзора. Художник же представил плавные силуэты холмов, дальние селения, синюю ленту реки во всей красе задолго до распространения новых технологий фотографии. Возникает космическое ощущение реальности, которое пронизывает все искусство Петрова-Водкина.
Летний полдень изображен при помощи классической для Кузьмы Петрова-Водкина палитры «трехцветия»: на полотне красный, синий и желтый – чистые цвета, из которых можно получить все остальные оттенки. Колорит пейзажа также базируется на древних традициях русской иконописи. «Полдень» наполнен праздничным сочетанием белых и красных крестьянских одежд, зелени травы и листвы, голубых далей и желтых яблок, окутанных солнечными лучами.
«Раздолье» – символ победы жизни над злом
Для советского классика Александра Дейнеки лето стало метафорой счастливой и мирной жизни в те дни, когда Великая Победа еще не наступила. Героини художника – молодые спортивные девушки, олицетворяющие собой целое поколение с героическими сердцами – бегут в одном ритме, пылая радостью и красотой. Их стремительное движение вперед, будто навстречу будущему, контрастирует со спокойным летним пейзажем: река позади, окруженная лесом и полями, уравновешивает композицию своим плавным течением.
Образ жизнерадостных спортсменок соединен с величием родных просторов, что придает сюжету символическое звучание. Картина «Раздолье» кисти Дейнеки – радостная песня-гимн, торжество мира и силы. Как писал сам художник, «Бывает, когда вас охватывает задор, когда человеку хочется куда-то бежать <...> со смехом и задором смотреть на жизнь».
Мечты о будущем лете
Авангардисты при создании необычных пейзажей ориентировались на личный эмоциональный отклик, переносили на холст нестандартные впечатления, броские ассоциации, новые ракурсы, трансформируя прежнее восприятие природы, которая в сущности оставалась неизменной. Например, Иосиф Школьник – один из художников творческого объединения «Союз молодежи» – представил лето через обобщенные красочные формы. Около пруда, оазиса для знойного дня, мастер воссоздал эффект прозрачного и кристально ясного теплого воздуха.
В декоративности картины Школьника ощутим своеобразный ориентализм и отголосок красочных лубков, которыми мастер был увлечен, как и многие другие художники русского авангарда. Пробудить интерес к восточным чертам могли впечатления о жарком юге, красота крымского Бахчисарая.
«Отец русского футуризма» Давид Бурлюк тоже смело экспериментировал с традиционными образами времен года. Жаркое лето шагает вместе с напарницей, цветущей зеленой весной, по широкому бескрайнему полю. Тема, характерная прежде для пейзажной живописи, на полотне знаменитого авангардиста представлена в качестве портретного изображения. Весна и лето в измерении авангарда – два главных героя, одушевленные и треугольные, которые способны и в самом деле прийти на собственных ногах.
Радостное и по-детски наивное настроение этого новаторского пейзажа созвучно с мажорным стихотворением друга и соратника Давида Бурлюка Владимира Маяковского: «Ко мне, по доброй воле, само, раскинув луч-шаги, шагает солнце в поле». Ведь каким бы ни было лето на холстах художников, это время самых ярких красок, теплых воспоминаний и счастливых солнечных дней!
Проведите лето с Русским музеем – в наших дворцах и садах, которые смогут стать источником вдохновения для создания солнечных летних петербургских пейзажей.