Найти в Дзене
АвтоИстория. AutoStory

BMW M1: история создания легенды — опередившая своё время

BMW M1 — автомобиль, который стал мифом ещё при жизни. Это был первый и единственный серийный суперкар BMW с центральным расположением двигателя, созданный для того, чтобы баварский бренд мог сразиться на треке с Ferrari и Porsche. Но история M1 — это не только про победы и скорость. Это ещё и драма, борьба с обстоятельствами и уникальное наследие, которое до сих пор вдохновляет инженеров BMW M. В середине 1970-х годов BMW Motorsport решила выйти на новый уровень. Компания уже имела успехи в автоспорте с моделями 3.0 CSL и 2002 Turbo, но для участия в чемпионате FIA Group 4 и Group 5 по правилам омологации требовался специальный автомобиль. Ключевыми условиями были: BMW обратилась к Lamborghini для проектирования и производства нового спорткара. Итальянцы должны были создать шасси и кузов, а баварцы — силовую установку и доводку. Но проект столкнулся с проблемами: Lamborghini в то время находилась на грани банкротства и не смогла выполнить обязательства. BMW пришлось забирать разработк
Оглавление

BMW M1 — автомобиль, который стал мифом ещё при жизни. Это был первый и единственный серийный суперкар BMW с центральным расположением двигателя, созданный для того, чтобы баварский бренд мог сразиться на треке с Ferrari и Porsche.

Но история M1 — это не только про победы и скорость. Это ещё и драма, борьба с обстоятельствами и уникальное наследие, которое до сих пор вдохновляет инженеров BMW M.

Как всё началось

В середине 1970-х годов BMW Motorsport решила выйти на новый уровень. Компания уже имела успехи в автоспорте с моделями 3.0 CSL и 2002 Turbo, но для участия в чемпионате FIA Group 4 и Group 5 по правилам омологации требовался специальный автомобиль.

Ключевыми условиями были:

  • Центральное расположение двигателя — для идеальной развесовки.
  • Минимальная масса — для максимальной динамики.
  • Выпуск не менее 400 серийных экземпляров — чтобы допустить машину к гонкам.

Сотрудничество с Lamborghini

BMW обратилась к Lamborghini для проектирования и производства нового спорткара. Итальянцы должны были создать шасси и кузов, а баварцы — силовую установку и доводку.

Но проект столкнулся с проблемами: Lamborghini в то время находилась на грани банкротства и не смогла выполнить обязательства. BMW пришлось забирать разработки и доводить автомобиль самостоятельно, передав производство Baur в Штутгарте.

Факт

Именно из-за этих трудностей выпуск M1 затянулся, и на момент выхода автомобиль уже не подходил под новые гоночные регламенты.

Дебют и дизайн

BMW M1 официально представили в 1978 году. Дизайн разработал Джорджетто Джуджаро из Italdesign, придав автомобилю клиновидную форму с низким профилем и агрессивной оптикой.

Особенности экстерьера:

  • Фары-«поп-ап» (выдвижные).
  • Аэродинамический кузов из стеклопластика.
  • Широкие колёсные арки и спортивный обвес.

Техническая начинка

Под капотом — вернее, за сиденьями — находился атмосферный рядный шестицилиндровый двигатель M88:

  • Объём: 3,5 л.
  • Мощность: 277 л.с. (в гражданской версии).
  • Коробка передач: 5-ступенчатая механика ZF.
  • Разгон 0–100 км/ч — 5,6 с.
  • Максимальная скорость — 262 км/ч.

Гоночные версии выдавали до 850 л.с. в конфигурации Group 5!

Интерьер

Внутри M1 был более дружелюбным, чем типичные суперкар-«пустышки»:

  • Кожаные сиденья и отделка.
  • Кондиционер и аудиосистема.
  • Эргономичная панель приборов с акцентом на тахометр.

💡 BMW хотела, чтобы владелец мог ездить на M1 не только по треку, но и каждый день.

Программа Procar

Поскольку M1 не смогла полноценно участвовать в планируемых гонках Group 4/5, BMW придумала собственный чемпионат BMW M1 Procar Series.

Формат был уникальным: перед этапами Формулы-1 на трассу выходили одинаковые M1, за рулём которых сидели гонщики Формулы-1, включая Ники Лауда и Нельсона Пике.

💡 Это сделало M1 культовой среди фанатов автоспорта, даже несмотря на малый тираж.

Конец и наследие

Производство BMW M1 завершилось в 1981 году, всего было выпущено 453 экземпляра.

Почему так мало?

  • Высокая цена.
  • Сложности с производством.
  • Изменение гоночных правил.

Тем не менее, M1 стала легендой:

  • Первый и единственный суперкар BMW с центральным мотором.
  • Первая модель, носившая индекс «M».
  • Источник вдохновения для современных концептов, включая BMW M1 Hommage (2008).

Итог

BMW M1 — это автомобиль, который родился в трудностях, но остался в истории как символ амбиций BMW Motorsport. Он был слишком дорогим, слишком редким и слишком особенным, чтобы стать массовым, но именно в этом и заключается его магия.

Сегодня M1 — желанный экспонат для коллекционеров, а его история напоминает, что иногда самые яркие проекты рождаются на грани риска и безумия.