"Понимание является ключом к гуманитарным наукам" Вильгельм Дильтей. Центральная идея немецкого ученного и его философии: в отличие от естественных наук, изучающих природу через объяснение, гуманитарные науки (такие как история, литература, социология) должны стремиться к пониманию человеческой жизни, ее проявлений, через чувствование и интерпретацию.
/ Смотреть видео на YouTube /
Идеографический способ исследования ориентирован на описание и объяснение сложного целого. При этом описание должно быть полным и конкретным, единичный элемент (личность) должен быть представлен как уникальный феномен (параллель, сравнения с человеком). Виндельбанд «История и наука» (1904) о двух типах наук.
Автореферат "Мир Человека Творение" (SupremeUltimate), о значении звука, речь и богословие (forallandno1). Наверняка, что такие люди как Моцарт, кто обладает непревзойденным слухом, ценители также приятной, красивой речи. Так вот, что есть грамотность, это вопрос подвижной философии, мысли, когда формируя созвучие и отображая значения, мысль Человека направлена также неукоснительно в корень (глубь), как и к самим кронам (отзвуки в восприятии слушателя, созерцающего ) и всё это математически складывается из совокупности компонентов, замысла, места, народ которого таким образом проявляет свою суть Я, самобытность и стоит планы, растущие. И они, в той мере растущие, коль им принадлежат и они их холят и лелеют или сносят это чужое, не их решение или ими плохо произносимое, необдуманное.
Таким образом (следуя мысли в предыдущем очерке), направления психологии, логически мысля, могут, одна или более, иметь под собой систему обратного (относительно гуманности) воздействия и представлять некую степень для достижения у сознания индивида (масс) представления согласно задуманного такой концепцией, так как психология строится на методах и в актуальном своем виде не представляет достаточно важного с точки зрения этики Предмета или даже Культуры понимания (о себе), зато «предлагает» методы воздействия на психику в связи с такой своей ролью, где все в достаточной мере «посредственно» описано (в качестве инструкции) и размышления над принципами и основами мироздания в котором человек есть сам себе Бог за исключением некоторых обстоятельств которые однако так или иначе не существенны в частности для «массы», в то время как мироздание, закон и Культура решают будущее многих если не каждого, но это неясно по данной причине. Даже само название «экспериментальная психология» дает нам ключи к ответу.
Так, в когнитивной психологии решающую роль играет система когнитивных реакций, которые связаны и с внешними стимулами и с внутренними переменными. Человек в этой концепции представлен как система занятая активными поисками сведений и переработки информации: перекодирование в другую форму, отбор определенной информации для дальнейшей переработки или исключение некоторой информации из системы. Эта система очень востребована сегодня в социальной психологии для работы с межгрупповым взаимодействием. Исследуются профессиональные различия в использовании полушарий и особенности психических процессов у представителей различных культур. Изучение развития человека в зависимости от социально-культурных факторов определили интерес к межкультурным исследованиям, получивших развитие в западной психологии с 50-х гг. В этих исследованиях ставилась задача проверки универсальности психических процессов, выявление особенностей познавательной деятельности разных культур и народов Африки, Дальнего Севера (Аляска), островов Океании, индейских племен. Появились и новые отросли направленные на решение проблем эмиграции, толерантности, терроризма. Наиболее разработанной областью психогенетики является интеллект, хотя исследуются также восприятие, психомоторика, способности, темперамент и личность с целью выявления генетической обусловленности их составляющих. А также исследования направленные на изучение групповой динамики, влияние других на мнение и поведение человека.
"Понятия и то как они соотносятся с предметами.. познание и познавательная способность. Та часть области, где для нас возможно познание, есть почва (territorium) этих понятий и необходимой для этого познавательной способности. Та часть этой почвы, на которой они законодательны, есть область (ditio) этих понятий и соответствующих познавательных способностей..."
"С помощью Канта". Со второй половины XIX в. возникает научная установка в психологии на развитие как естественной науки, но в Германии, сильные традиции которые сформировали Дико, Гердер, Гегель о необходимости понимания действий человека с точки зрения морали, нравственности, мотивов, подчеркнули роль, как и нишу, в культурной и повседневной жизни человека его творческого или «божественного» начало, которое не то чтобы взывало к руководству и нуждалось бы в нем, но естественным образом ищет пути для своего «я», как и идей для жизни, что важно, жизни общей - социальной.
Начиная с Вильгельма Дильтейя (1833-1911), автора «Идеи описательной психологии» мы представляем психологию как основу для наук о «духе», она ориентируется на науки о природе, однако понимание психического, несводимая здесь к материи, к научному описанию, построенному на естествознание. Так как «метод объяснительной науки возник из неправомерного распространения естественно-научных понятий на область душевной жизни». Полнота человеческой природы как раз и является предметом такой психологии. Психология как наука о личности, должна стать описательной. Взамен психических «атомов» - нераздельные, внутренне связанные структуры, на место механического движения - поставить целесообразное развитие. Это абсолютная реальность - потребность в направлении, в проводнике, для каждой личности обособленно и для массы ради порядка, который есть потребность каждого для благой жизни. Для понимания (описательная психология) характерен целостный подход к человеку, раскрывающий структуру его душевной жизни в единстве эффекта, интеллекта и воли. Дильтей для понимание формирует представления для рассмотрения концепции данной категории: в центре человеческой истории стоит переживание, оно выступало в виде внутренней связи, неотъемлемой от ее воплощения в духовном, надиндивидуальном продукте. В психологическом познании возможно раскрыть смысловое содержание душевной жизни личности. Таким образом как в отдельной исторической книге о душе, ее последователи, «дарят» этот путь и истину и признают человека, который через любые свои личные мотивы «открывает» одно единственное написаное для всех, как истину и «переживает» некоторое признание. Содержание душевной жизни личности становится понятным, если мы постигаем направленность данного человека, выделяем и понимаем, что для него ценно. В окружающих условиях человек выбирает что-то как ценное и отвлекается от другого. Таким образом, индивидуальное сознание соотносилось с миром социально-исторических ценностей.
Ученик Дильтея , Эдуард Шпайгер (1882-1963) в книге «Формы жизни» (1914) продолжая его идеи излагает свое понимание - психология как наука о духе, как единственно оправданной наукой о человеческой психике. Он отвергает то что делает психологию, как науку игрушкой, то что расщепляет ее на элементы и обосновывает истинность подхода с позиции рассмотрения душевного процесса как некоторой целостности в его смысловых связях с тем или иным содержанием культуры.
Статья Дж.Э. Бараша «История между наукой и искусством: Вильгельм Виндельбанд и дилемма неокантианской теории истории» посвящена исследованию концепции обоснования теории истории в качестве науки, пред- принятого во второй половине ХIХ в. представителем Баденской школы неокантианства Виндельбандом, творчески интерпретирующим наследие Канта. С точки зрения кёнигсбергского мыслителя, сфера изучения социальных событий, культуры и жизни человека не может считаться наукой в строгом смысле слова, поскольку она ограничивается описанием социальных явлений, а не построением законов, объясняющих данные процессы.
Jeffrey Andrew Barash, американский и французский историк философии, специалист в области истории немецкой и французской философии ХIХ–ХХ вв., размышляющий над проблемами герменевтики, коллективной памяти, теории исторического познания, работая над проблемой исследования коллективной памяти в контексте общественного информационного пространства в современную эпоху. В ХХI в. в условиях прогресса цифровых технологий, открывающих беспрецедентные возможности аккумулирования знаний и обмена сведениями, область общественного информационного взаимодействия значительно превышает опыт отдельных личностей и коллективов. В данной ситуации опыт и воспоминания преобразуются в символы. Многочисленные позиции индивидов и социальных групп образуют так называемые символические сети, в поле которых осуществляется непосредственное взаимодействие субъектов и коллективов. В современных условиях средства вещания находятся в собственности правящей элиты и финансовой олигархии. В результате транслируемая информация преобразуется согласно задачам коммерческой эффективности и политического манипулирования. Бараш подчеркивает, что в настоящее время средства массовой информации обладают колоссальным могуществом, обретая способность моделировать виртуальную картину событий, которую потребители информационных услуг принимают за реальность, не замечая фальсификации. Создаваемая масс-медиа видимость социального благополучия содержит угрозу деформации как горизонтов современности, так и исторической памяти. Перед человечеством стоит задача противостоять этой опасности посредством сохранения глубинных символов мировой культуры.
Windelband предлагает пересмотреть учение Канта в связи с новой эпохой, новыми правами для граждан и всвязи с новой историей, научным прогрессом, а значит и техническим и вводит в теорию познания в дополнение к номотетическим понятиям, ведущим к открытию всеобщих законов, идеографические понятия, посредством которых происходит описание истории культур и мировоззрений отдельных людей с их личными представлениями о ценностях, объективирующихся в истории. В.Виндельбанд опубликовал книгу «История и наука» в 1904 г. как раз к “Nach Hundert Jahren” 100 лет со дня смерти Иммануила Канта: «По сути, до эпохи Канта существовало лишь искусство описания исторических событий и великие художники, занимавшиеся этим; историю считали уделом художественной литературы, она в то время не являлась наукой. История впервые приобрела статус науки в последующую эпоху. Одним из наиболее характерных феноменов духовной жизни ХIХ в., сопутствующим внешне впечатляющему развитию естественных наук, стал неявный, но неуклонный и неотвратимый процесс формирования истории в качестве науки». Баденской школой Вильгельма Виндельбанда и Генриха Риккерта была впервые предпринята попытка создать теорию исторической науки о человеке и культуре. Теоретики Баденской школы не только осуществили пересмотр философии Канта, но предложили концепцию истории как науки о человеке и культуре, что вывело их исследования далеко за пределы кантовского понимания анализа критической философии. Эмиль Дюркгейм выделял: обычаи, моральные и юридические нормы представляют общественную силу, господствующую над сознанием каждого отдельного человека - КОЛЛЕКТИВНОЕ СОЗНАНИЕ. Оно отличается от индивидуального, развивается по своим законам, которые не зависят от индивидуального ума. Человек, как существо социальное, возникает из общества. Социальное существо в человеке формируется обществом. Общество рассматривается как духовное образование: совокупность мнений, знаний, способов действий, определенного рода и д.р., которые отражают различные стороны общественной жизни. Все это - коллективные представления, закрепляемые в языке. Дюркгейм способствовал внедрению идеи первичности социального по отношению к индивидуальному на почве тщательного описания конкретных исторических явлений.
Научный статус закона, по Канту, зависит от его достоверности. А вот что
оказывается особенно важным для построения научной теории, так это то, что для Канта достоверность закона непосредственно связана с его всеобщностью. В самом деле, свойство закона, а именно его способность упорядочивать опыт посредством всеобщих формул, вытекает не из содержания конкретного опыта, изменчивого и неустойчивого, а из самого сознания, из чистых форм созерцания и рассудка, которые являются предпосылками для любого возможного опыта. Таким образом, всеобщий характер закона, предопределяемый самим сознанием, указывает на необ-
ходимость универсальных чистых форм, с помощью которых осуществляется конституирование любых данных опыта.
Кант утверждает, что если человеческий мир является объектом науки, то процесс исследования должен основываться лишь на этих всеобщих законах. В работе «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане» Кант пишет: «человеческие поступки, подобно всякому другому явлению природы, определяются общими законами природы». «Нельзя отделаться от некоторого неудовольствия, когда видишь их образ действий на великой мировой арене. Тогда находишь, что при всей мнимой мудрости, кое-где обнаруживающейся в частностях, в конечном счете все в целом соткано из глупости, ребяческого тщеславия, а нередко и из ребяческой злобы и страсти к разрушению. И в конце концов не знаешь, какое себе составить понятие о нашем роде, столь убежденном в своих преимуществах».
Интерпретация человеческой свободы по Канту, согласно которой человек постепенно выходит из-под власти причинности всеобщих законов природы и следует законам морали, зависящим только от его собственного разума. Здесь, также следует задуматься: всвязи с общем (эфир) мировой историей и понятия свободы человека, в частности закон и восприятие. В своей речи 1894 г., озаглавленной «История и естествознание» “Geschichte und Naturwissenschaft”, произнесенной по случаю его вступления в должность ректора Страсбургского университета возводит предпосылку, согласно которой научность отождествляется со всеобщим законом, к самым первым теориям наук о природе. Именно благодаря этому теоретическому принципу в новое научное направление будет интегрирован традиционный лейтмотив, а именно: традиционное отождествление реальности сущего (Wirklichkeit des Seienden) с неизменным, с тем, что сохраняется, несмотря на изменения. Данная предпосылка как раз и определяет особую привилегированную роль всеобщего закона, который в силу своей универсальности ускользает от изменений во времени, в отличие от конкретных фактов, постоянно находящихся в процессе преобразования.
Согласно идеи Виндельбанда, человек становится личностью благодаря знанию о прошлом. Таким образом, Виндельбанд предлагает заменить определение Аристотеля о человеке как животном, наделенного разумом и речью, совершенно иным определением: «...человек есть животное, имеющее историю» “Das Tier, welches Geschichte hat”. В подобной перспективе идея будущего конституируется не столько посредством абстрактного мышления, сколько благодаря знанию целостности отдельных культур прошлого. Здесь Виндельбанд заменяет собой фигуру Канта в связи с мировой историей и вводит новый термин «идеографический», когда Кант придавал статус понятиям, применимым к сфере естественных наук, то в данном контексте его мысли были изъяты для их распространения на новые понятия содействующие описанию исторической индивидуальности культур и сообществ. С точки зрения Вильгельма Виндельбанда и его последователя Генриха Риккерта, если понятия формируются на основании представлений о ценностях, то тогда становится возможным создание подлинно научной методологии, посредством которой исследователь отказывается от вынесения предвзятых суждений в поддержку или против ценностей, на которых зиждились верования прошлых эпох, и изучает их объективное значение в данном культурном контексте. Научность исторической концепции заключается в возможности для любого исследователя проверить ее объективность, т.е. констатировать ее «всеобщую значимость» Allgemeingültigkeit. Таким образом, идеал историографии, например истории папства, как ее представил Леопольд фон Ранке, должен заключаться не в восхвалении пап или их осуждении, а в осуществлении универсально значимого анализа истории папства, независимо от какой-либо полемики между сектами и группировками.
Если сущность человека составляет его история, а изучение истории, таким образом, дает нам преимущественно средства для познания человека, то анализ предназначения человека в кантовском смысле не может ограничиваться лишь спекулятивными идеями, но должен опираться на концептуальную науку. Иначе выражая мысль: Виндельбанд предупреждает о будущем человечества всвязи с новой поправкой «открытием» (любой процесс и мировые изменения: промышленность и пр. влияют на новые потребности в силах рабочих и тг, однако сам Человек и вопрос свобод и смысла) и на основе общих законов, создавая новую историческую науку, предполагает оперировать индивидуальными формами причинно-следственных связей, то есть определении индивидуальной причинности в ситуации, когда причина всякий раз производит нечто новое, чего не было ранее. Именно так, не прибегая к построению всеобщих законов, Виндельбанд вводит некий способ каузального объяснения исторических понятий, как того и требует предлагаемый им научный подход. При изучении освоения Виндельбандом наследия Канта особенно важно то, что теория «идеографического» каузального объяснения в процессе противостояния с проблемой свободы предполагает переосмысление самой идеи научности (анализ) в исследовании человеческой индивидуальности.
Виндельбанд, давая концептуальное определение историческим
явлениям, оставляет поле неопределенности – то, что Виндельбанд называет
«остатком непостижимости» Rest der Unbegreiflichkeit: «История и естествознание»: «Если, таким образом, не существует такого, непосредственно вытекающего из общих законов конца, до которого может быть прослежена каузальная цепь условий, то никакое подведение под эти общие законы не поможет нам вскрыть последние основания единичного, данного во времени явления. Поэтому во всем историческом и индивидуальном для нас остается доля необъяснимого – нечто невыразимое, неопределимое. Так и последняя и глубочайшая сущность личности противится анализу посредством общих категорий, и этот неуловимый элемент проявляется в нашем сознании как чувство беспричинности нашего существа, индивидуальной свободы».
Виндельбанд, как и впоследствии Генрих Риккерт, пытается защитить
наследие Канта, постулируя существование абсолютных трансцендентных ценностей, непознаваемых самих по себе, которые были бы способны обеспечить связь критериев истинности на протяжении всей истории.
Теоретические нормы, когда нормы, как и любые ценности культуры вообще, предстают в качестве множества разрозненных точек зрения, лишенных какой-либо преемственности, проблема релятивизма вновь становится актуальной. Если исходить из подобного видения истории, представляется сомнительным, чтобы посредством исторического познания культур можно было достичь подлинного понимания человека. В связи с чем вопрос - «историческая объективность» и ее фактор ("точки зрения", политика и история, народы и критерии и т.д.).
Для трансцендентального идеализма неокантианцев Баденской школы человеческие ценности обладают специфической интеллигибельностью; образуя специфический для идеографических исторических понятий модус причинности, на фоне, как мы видели, «остатка непостижимости», их трансформация не ставит под сомнение предположение о непрерывной связи прошлого и настоящего. Мироустройство и Человек - социальное «животное» или среда как и природа для человека - «каменные джунгли», наши привычки и наследие. Идеографический способ исследования ориентирован на описание и объяснение сложного целого. При этом описание должно быть полным и конкретным, единичный элемент (личность) должен быть представлен как уникальный феномен (параллель, сравнения с человеком). Виндельбанд «История и наука» (1904) о двух типах наук.
«Вклад в решение вопроса о происхождении и законности нашей веры в реальность внешнего мира» (1890 г.) В. Дильтей. Ученный показывает внешний мир не только в качестве окружающего нас настоящего, но и в качестве прошлого, которое больше не является объектом непосредственного опыта. Согласно Дильтею, реальность исторического прошлого относится прежде всего к внешнему для нас миру, с которым мы все же соприкасаемся, даже если он и выходит за временные рамки нашего настоящего. Не зависящее от нас, но все еще живущее в нас прошлое может, с одной стороны, служить источником обоснования нашей идентичности. В этом смысле прошлое, по Дильтею, играет роль «опоры» (Förderung). С другой стороны, философ также предполагает, что реальность прошлого может быть подтверждена в тех случаях, когда оно является «сдерживающим фактором» (Hemmung) для настоящего.
Размышление о радикальной историчности контекстов культуры и присущих им теоретических норм приводит последователей Виндельбанда к постановке вопроса, о самом значении исторической «науки», имеющей в качестве объекта специфику человеческого мира. Радикальная прерывность, доходящая до утверждения непоследовательности теоретических норм суждения о прошлом, отказ от притязаний на научность равнозначен доведенному до крайности, независимо от концепции самого Канта, вопросу об исторической объективности. Для такой интерпретации любое методологическое соображение, касающееся способа каузального объяснения в истории, теряет свою актуальность, потому что тогда историческое повествование принимает форму литературного жанра, а историческая репрезентация относится к сфере искусства. Столкнувшись с подобным прецедентом, может ли историк надеяться достичь чего- либо на основе тщательной реконструкции фактического контекста прошлого? Виндельбанд выявляет родство между историком и художником или между идеографической трактовкой истории и произведением искусства. Подобное сравнение мы встречаем, в частности, в работе «История и естествознание» 1894 г. “Geschichte und Naturwissenschaft”: «Историк... имеет своей задачей идеально воссоздать какой-либо продукт прошлого со всеми его индивидуальными чертами. Задача, которую он должен выполнить по отношению к реальным фактам, сходна с задачей художника по отношению к продуктам его фантазии. На этом основано родство исторического творчества с эстетическим и исторических дисциплин с belles lettres» .
Кант: "Существует лишь два рода понятий, которые допускают столько же различных принципов возможности их предметов: Понятия Природы и Понятия Свободы. Поскольку первые делают возможным теоретическое познание по априорным принципам, а второе уже в своем понятии содержит по отношению к ним лишь негативный принцип(противоположный), для определения же воли вводит расширяющие основоположения, которые поэтому называют практическими, то философию с полным основаниям делят на совершенно различные по своим принципам части - на теоретическую в качестве философии природы и практическую в качестве философии морали (так именуется практическое законодательство разума в соответствии с понятием свободы)".
С решением вопроса относительно свободы (что также нами подразумевается как качество демократии, ее «чисто'ты») меняется и способ обращения (вопрошания, суждения), как и стандарты, в следствии чего видоизменяется и культура с учетом воли человека и требует уже его желания в большей степени подразумевая при этом и его большую ответственность. В связи с чем, Личность рассматривается как человек с его реальными проблемами, верой в доброту и собственные силы, с учетом реальности чувств и ценностей, со своей уникальностью. Люди, как говорит гуманистическая психология (Абрахам Маслоу) совершают акты свободного выбора, а не направляются подкреплениями и бессознательными силами (однако сама система и стимулы будут выступать в этих качествах, сами критерии и Образы (примеры) будут определять последовательность для масс и переходить на индивида по признаку коллективного разума). Каждый совершающий выбор индивидуум наделен ответственностью за развитие системы ценностей, которая будет служить для него направляющей силой в достижении осмысленной и полноценной жизни. Психология, в связи с чем, усматривает, согласно Маслоу, теорию мотивации и как самой высшей потребностью самоактуализацию. Самоактуализированные люди более здоровы, изучение ценностей этих людей может привести к формированию научно обоснованной универсальной этической системы. Это важна особенно для системы образования, рассуждая о методах, эффективности и пользы. Так, Карл Роджерс предложил теорию полноценно функционирующей личности.
Автореферат. "Мир, Человек, Творение": среда Обитания. : %ген %условия (1.мир,2.страна,3.отношения государственные (положение)) %случай; Индивид и Политика - частное и общее «дело» каждого.
В дополнении, как "итог" предыдущего очерка "Организованные знания", что же все таки произошло на рубеже 19-20 веков? Что «выросло» и что ушло (в забытие)? Новые открытия поставили интеллигенцию Европы и определенного круга [intelligence] перед вопросом «возникает новая вера» (убеждения) воплощенные слова в закон и быль (действительность «настоящее»; технологический процесс особенно дал человеку воистину почувствовать «контроль над вселенной» (атом, понимание), что уж там говорить за разум индивидов, в частности возможно, но наверняка по одиночке. Появившиеся теперь направления "в психологии" - сравнительно-культурная психология, далее "этническая психология", изучает систематические связи между психологическими и культурными переменными при сравнении общностей (например). На базе богатого материала представителей разных культур выделяли социально-исторические структуры и выделили тем самым два типа Мышления: логическое (современное) и первобытное (пралогическое). Эти «итоги», что привели далее к последствиям «вокруг «психологии»» были обозначены как «скрытый кризис психологии» (согласно А.Н. Ждал) третья четверть 70-х 19 в - первое десятилетие 20 в.. Шло интенсивное развитие эмпирических и прикладных исследований, они расширили поле изучаемых явлений. Прежних теоретических взглядов, как [показала наука] было недостаточно. В первое десятилетие 20 в. социальные ситуации позволяли ученным или свели ученных к «настроению» относительно целей данной науки. Как их результат, появились разные направления: школа бихевиористов, гештальт, психоанализ, персонализм, описательная психология и несколько других. Этот период обозначен как «открытый кризис психологии» вплоть до середины 30-х гг. Направления "новой волны психологии" показали, что любые теоритические постулаты, принципы, модели могут быть изменены в зависимости от целей, задач, условий: таковыми являются эриксоновский гипноз, нейролингвистическое программирование. Дюркгейм способствовал внедрению идеи первичности социального по отношению к индивидуальному на почве тщательного описания конкретно-исторических явлений и показал значимость социального, культурного фактора на развитие человека.
Но все же о душе: источником предположений о бессознательном стало изучение фактов, которые являются нормальными проявлениями душевной жизни, но не поддаются сознательному контролю - Забывчивость, Описки, Сновидения, Ошибочные поступки. Фрейд назвал это Бессознательным, пологая наличие психологической структуры, проявлением которой являются данные факты. Это первый вариант представлений о системе душевной жизни: сознательное, предсознательное и бессознательное "Толкование сновидений" (1900). И также из истории: плодотворные исследования Германских ученных прекратились, в 30х годах социальные изменения вынудили их уехать из страны, в частности в Америку. Но их идеи "воплотились" по своему в преобразованиях первоначальной бихеверистской доктрине, развитию гештальт терапии Ф. Перлза и "передались" А.Маслоу. Психоанализ стал первой теорией которая обратилась к изучению личности.
Автореферат. «Здоровый человек» и самоактуализация. Подлинный интерес к какому-либо [предмету] (часто подмена «понятий» вместо идеи как дела и т.д. субъект замещает это иным субъектом в качестве идеи, что не соотносится с развитием дела как мысли с чувством, но становится лишь чувством, которое при этом само в себе, себя испивает или лишает чувств к процессу некому) личность как результат «ведает» стареет, но не растет. Развитие, разум так как человек мыслящее существо и его интеллект его двигатель, однако его искренность определяется синхронностью его чувств. Восприятие - нет сердца без разума и разума без сердца - равновесия - его доли в нашей «конституции» ((условия) в данном контексте собственное, личное, однако отражение «опыта» внешнего).
Но что же иллюстрирует История: что все дело в номере: "язычество" [paganism, heathendom], Так с Петром первым "пожаловал" новый отсчет "от Р.Х.", тогда как "от сотворения мира" кануло. Вслед за Шивой является Будда - совсем один и таким образом, Синто становится единственной однако не одной религией Японии. В след за Марксам в Российскую Империю проходит другой народ своих территорий и строит другое государство и т.д., Индию "открывают" всё же люди, вслед за Христофором. Но это история другого очерка. Здесь же я вернусь к итого.
Итого: В пользу фактов об образности мышления. Идеи и мифы были даны человеку (система), как образность "выбор-знание" как наряд для понимания (мы всегда делаем выбор однако наш мозг сам по себе не выбирает). Это возможный, конструктивный , изученный (действенный) при этом Диалог с внешним миром (мышление), когда человек в познавание получает (доступ) ответы на обязательно или должно задаваемые вопросы и так или иначе сопутствующие в жизни. (Мною были замечены, систематические пазлы внутри фильмов (американских преимущественно) с схемами к восприятию, некая данность, якобы или возможно вскользь/шутка и т.д. (некие скрытые шифры, оттенок отражающий некую "действительность" чье то видение напрямую не связанное с сюжетом но возможно с типом личности актера (внешних характеристик и т.д.). Фильм это неиссякаемый источник возможных образов (на заметку) для подражания..). Далее: следовательно, вопрошая к умозаключениям Виндельбанда, мы узнаем суть Адекватного Коллективного Мышления в Адекватном государстве, когда границы религии, обособленной потому в своем роде, воплощают в себе также границы целого народа для благополучия трезво мыслящих, следовательно полезных себе, здоровых людей с пущей пользой для блага самого по себе, также в качестве примера другим Считающихся с Человеческими, не только регалиями, но и с их изъянами, следующих структурным мерам для организации максимально безопасной для жизни и рассудка среде, с целью пользования для большего. Что однако (не означает отсутствие противного движения ("сознательного" или "бессознательного") на протяжении всей истории народов нашей планеты среди прочего. В связи с чем Адекватной вере должен сопутствовать "институт" который бы наделил Достойные Философские речи и их следовательно обязательно достойный продукт (действие) своими архитектурными преимуществами и доступом жаждущим, кто непременно также искренне, как этот институт, желал бы наполнить сосуд самым прекрасным продуктом (про здания и мероприятия).
Зигмунд Фрейд пишет: таким образом, создается впечатление, что культура есть нечто навязанное сопротивляющемуся большинству меньшинством, которое сумело присвоить себе средства принуждения и власти. Может, конечно, показаться, что эти трудности коренятся не в самой сути культуры, а обусловлены несовершенством тех культурных форм, которые были до сих пор созданы. В то время когда человечество делало непрестанные шаги вперед в деле господства над природой и в этой области можно ожидать еще больших успехов, нельзя с уверенностью констатировать подобный прогресс в деле упорядочения человеческих отношений; и вероятно, во все времена, как теперь, многие люди спрашивают себя, стоит ли вообще защищать эту область культурных приобретений. Возможна такая новая перестройка человеческих отношений, которая уничтожила бы самые источники недовольства культурой.
Новые поколения, любовно воспитанные в глубоком уважении к мышлению, рано узнававшие благодеяние культуры , будут иметь и иное к не отношение. Если ни одна культура до сих пор не дала человеческих масс такого качества, то это происходит оттого, что ни одна культура не создала еще условий, которые могли бы с самого детства влиять на людей подобным образом.
Также. Где-то предыдущем очерке мы рассматривали сравнение "Психология масс и анализ человеческого "Я"" З.Фрейда и К.Маркса, в котором и тот и другой ссылаются каждый на своего "коллегу" из Франции. В описании "психологии" и ее "кризиса", мы уделим внимание деталям в описании формирований в категории "масса". "Психология этой массы.. ориентация мыслей и чувств в одинаковых с другими направлениях, преобладание аффективности и бессознательной душевной сферы, склонность к немедленному выполнению внезапных намерений - все это соответствует состоянию регресса к примитивной душевной деятельности, какая напрашивается для характеристики именно первобытной орды". К слову о "двух типах мышления" о которых писалось выше: логическое (современное) и первобытное (пралогическое). "Масса кажется нам вновь ожившей первобытной ордой... мы в нем (массообразование) узнаем продолжение первобытной орды". "...ибо с самого начала существовало две психологии: одна - психология массовых индивидов, другая - психология отца, возглавителя, вождя... На заре истории человечества он был тем сверхчеловеком, которого Ницше ожидал лишь от будущего. Еще и теперь массовые индивиды нуждаются в иллюзии, что все они равны и справедливым образом любимы вождем; сам же вождь никого любить не обязан." (Далее в предыдущей статье параграф XXII) "То, что мыс могли добавить для объяснения либидозной структуры массы, сводится, как мы видим, к различию между "Я" и "Я - идеалом" и возможному на этой почве двойному виду связи - идентификации и замещению "Я - идеала" объектом... В моем труде "К введению нарциссизма" я объединил в поддержку этого тезиса прежде всего то, что можно было подчеркнуть из патологического материала". Так, к 1902 г. к Фрейду присоединились представители разных профессий (врачи, писатели, художники), на почве нового видения в отношении или новой техники - психоанализ. Далее, Густав Юнг ввел понятие коллективного бессознательного, представил структуру личности, ввел в качестве критериев построения типологии личности - психические функции и направления энергии, расширил понимание либидо до дифффузной творческой силы, проявляющейся разными путями. Структуру личности, Фрейд рассматривал в отношении социального и культурного процессов. События человеческой истори, взаимодействие между человеком и природой, культурным развитием и отказом от первобытного опыта - не более чем отражение динамических конфликтов между Я, Оно и Сверх-Я, которые психоанализ изучает в индивиде, те же самые процессы, повторенные в более широком масштабе. Вопрос о содержании и сущности бессознательного привел к выделению влечений, с которыми наше социальное сознание не может примириться, вытесненное из сознания как недопустимое по своей природе. Основным из этих влечений выделяет сексуальное влечение (либидо) и под влиянием событий первой мировой добавляет влечение к смерти (мортидо). Они исходный момент душевной жизни и истинная психическая реальность. Влечения заряжены определенным количеством энергии, которая создает напряжение в организме, сопровождаемое неудовольствием, страданием. Они находятся в постоянном столкновении, существует конфликт противоположно направленных сил. В свою очередь Скиннер формирует положение о трех видах поведения: безусловно-рефлекторном, условно-рефлекторном и оперантном - таких реакций которые не вызываются стимулами, а выделяются организмом. Подкрепление реакции становится средством формирования нового поведения. Работы Уотсона показали, что в психике практически нет врожденных актов, на нескольких врожденных рефлексах выстраивается все поведение человека. Новые реакции, полученные в ходе закрепления, называются навыками.
Так, основной задачей бихевиоризма было "наблюдение над поведением человека с таким расчетом, чтобы в каждом данном случае при данном стимуле (ситуации) бихевиорист мог сказать наперед, какая будет реакция, или если эта реакция то какой ситуацией она вызвана" (Дж.Уотсон), анализ структуры и генезис поведения, факторов, которые помогают или препятствуют становлению связи между стимулом и реакцией. Изменение поведения отождествлялось с развитием психики. Что привело к рассмотрению социального фактора, окружающей среды как ведущего в процессе генезиса. С именем Уотсона связывают "разрыв с предшествующими концепциями". Таким образом бихевиоризм предложил "объективный метод" (и увел "психологию" от любой мысли о связи науки и ее сравнение с богословием (тема обсуждаемая Зигмундом Фрейдам и Виндельбандом) - изучение поведения, behavoir.
Ярко проявился интерес к "новому" (открытию) - гипноз во Франции, в частности нам это известно из художественных фильмов, даже с Аленом Делоном. Гипноз применяли в клиниках, для понимания природы заболевания. Наблюдаемые феномены, происходящие под действием гипноза, привели к изучению природы гипноза, факторов, влияющих на внушаемость. Интерес во Франции заметен еще с XVII в. всвязи с именем Ф.Месмера, "животный магнетизм" (гипноз и внушение). Амбруаз Льебо, руководитель клиники Нанси, понимал гипноз как состояние, родственное обычному сну, при котором человек обладает способностью находиться под воздействием идеи и реализовывать ее. Вместе с И. Бернгеймом разработал методы словесного внушения, они произвели впечатление на Фрейда, их связывают с его теорией бессознательного, как находкой. Далее, бессознательное выделили в соотношении с сознанием, обозначилась психосоматическая медицина, значения внушения в поведении человека, его состоянии. Под влиянием представлений о роли внушения в социальной детерминации поведения складывалась концепция развития психических качеств человека под действием законов подражания Г.Тарда (1843-1904).
Экспериментальная психология как наука выросла из методов апеллирующих к направлениям науки таким как астрономия, физическая оптика и акустика, биология, психиатрия. Я. Сваммердам выделил возбудимость нервной ткани что сыграло большую роль, а идеи Ф. Галла о мозговой локации дали сильнейший толчок развитию неврологических школ в Германии. Немецкий ученный Герман Эббингауз (1850-1909) разработал методы экспериментальной психологии, его цель - установить законы памяти в «чистом» виде, он привел 2300 бессмысленных слов, состоящих из трех звуков: согласный + гласный+ согласный. Он вывел кривую забывая, коэффициент запоминания, размене соотношения времени и объема их заучивания. Далее Э.Б. Тэтчер с его логикой «чем должна быть психология», каков ее предмет., так начало экспериментальной психологии США связано с его именем: содержание сознания, упорядоченное в определенную структуру, безотносительно к ее работе. Сознание имеет собственный строй и материал, открываемое в самонаблюдение содержание не соответствует структуре сознания. Он предложил метод интроспекции, чтобы преодолеть «ошибку стимула» из-за смешения психического процесса с наблюдаемым явлением, и выделить « чистое содержание сознания» («дорога неровная» психолог: «давление на подошвы моих ног становится все более неодинаковым») не подменять психические явления, тем предметом, который вызывает эти явления.