Автомобильная отрасль Москвы — это полный цикл: от идеи и разработки
до производства. В столице есть всё для устойчивой работы отрасли:
собственный завод, профильный научный институт, отраслевые вузы
и колледжи. Такой потенциал важен не только для Москвы, но и для всей
страны.
Московский автомобильный завод «Москвич» — это возрождённая легенда отечественного автопрома. После ухода Renault в 2022 году мэрия Москвы поддержала трудовой коллектив и восстановила производство автомобилей под историческим брендом.
Сегодня завод выпускает городские кроссоверы «Москвич 3» и «Москвич 8», седан «Москвич 6» с бензиновыми двигателями и электромобиль «Москвич 3е».
Производство развивается: с крупноузловой сборки завод «Москвич» перешел на мелкоузловую. В мае 2024 года предприятие вышло на полный цикл производства (CKD). Для этого построена и запущена новая линия сварки. Теперь кузов сваривают в специальном цехе непосредственно на заводе, затем красят, устанавливают стёкла, монтируют салон, оснащают автомобиль электроникой, добавляют декоративные элементы.
Переход на полный цикл производства повысил качество автомобилей, стабилизировал их цену и способствовал росту продаж по сравнению с 2023 годом. Как результат, за 2024 год реализовано более 23 тысяч автомобилей — надёжных, современных и доступных.
Для производства кузовов автомобилей «Москвич» используется высокопрочная сталь, что повышает их устойчивость к деформациям и обеспечивает высокий уровень безопасности. Выдерживать механические нагрузки и защищать пассажиров при авариях помогает качественная сварка.
Автомобили «Москвич 3» и электромобиль «Москвич 3е» сваривают в 5100 сварных точках.
В планах завода — повысить локализацию деталей, используемых
в производстве автомобилей. Для совместной работы завод «Москвич»
привлекает партнёров в России.
Определённые результаты уже достигнуты: на машины устанавливают отечественные аккумуляторные батареи, резину, стёкла Борского стекольного завода.
НАМИ — ФГУП «Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт» — уникальный научно-инжиниринговый центр, создающий транспорт по полному циклу: от проектирования и испытаний до сертификации и запуска
в производство.
Основанный в 1918 году, сегодня НАМИ — основа отечественного
автомобилестроения. Здесь разрабатывают машины класса люкс (автомобиль
представительского класса Аурус), водородные технологии, беспилотный
транспорт, мотоциклы, системы V2X и композитные материалы. Центр создаёт
автономные шаттлы для умных городов, разрабатывает алгоритмы управления
для бездорожья и сурового климата, занимается автоматизацией и роботизацией производств.
Сегодня бренд «Аурус» выпускает три модели: седан «Сенат», минивэн
«Арсенал» и внедорожник «Комендант». Названия моделей выбраны в честь башен Московского Кремля. Есть кабриолет «Аурус» — неизменный участник парада на Красной площади с 2019 года. Официального обозначения у этого автомобиля нет.
ФГУП «НАМИ» совместно с фондом «Спасая детство» при поддержке Минпромторга России реализует проект «Школа дизайна НАМИ-Аурус».
Его задача — помочь талантливым детям, интересующимся инженерией
и автомобильным дизайном, раскрыть свой потенциал. Школа стала важной
частью системы профориентации и, как ожидается, внесёт значительный
вклад в развитие инженерного образования будущего. Ученики проходят
уникальную программу, где изучают основы автомобильного дизайна
на базовом и продвинутом уровнях. Для НАМИ этот проект — шаг к развитию
актуальных и востребованных направлений.
Московские предприятия заинтересованы в специалистах с практическими
навыками. Один из столичных центров подготовки кадров для автомобильной
отрасли — МАДИ (Московский автодорожный институт) — крупнейший профильный вуз России. Здесь готовят специалистов для транспортной отрасли: от строительства дорог и мостов до эксплуатации и сервиса транспортной техники, логистики и организации дорожного движения. Важным научным центром для столичного автопрома остаётся МГТУ им. Баумана, а также профильные столичные колледжи.
МАДИ ежегодно выпускает около 1500 бакалавров, специалистов и магистров.
Москва обладает хорошим потенциалом для развития отечественного
автомобилестроения. Связка — отраслевой вуз, научно-инжиниринговый центр
и собственное производство — позволяет не только сохранять,
но и развивать отечественную автомобильную промышленность, создавая
надёжные, современные и конкурентоспособные транспортные решения.
Фото завода «Москвич», mos.ru, обработаны с помощью нейросети Recraft
О технологиях, событиях и людях большого города читайте на сайте Москва промышленная.