Рынок хоррор-игр сейчас перенасыщен шаблонными инди-проектами, которые давно пресытились аудитории. Такие игры уже давно не блещут ни качеством, ни оригинальностью. Однако среди всего этого океана однообразия выделяется крохотная, но очень перспективная и самобытная команда родом из Японии.
Chilla’s Art – японский инди-проект, созданный двумя братьями. Вот уже более пяти лет они занимаются разработкой игр в набирающем популярность жанре аналоговый хоррор.
Название Chilla’s Art образовано от английского слова chinchilla (рус. «шиншилла»). Маскот команды – фиолетовая шиншилла по кличке Чирамару. О самих создателях проекта практически ничего не известно, кроме того, что братья – японцы, выросшие в Америке. На данный момент они выпустили 27 игр, каждая из которых рассказывает свою небольшую историю. Столь высокая скорость выпуска обусловлена малой продолжительностью прохождения. Если игрок ищет жуткую игру на вечер, работы этой команды – отличный выбор.
Уникальный почерк
Практически все работы студии выполнены в едином стиле, в котором явно прослеживается вдохновение старыми видеоиграми эпохи PS1 и PS2. Простая графика вперемешку с реалистичными лицами персонажей и грамотным звуковым сопровождением создают атмосферу дискомфорта и тревоги, которая держит игрока в напряжении до финала и не отпускает ни на секунду.
Игры студии стремительно набирают популярность по всему миру, включая Россию. Многие известные стримеры и блогеры сейчас снимают прохождения этих игр и делятся восторженными отзывами. Реакция от игроков в Steam также в основном положительная. Чем же вызван такой ажиотаж вокруг, казалось бы, маленькой и не примечательной команды энтузиастов?
Можно выделить две основных особенности работ студии: нетипичная подача хоррора, сочетающаяся с сеттингом японской повседневности, и непосредственно сюжет игр.
Личный VHS-ад от Chilla’s Art
Страх неизвестности и саспенс – состояние постоянной тревоги и тягучее ожидание незримой опасности – вот главные инструменты, которыми умело пользуются разработчики. Страх неизвестности – древнейший из всех существующих страхов, присущий человеку, преследующий его на протяжении всей жизни. И это намного более глубокое чувство, нежели простой внезапный испуг с выбросом адреналина от неожиданного скримера.
Братья-разработчики вдохновляются не какими-то далёкими жуткими образами, а своим окружением: спальными районами Японии, сельской местностью, домашней обстановкой. Привычные и повседневные локации в играх студии превращаются в места, где игрок, просто стоя на месте, уже чувствует себя неуютно и хочет поскорее убежать. Ему кажется, что вот-вот из подворотни кто-то выскочит и атакует. Но этого не происходит. И в таком подвешенном состоянии тревожного ожидания геймер будет оставаться до конца игры.
Такой эффект достигается благодаря практически полному отсутствию яркой фоновой музыки и добавлению лиминальности. В последнее время тема лиминальных пространств активно обсуждается в различных медиа. Лиминальностью называют переходное состояние в самых разных смыслах. Соответственно, лиминальными пространствами принято называть привычные многим места, находящиеся в несвойственном для них состоянии. Из-за этого их вид вызывает тревогу и чувство дезориентации у наблюдающих или тех, кто там находятся. Посмотрите на любую фотографию опустевшего торгового центра, аквапарка или простой детской площадки – ощутите то самое чувство лиминальности.
Именно эта категория локаций отлично порождает упомянутый выше саспенс. Состояние необъяснимого напряжения растет с каждой минутой, когда игрок осознаёт, что в привычной обстановке что-то не так. Однако он не может понять, что именно идёт не по плану.
Эти приёмы – отличительная черта японского геймдева в целом, их прародителем можно считать серию игр Silent Hill. В них неотъемлемой частью является опустевший призрачный город, гуляя по которому даже днём, человек не расстается с чувством тревоги ни на секунду.
Японские мотивы
Работы студии полны историй, полных японского символизма и образов, которые порой остаются загадкой даже для самих японцев. В основе сюжетов игр часто смешиваются жуткие городские легенды и другой фольклор, а также трагические события, такие как убийства или буллинг. Практически на протяжении всего прохождения игрок узнаёт подробности истории самостоятельно, путём поиска подсказок. Случайная газетная вырезка, неприметный рисунок на стене, символичная безделушка, странный тихий диалог NPC, изменения в общей атмосфере – абсолютно что угодно может стать зацепкой, при помощи которой возможно собрать воедино все кусочки сложной истории. Заметно, что разработчики не хотят открывать все карты сразу, а поощряют свободу исследований, добавляя в игру лёгкий мотив мистики и вызывая у игрока ощущение присутствия затаившихся кошмаров в темноте.
Так, в The Convenience Store (2020) вы играете за молодую девушку, которая работает в супермаркете в ночные смены и вдруг получает кассету VHS от неизвестного отправителя. В течение прохождения игрок выполняет рутинные задания в магазине: убирает просрочку, раскладывает товар, травит крыс… Казалось бы, обычный магазин, играет милая ненавязчивая музыка на фоне. Ну что тут жуткого? Однако постепенно рутина начинает разбавляться напряжёнными моментами – то раздвижные двери открываются без посетителей, то предметы с прилавка сами по себе падают, то в одну из ночей заглядывает странная старушка. И волей-неволей у игрока начинает постепенно нарастать тревога от происходящего, с каждой сменой всё сильнее и сильнее. К тому же, параллельно ещё необходимо узнать, что это за кассеты, ведь они продолжают приходить день за днём, пока главному герою не открывается вся правда.
Играя в The Closing Shift (2022), вы примерите на себя роль работницы кофейни, где, помимо повседневного обслуживания клиентов, придётся столкнуться с жуткими слухами о существах, которые преследуют жителей и наводят страх на город. Эта игра, так же, как и предыдущая, продумана до мелочей, и постепенно вы будете приближаться к разгадке истории, финал которой может повергнуть в ужас.
В Night Delivery (2021) главный герой – простой курьер, собирающийся после долгой смены вернуться домой, однако впереди его ждут ещё пять посылок, которые необходимо доставить до конца рабочего дня. Задача кажется простой, вот только атмосфера вокруг и само здание, куда надо доставить товар, сразу начинают вызывать беспокойство одним только видом: плохое освещение, чудаковатые и нелюдимые жители квартир, следы крови на полу и стенах. По ходу развития сюжета курьеру предстоит выяснить, что за ужас здесь происходит. В основу этого сюжета легла известная в Японии трагедия города Сагамихара, произошедшая в 2016 году. Тогда в пансионате для инвалидов были жестоко убиты 19 постояльцев. Это преступление стало самым массовым в послевоенной Японии.
Заметно, что разработчики этих игр всегда стараются давать геймеру повод снова и снова задумываться о происходящем. Приходится гадать о том, что же творится вокруг. Эти странности – проявление мистики или же простое совпадение?
Stigmatized Property (2019) – одна из ранних игр студии, однако это не делает её менее качественной. Она короче и проще, чем вышеописанные работы, но наиболее точно передаёт суть «бытового хоррора», когда даже обычная пустая квартира заставляет леденеть кровь. Главная героиня — школьница, которая пришла в гости к другу. В его квартире она обнаруживает, что он куда-то исчез. Отправляясь на поиски, игрок мельком узнает, что про эту квартиру давно ходит нехорошая молва. И что будто бы все, кто приходил сюда, исчезли без следа. Проявит ли себя это проклятье вновь – зависит только от вас. Атмосфера нагнетается практически с порога: тихая ночь, внезапный труп кошки по пути, странный дневник хозяина квартиры, тревожно выглядывающая соседка, которая, завидев нас, тут же захлопывает дверь, – всё перечисленное заставляет игрока беспокоиться и держать руку на пульсе. Ведь опасность может настигнуть в любой момент.
Aka Manto (2019) – более динамичная игра по сравнению с предыдущими. Здесь жанр от бытового хоррора приближается к survival horror. Сюжет основан на городской легенде про Ака Манто (赤マント, «Красный Плащ») – духа, появляющегося в общественных туалетах. Согласно различным вариантам легенды, ёкай предлагает посетителю выбор: красная или синяя туалетная бумага. И чтобы выжить, человек необходимо убежать или дать нестандартный ответ (например, отвергнув оба варианта). В этот раз игроку предстоит убегать по школьным коридорам от Ака Манто, параллельно пытаясь найти способ победить духа.
Самый близкий к Aka Manto по духу проект – это Yuki Onna (2020), ещё один survival, созданный по мотивам уже классических легенд. Юки-онна («снежная женщина») – один из известнейших ёкаев японского фольклора. Она связана с зимой, и считается, что это дух женщины, погибшей в горах. В различных японских произведениях чаще всего предстаёт в роли антагониста. Так происходит и в этой игре: игрок приходит в старый дом посреди заснеженного леса, чтобы спасти своих детей, украденных ёкаем.
Помимо этих двух игр, Chilla’s Art выпустили ещё две игры, посвящённые персонажам классической и современной японской мифологии:
- Onryo (2020) – игра о мстительном духе. Онрё – это довольно распространённый подвид юрэя, появляющийся, например, в фильме «Звонок».
- Hanako (2020) – история ещё об одном туалетном ёкае, от которого игроку предстоит спастись, параллельно сражаясь не только с самой Ханако, но и с другими злобными духами.
Chilla’s Art предлагают геймерам интересную смесь жанра хоррор с традиционным и современным японским фольклором. Разработчики удивительно точно сохраняют в играх определённый формат, выверенный стиль и самобытность. Любой желающий познакомиться с творчеством этого молодого коллектива или интересующийся инди-хоррором найдёт для себя здесь захватывающие истории, после которых будет тяжело уснуть в темноте. Сочетание японской культуры и картинки в ностальгическом стиле эпохи нулевых – визитные карточки проекта. Chilla’s Art развивается и постоянно совершенствуется, так что в будущем мы наверняка сможем увидеть ещё более качественный и пугающий контент от них.