Найти в Дзене
Yamaha Music

Как правильно заниматься музыкой?

Мы обратились к профессиональным музыкантам, артистам Yamaha, играющим на разных инструментах в разных жанрах, и задали им несколько вопросов о том, что повлияло на их успехи в детстве, что влияет на продуктивность сегодня, как они сохраняют мотивацию и справляются с музыкальными сложностями. Вопрос регулярности занятий волнует не только многих родителей и педагогов, но и профессиональных музыкантов. Одни стараются ежедневно уделять время инструменту, другие в силу обстоятельств вынуждены делать перерывы, связанные с гастрольным графиком или, например, с поддержанием губного аппарата в форме. Кто-то занимается каждый день, даже если это занятие непродолжительное. Кто-то через день, но в обязательном порядке. Занятие – это не всегда игра на инструменте. К занятию можно отнести прослушивание произведения, изучение истории его создания, погружение в стиль, с чем поможет прослушивание других композиций того же направления. Если инструмента нет рядом, заниматься можно мысленно, вспомнив тон
Оглавление

Мы обратились к профессиональным музыкантам, артистам Yamaha, играющим на разных инструментах в разных жанрах, и задали им несколько вопросов о том, что повлияло на их успехи в детстве, что влияет на продуктивность сегодня, как они сохраняют мотивацию и справляются с музыкальными сложностями.

Регулярность и длительность занятий

Вопрос регулярности занятий волнует не только многих родителей и педагогов, но и профессиональных музыкантов. Одни стараются ежедневно уделять время инструменту, другие в силу обстоятельств вынуждены делать перерывы, связанные с гастрольным графиком или, например, с поддержанием губного аппарата в форме. Кто-то занимается каждый день, даже если это занятие непродолжительное. Кто-то через день, но в обязательном порядке.

-2

Занятие – это не всегда игра на инструменте. К занятию можно отнести прослушивание произведения, изучение истории его создания, погружение в стиль, с чем поможет прослушивание других композиций того же направления.

Если инструмента нет рядом, заниматься можно мысленно, вспомнив тональность, форму или то, о чём говорилось на уроке или репетиции. Барабанщики, например, могут тренировать ритм на подручных средствах, будь то кресло, пол и тумбочка.

График занятий диктуется задачами каждого музыканта на пути его становления. Профессиональные музыканты во время подготовки к выступлениям работают, потому для них продолжительность непосредственного пребывания за инструментом составляет от 4 до 7 часов в день. Дети в музыкальных школах сегодня осваивают инструменты параллельно с общеобразовательной школой и различными кружками. Для них важна не длительность, а регулярность и качество домашнего музицирования. Подробнее рассказали тут.

Важно отметить, что при длительных занятиях без перерывов уходит концентрация. Без неё заниматься просто бессмысленно. Следует избегать переутомления: лучше недозаниматься, чем перезаниматья.

Большинство музыкантов и педагогов считает, что систематическое взаимодействие с инструментом крайне желательно, хотя не всегда удаётся поддерживать строгий график занятий.

Ритуалы перед началом занятий

Здесь у каждого может сформироваться свой подход. Кто-то готовится к занятию мысленно за чашкой кофе, откладывая в сторону телефон и погружаясь в материал. Кто-то просто благодарен судьбе за то, что наконец выдалось время для занятий. Однако все музыканты сходятся во мнении о том, что перед занятием нужно:

1) делать зарядку и разминать кисти, руки, спину, губы и т.д.

2) ставить перед собой конкретные цели и ясные задачи, например:
«Я выучу этот фрагмент или эту часть произведения. Учить быстрые пассажи буду, играя разными ритмами под метроном. Начну с медленного темпа и постепенно буду прибавлять скорость. А перед игрой на инструменте я пропою мелодию или басовый голос».

-3

Ребёнок в начале творческого пути сталкивается с новыми знаниями и осваивает сложные навыки. Зачастую взрослые не могут помочь, так как сами не имеют опыта или релевантных знаний. А вот поддержать ребёнка, вместе сделав разминку, или вместе выбрать несколько задач для плодотворного занятия, может каждый родитель.

Как часто нужно делать перерыв?

На определённом уровне обучения занятия могут длиться больше часа. В этом случае стоит делать перерыв каждые 30-40 минут. Нужно соблюдать не только длительность занятия, но и длительность этого самого перерыва и его наполненность. Он не должен перерасти в многоминутное блуждание по социальным сетям.

Перерыв нужен не только для переключения внимания. Во время занятий работает всё тело. Крайне важно заботиться о физическом здоровье исполнителя. Достаточно встать, потянуться, несколько раз присесть, сделать дыхательные упражнения, попить воды и вернуться к занятиям.

Некоторые музыканты и дети, поймав кураж, жадно занимаются, с головой погружаясь в материал. А серьёзные произведения могут требовать 30 минут только для исполнения без работы над нюансами или оттачивания технически сложных отрывков. В таких случаях перерыв можно сделать и позже, но он обязательно нужен.

Как отвлечься в перерыве?

Кроме физической разминки, которая важна для здоровья, можно и нужно отвлекаться с пользой для занятия.

-4
  • Можно послушать запись произведения, проследив за исполнением по нотам.
  • Можно разобрать нотный текст: найти повторы, повторение мелодии, изучить динамику произведения.
  • Полезным будет обратить внимание на темп и обозначения, указанные в начале и по тексту произведения.
  • Прочитайте статью о композиторе, запланируйте просмотр фильма об этой культурной личности.

Если говорить о занятиях тех, кто уже посвятил себя музыке, то обязательно нужно расширять свой музыкальный и жизненный кругозор:

  • Читать книги о музыке и музыкантах разных специальностей.
  • Смотреть интервью и фильмы о выдающихся музыкантах прошлого и современности
  • Погружаться в стили исполняемых произведений, изучая характерные черты той или иной эпохи
  • Баловаться, играя гаммы или изученные произведения в новых стилях, темпах. Попробуйте сыграть Моцарта так, будто это саундтрек к фильму ужасов.
  • Гулять и слушать природу.

Если речь идёт о небольшом перерыве в процессе занятия, он не должен быть длительным, т.к. вернуться к занятию с должной концентрацией может быть тяжело.

Как быть с телефоном?

Невозможно представить себе жизнь современного человека, читающего эту статью, без телефона. Он поможет найти нужную запись, прочитать биографию, посмотреть интервью (ссылка). Кто-то ставит будильник на то время, когда нужно закончить занятие. Для некоторых музыкантов быть доступным – необходимость, ведь сообщение о концерте или вызов на репетицию могут прозвучать в любой момент.

-5

Если гаджет отключать не удаётся, профессионалы стараются закончить поставленную перед собой задачу и только потом в перерыве берутся за входящие сообщения.

Дети учащиеся музыкальных школ вряд ли ждут судьбоносного звонка и вполне могут заниматься без телефона под рукой. Если забрать телефон возможности нет, нужно отключить звук или перевести гаджет в режим «Не беспокоить».

Даже метроном рекомендуется использовать отдельный или встроенный в инструмент, если речь, например, о цифровом фортепиано. То же самое касается и тюнера.

Потеряв концентрацию, мозг возвращается к осознанной работе над произведением лишь через 10-15 минут. Иной раз это длительность целого занятия!

Сколько дней в году не касаться инструмента?

Всё зависит от рода деятельности и уровня музыканта. Педагоги так или иначе ежедневно держат инструмент в руках, регулярно демонстрируя упражнения, исполнительские приёмы и звучание. Артисты, играющие сольно или в оркестрах, позволяют себе одну-две недели отдыха, находясь в отпуске. Некоторые исполнители делают перерыв на несколько дней после важных выступлений или гастролей. Некоторые не касаются инструментов только во время перелётов и сна.

Однако многие отмечают, что отдых от инструмента нужен. Это помогает материалу отлежаться, нейронным связям укрепиться. А кто-то успевает соскучиться, чтобы с большим желанием вернуться к любимому делу.

-6

Большинство детей летом не притрагивается к своим музыкальным товарищам. Однако перед началом учебного года важно постепенно возвращаться к занятиям. Особенно это важно исполнителям на духовых инструментах, губной аппарат которых требует постепенного увеличения нагрузок после длительного перерыва.

Лайфхаки от профи

Наши артисты поделились советами, которые помогают продуктивно заниматься и успешно выступать.

Для эффективных занятий есть два основных совета:

  1. Нужен план: что делать, как и для чего. Очень сложно добиться результата, если задачи в голове в хаотичном порядке.
  2. Не торопись. Заниматься следует осознанно: понимать, что играется и зачем это нужно.

Родители, помните, что ребёнку в подобных вопросах нужна помощь взрослого. Обсудите с ним то, чем нужно заниматься, не оставляйте ребёнка одного на едине с новыми испытаниями.

Для успешных выступлений советы разные.

Вот некоторые из них, которые могут помочь добиться успеха:

  • Наиграть текст от сотни до тысячи раз, чтобы быть уверенным на 100%. Тогда на сцене думать нужно будет только о музыке и художественной составляющей.
  • Настроиться на выступление, побыть одному в тишине за несколько минут до выхода на сцену.
  • Выходить на сцену с позитивным настроем.

Помните и объясните растущим музыкантам, что не нужно бояться, важно всегда идти дальше. Даже ошибки и неудачи – опыт в копилку успешного исполнителя.

Будьте открыты новым ощущениям, ищите своё вдохновение.

Мотиваторы

Сохранить интерес к занятиям музыкой – непростая задача даже для взрослого человека. Предлагаем вам несколько пунктов, о которых можно задуматься самим или обсудить их с ребёнком, если занятия перестали быть лёгкими. Они помогут объяснить , зачем нужно заниматься музыкой и как найти в ней смысл.

  1. Постарайся найти в музыке то, что принесет тебе радость. Музыка – это большое счастье, и здорово уметь играть на музыкальном инструменте.
  2. Помни, если хочешь стать мастером, надо усердно тренироваться. Трудолюбие и настойчивость помогут тебе добиться успеха не только на сцене.
  3. Если чувствуешь усталость, отдохни. Посмотри и послушай мир вокруг. Запланируй поход на концерт. Некоторые события могут вдохновить и зажечь яркую звезду.
  4. Послушай музыку, которая тебе нравится. Пойми, почему она такая красивая. Подумай, что ты можешь сделать, чтобы у тебя получилось сыграть так же.
  5. Старайся заниматься регулярно, тогда учиться будет намного легче.
  6. Верь в себя и смело иди вперёд. Ошибки и неудачи нас развивают и делают сильнее.
  7. Полюби музыку душой, позволь ей захватить тебя полностью.
  8. Всё, чему ты научишься сейчас, пригодится тебе на всю жизнь. Твои занятия – вклад в твой будущий успех.
  9. Ты нужен музыке. Без тебя музыки не будет.
-7

Подводя итог

Помните, что для освоения любого музыкального инструмента нужны труд, интерес и вовлечённость. Если вы занимаетесь самостоятельно, обратите внимание на подготовку к занятиям. Они не должны быть сумбурными. Если вы родитель юного музыканта, помогите ему с организацией занятий, следите за их регулярностью и поощряйте интерес к творчеству.

Мы благодарим наших артистов (Ева Геворгян, Александр Ключко, Евгений Лебедев, Константин Емельянов, Михаил Козодаев, Роман Зорькин, Александр Компанеец, Илья Морозов, Ильяс Невретдинов), которые ответили на вопросы и помогли с рекомендациями для эффективных занятий и творческого успеха.