Найти в Дзене
ТАБАЧНАЯ КУЛЬТУРА

Почему в СССР можно было курить в самолете, а сегодня строго запрещено. Делюсь правдой

Оглавление

Сейчас, если достанешь сигарету в салоне самолета, на тебя посмотрят так, будто ты решил устроить пожар прямо над облаками. И штрафом тут не отделаешься, могут и в протокол внести, и в новостях упомянуть. А ведь в Советском Союзе курить в самолёте было обычным делом. Не привилегией, не исключением, а нормой.

Дым в салоне воспринимался не как нарушение, а как часть полёта. Запах табака, перемешанный с запахом керосина и кофе из алюминиевых кофейников на бортовой кухне, для многих был чем-то вроде символа свободы. Почему же тогда это считалось нормальным, а сегодня — категорическим «нельзя»? Давайте разбираться.

Дым над облаками

Представь: конец 70-х. Аэрофлот, рейс Москва–Сочи. Полный Ту-154, кресла мягкие, но чуть продавленные, в карманах переднего сиденья журналы «Советский Союз» и «Крылья Родины». Через несколько минут после взлёта в «курящем» секторе зажглись десятки огоньков. Кто-то достал «Беломорканал», кто-то «Казбек», а те, кто «при деньгах» импортные Marlboro из берёзки.

Стюардесса проходит мимо, подаёт чай в подстаканниках, даже не глядя на дым. Это было нормой. На борту два салона: курящий и некурящий. По идее, разделение должно спасать некурящих. Но на деле, вентиляция не была герметичной, и уже к середине полёта дым стелился по всему фюзеляжу. Никто особо не возмущался, потому что курили практически везде начиная от поездов, заканчивая автобусными остановками.

-2

По неофициальным данным в конце 70-х в СССР курило примерно 75% мужчин и 25% женщин. Сегодня статистика совсем иная. В среднем на одного человека в день уходило 15-20 сигарет. Практически целая пачка. И в самолёте обычно курящих было не меньшинство, а большинство.

Почему это было возможно

Главная причина — отсутствие давления со стороны общества. Не было дискуссий о «пассивном курении». Да и медицина тогда смотрела на сигарету без фанатизма: знали, что вредно, но не вели тотальной борьбы.

Плюс учитываем технический момент. На советских лайнерах системы вентиляции работали почти постоянно, гоняя воздух свежей порцией каждые 2–3 минуты. Это позволяло хоть как-то сдерживать концентрацию дыма. Для примера: в современных экономичных лайнерах воздухообмен может быть реже, а часть воздуха рециркулируется, чтобы экономить топливо.

-3

Ещё один нюанс, тогда никто особо не считал расходы на вентиляцию в копейку. Лишние 200–300 килограммов топлива на кондиционирование воздуха по сравнению с безопасностью пассажиров и «комфортом курящих» казались мелочью.

Как пришёл запрет

В середине 80-х в мире появился новый тренд с сопутствующими антитабачными мерами. В США и Европе запрещали курение в офисах, ресторанах, а потом и в самолётах. Советский Союз решил на отставать. В 1986 году мы сделал первый шаг, запретив курить на рейсах, которые длились меньше трёх часов. Как думаете, какой была официальная причина? Как выяснилось, это забота о некурящих, экономия на топливе и упрощение работы вентиляционных систем. А до этого проблемы никого не интересовали.

-4

В 90-х всё ещё можно было курить на борту самолета, особенно во время дальнемагистральных рейсов. А уже в начале 2000-х годов «Аэрофлот» принял жесткое решение о полном запрете курения в салоне. Приходилось терпеть до приземления.

Если не ошибаюсь, последний рейс, на котором можно было затянуться сигареткой, улетел в марте 2002 года в Шанхай. После этого последовал запрет со штрафами, а в особых случаях и с экстренной посадкой.

Деньги против дыма

Для авиакомпаний запрет оказался выгодным. Вот простая арифметика: при курении в салоне приходится чаще менять воздух, что требует дополнительной мощности кондиционеров. Работа этих систем «съедает» до 0,5% топлива на рейс. Для дальнего полёта это десятки, а то и сотни килограммов керосина. В год — миллионы долларов экономии.

-5

Пожароопасность — миф или реальность?

Часто говорят, что сигарета может вызвать пожар. Теоретически да, особенно вблизи кислородных баллонов или при попадании в мусор с горючими материалами. Но статистика упряма: за десятилетия гражданской авиации подтверждённых случаев возгорания самолёта от одной сигареты практически нет. Тем не менее, в креслах даже новых самолётов до сих пор можно найти пепельницы. Зачем? — спросите вы. Это требование авиационных норм на случай, если кто-то всё-таки нарушит запрет.

Как это выглядело изнутри

В хвосте Ту-154 воздух был густой от табачного дыма. Даже в «некурящем» секторе, ближе к носу, запах стоял стабильно. Стюардессы, кстати, часто курили сами. На дальних рейсах, когда свет в салоне гасили, они могли устроить перекур прямо на кухне, затянувшись «Явой» или «Примой».

И, что характерно, массового недовольства не было. Сегодня такой полёт вызвал бы шквал жалоб, фото в соцсетях и, скорее всего, уголовку для курильщика. Вспомнить только случай, когда в 2014 году Григорий Лепс решил покурить в туалете самолета. Тогда это вызвало общественный резонанс.

-6

Могли бы оставить?

Технически — да. Можно было бы сделать отдельную герметичную курилку на борту. Это решило бы проблему запаха и пассивного курения. Но экономический смысл для авиакомпаний нулевой: меньше мест для пассажиров, дороже обслуживание, сложнее сертификация.

Именно поэтому сегодня сигарета в самолёте считается символом нарушителя. А в СССР она была символом, ну, скажем, просто пассажира.

Может, мы действительно стали здоровее. А может, потеряли ещё одну маленькую свободу, запах которой до сих пор помнят те, кто летал над облаками с пепельницей в подлокотнике.