Найти в Дзене
Бездомная звезда

Почему современные сериалы заставляют тосковать по простым сюжетам

Оглавление

Вечер. Кресло. Клубок теплой пряжи в руках, спицы или крючок мерно постукивают – мой личный ритуал умиротворения.

Телевизор включен "для фона", должен создавать уютный гул, легкое движение в углу глаза.

Раньше находила милые комедии, добрые мелодрамы, детективы с интригой, но без надрыва.

Теперь же… Теперь пальцы все чаще замирают, а взгляд с недоумением скользит по экрану.

Опять? Опять?

Словно подхватила какую-то эротическую простуду, от которой все сериалы чихают одинаковыми сценами.

Устала. Откровенно устала от этого шума страстей вместо тишины смысла. Давайте разберемся, почему же так вышло, и куда подевалось простое вечернее кино.

"Циники". Психология как декорация для интимного лабиринта

"Циники" позиционировались как глубокий психологический разбор современных отношений. Школа отношений, пестрый коллектив, сложные судьбы – звучит многообещающе. На деле же получился лабиринт, где коридоры вымощены интимными сценами, а таблички с надписями "Психология" висят скорее для приличия.

Елена Островская. Ледяная карьеристка.

Ее мечта о карьере – единственный понятный двигатель. Да, в финале она ее достигает (с отягощением правда), но весь ее путь – это скорее демонстрация расчетливости и отстраненности, чем глубокий психоанализ. Где ее внутренние демоны, кроме амбиций? Где настоящая боль, страх, ранимость? Заменены холодными взглядами и… деловыми (или не очень) связями.

Джамал Бакаев. Харизма, сдувшаяся к финишу.

Да, первые серии он притягивал! Энергия, магнетизм, обещание сложного, но интересного персонажа. А потом… Потом харизма куда-то испарилась, растворившись в бесконечных интрижках и повторяющихся конфликтах. Он просто устал. И зритель устал вместе с ним.

-2

Любовь? Нет, "связи". Главный постулат сериала, который прошибает насквозь: иметь множество сексуальных партнеров – это не проблема, не драма, не следствие травмы, а просто… норма. Любят тут друг друга по любому поводу: снять стресс, заглушить триггер, отомстить партнеру, убить время. Глубина чувств, построение доверия, искренняя привязанность – все это кажется архаичным пережитком на фоне этого калейдоскопа тел.

Психология отношений свелась к механике их завязывания и поддержания на физическом уровне. Это не исследование души, это инвентаризация постелей.

"Разочарованные". Дежавю в гримерке (или почему я выключила)

Мой эксперимент с "Разочарованными" – симптоматичен. Соцсети расхваливали? Я тоже слышала шум.

"История трех подруг" – классика жанра, способная дать и юмор, и слезы, и мудрость.

-3

Но уже первая серия… Я смотрела ее на ускорении. Поток "пропаганды связей со всеми подряд" (самая точная формулировка!) обрушивается сразу.

А вторая серия… Ах да, тот самый актер из "Циников". И угадать его позу труда не составило. Гримерка. Интим. Тот же самый шаблон, та же самая "норма", поданная как откровение. Выключить – был единственно здоровый рефлекс усталого зрителя. Это не развитие темы, это рецидив той самой "эротической простуды".

И вот что страшно: вирус не ограничен "психологическими" драмами.

Даже в сериалах про шпионов, похитителей картин, гениальных авантюристов или обычных Робин Гудов (где, казалось бы, должен быть экшен, интрига, погони!) герой обязан в каждой серии (или почти) сменить постельного партнера. Новая красавица – новый кадр для интима. Это подается как неотъемлемая часть образа "альфа-самца", его "нормальная" потребность. И зритель, особенно молодой, невольно впитывает: так и надо? Это успех?

Один из отзывов.
"Такой некий новый жанр) Но не понятно для чего в каждой новой серии показывают как главный герой обязательно с новой женщиной имеет связь? Что этим режиссер хочет сказать... непонятно."

Почему же этот тренд не расслабляет, а истощает?

Вместо сложных характеров, развития отношений, интересных диалогов и сюжетных поворотов нам предлагают симулятор страсти. Секс становится дешевым заменителем настоящей химии между героями, психология – просто ширмой для его оправдания. Это пустота, прикрытая физиологией.

Постоянные интимные сцены (часто грубые, лишенные настоящей нежности или смысла) не возбуждают, а утомляют. Они не дают передышки, не позволяют проникнуться персонажами вне постели. Это как слишком громкая, навязчивая музыка, от которой болит голова.

Когда секс становится таким же обыденным, как поход в магазин, и используется для всего (от снятия стресса до мести), стирается его ценность как выражения любви, страсти, глубокой связи. Он превращается в механический акт, лишенный эмоционального наполнения. И это грустно.

Раньше были фильмы "для взрослых" и "для всех". Сейчас границы размыты. Интимные сцены лезут отовсюду, даже из проектов, которые по аннотации должны быть о другом. Нет возможности просто "расслабиться и забыть о проблемах" – проблемы экранных страстей навязчиво лезут в ваш уютный вечер.

Постоянная демонстрация многочисленных, легко дающихся связей без последствий (эмоциональных или иных) формирует у зрителя, особенно неискушенного, искаженное представление о реальности. Это не "норма" человеческих отношений – это упрощенная, часто циничная телевизионная конструкция.

Где искать спасение усталому зрителю?

Итак, диагноз ясен: эпидемия "эротической простуды" в сериалах.

Симптомы: усталость, раздражение, тоска по простым историям и желание выключить телевизор при виде знакомого актера в знакомой позе.

Что же делать? Сдаваться и вязать в тишине?

Не обязательно. Спасение есть.

Обратите внимание на негромкие, камерные проекты, часто снятые не гигантами стримингов. Добрые комедии , уютные детективы , истории о простых человеческих ценностях , качественная анимация для взрослых. Они часто обходятся без навязчивого "фона".

Не стесняйтесь пересматривать классику советского и российского кино/сериалов или проверенные западные ситкомы/драмы прошлых лет. Там были и страсти, и чувства, но подавались они иначе – с большим уважением к зрителю и сюжету.

Документальные сериалы (о природе, истории, науке), кулинарные шоу (настоящие, а не драмы вокруг плиты), путешествия, исторические проекты с фокусом на события, а не на постель – все это альтернатива.

Читайте рецензии не попсовых пабликов, а тех критиков, чей вкус вам близок. Спрашивайте совета у друзей с похожими взглядами на кино. Фильтруйте шум соцсетей.

Помните, что ваше время и ваши нервы – ценны. Не бойтесь выключать сериал на пятой минуте, если он снова "зачихал". Не донашивайте проект из чувства долга или потому что "все смотрят". Это ваше право на спокойный вечер.

Да, на широком экране сейчас правят бал бандиты, циники, разочарованные и Джеймсы Бонды с обширной "агентурной сетью" в постели.

Эпидемия "нормы", замешанной на физиологии и поверхностной психологии, в разгаре.

Но это не значит, что нужно сдаваться.

Вооружившись критическим взглядом, знанием "безопасных" жанров и готовностью нажать на кнопку "выкл.", мы можем защитить свое душевное равновесие. И, возможно, найти те редкие, теплые проекты, которые не кричат о страстях, а тихо рассказывают о жизни – той самой, ради которой мы, собственно, и берем в руки крючок, чтобы сплести что-то настоящее, теплое и свое.

А вы где ищете спасение от "эротической простуды" экранов?

Делитесь вашими "убежищами" в комментариях!