Ветерану Великой Отечественной Войны – Пудову Георгию Николаевичу (на фото) посвящается
Эта повесть - лауреат конкурса "Георгиевская лента" 2018 года. Награждена тремя дипломами и большой золотой медалью "Георгий Победоносец".
Юность
1942 год. Наши войска ведут кровопролитные оборонительные бои на Волге, дерутся с врагом на улицах Сталинграда. А в это время в глухой деревне Северного Урала Адриановичи подросло новое поколение защитников Отечества. Окончив среднюю школу, Гошка с группой парней отправился учиться в техникум города Чаши Курганской области. Дети войны, дома еще как-то перебивались на мамкиных похлебках, да на дарах леса: рыбы наловят, дичи настреляют, луку полевого насобирают, шишек кедровых наколотят. А тут в техникуме паёк по продуктовым карточкам. И стали наши крепкие деревенские парни таять на глазах от недоедания. Тяжко вспоминать эти годы. Даже сейчас, через шестьдесят с лишним лет, восьмидесятилетний старик прослезился.
– Нам повезло. У нас был хороший комсорг – фронтовик. Ходил на костылях. Одну ногу потерял на фронте. Он нас всех в комсомол принимал. Приглашает меня как-то в 1943 году на беседу: – Георгий, тебе еще нет 18 лет, и на фронт тебя не возьмут. Но армии нужны солдаты. После Сталинграда армия опустела. Если ты, как комсомолец, напишешь заявление в военкомат о желании пойти на фронт добровольцем, тебя направят в какое-нибудь военное училище. Мы все равно победим, а после войны фронтовиков будут чествовать по достоинству и заслугам.
Он меня убедил. На этом закончилась моя юность.
Курсант
Через неделю я был курсантом Троицкого (Челябинской области) военно-авиационного училища. Оно готовило воздушных стрелков и механиков по вооружению самолетов.
В начале лета 1943 года меня направляют на стажировку в боевой 33 гвардейский военно-авиационный штурмовой полк помощником механика по вооружению штурмовиков Ил-2. Базировались мы в маленьком городишке Песцы, что под Старой Руссой. Мне, курсанту-стажеру, 17-летнему “мужику” ростом 185 см, тонкому, как тростник, досталась вся тяжелая работа. Вокруг были только девчонки моего возраста – парни все на фронте. Снаряжали Ил-2 стокилограммовыми бомбами, реактивными снарядами, и все это вручную. Вылеты были частыми, на отдых время почти не оставалось.
УХАП
Самым страшным оружием нашего штурмовика был УХАП (универсальный химический авиационный прибор). В этот прибор заливалась горючая смесь КС-4, и ёмкость 250 литров подвешивалась под самолет. На бреющем полете на высоте примерно 20 метров под большим давлением горючая смесь разбрызгивалась над ДОТами, ДЗОТами, блиндажами и окопами противника. КС-4, попадая в щели, пазы бетонных ДОТов, при соединении с воздухом воспламеняется, горит и превращает бетон в песок. Человеку от этой жидкости спасения нет, она горит в воде еще сильнее, остается одно – сбросить с себя одежду, а на дворе – русская зима…
Наш полк применял активно УХАП при освобождении Старой Руссы. На старорусском направлении наши войска нанесли крупное поражение 16-ой армии немцев, разгромив три и окружив семь дивизий под Демьянском. Бои здесь затянулись. Воспользовавшись этим, фашистское командование перебросило сюда свежие силы. И ударами извне, и со стороны окруженных гитлеровцам удалось пробить узкий коридор в наших боевых порядках и соединиться с блокированными войсками. Они и были мишенью для наших штурмовиков до тех пор, пока немец, боясь еще раз попасть в “котел”, оставил Старую Руссу без боя.
Заправка УХАПов всегда проводилась ночью в целях светомаскировки при искусственном освещении. Жидкость привозилась в 100-литровых бочках. Мы вдвоем с командиром-техником по вооружению берем бочку на руки и через воронку переливаем горючую смесь в УХАП, похожий на акулу. Потом еще бочку, затем еще пол-бочки – и так 250 литров. Завинчивали и вешали под самолет. Кто хоть раз переливал из бочки любую жидкость, знает, что без брызг при такой технологии не обойтись. Не обходилось и у нас. Мы не были обеспечены спецодеждой, а солдатская прогорала моментально. У меня на всю жизнь остались шрамы, – продолжает рассказ старый солдат, и показывает руки, ноги, живот. – Одно успокаивало: нам доставались случайные капельки, а немцу – четверть тонны. К концу 1943 года после освобождения Старой Руссы применение УХАПов прекратили.
Контузия
Поодаль от взлетно-посадочной полосы стоит, распластав крылья, как подстреленная птица Ил-2. Одно крыло оперлось о землю, второе – неестественно вздыблено вверх. Вчера пилот с трудом посадил машину. Посидел в кабине, перевел дух, отдышался, опустился на землю, обошел вокруг, сосчитал пробоины, похлопал по опавшему крылу: “Спасибо, друг. Ты спас мне жизнь, а тебе предстоит основательная операция”. Не зря говорят, что летчики – самый суеверный народ. Видимо, от близости к Богу.
Сегодня мне предстоит снимать с потрепанного в воздушном бою штурмовика все его вооружение. Ранним утром, когда солнышко только коснулось лучами верхушек сосен, а легкий ветерок, играя листвой, будил кустарник, я приступил к работе. Хотел управиться до полуденной июльской жары, когда металл обжигает руки. Сначала снял пулемет с верхнего крыла. Под опущенную плоскость влез на спине, снял ящик с боеприпасами, снимаю пулемет.
Подошла бригада механиков БАО (батальон аэродромного обслуживания), приступили к демонтажу верхнего крыла, сняли его, и самолет, окончательно потеряв центровку, навалился нижней плоскостью на меня. Придавил грудь. Я не могу ни вздохнуть, ни вскрикнуть. Кислорода не хватает, сознание отключается. Я понял, что умираю. А мне не было и 18 лет в ту пору. Мысленно простился с родителями, сестренками. И только взмолился: “О, Господи, спаси!” – слышу через помутневшее сознание крик: “Под плоскостью солдат!”, и отключился… Меня вытащили уже без сознания.
Когда я очнулся, солнце было уже на закате и последними лучами слепило мне глаза, как будто хотело узнать – оживет, очнется этот парень? Я ожил...
– Долго жить будешь! – кричали механики-разгильдяи.
Они целый день, оказывается, возились со мной: делали искусственное дыхание и все другие манипуляции, известные им, но врача не вызвали, моему начальнику не доложили. И весь вечер суетились: “Мы твою работу выполнили, ужин принесли. Спаси нас, солдат! Не говори ничего никому, иначе нас в штрафбат отправят”. На том и порешили.
На утро весь полк все знал. А девчонки – фронтовые подруги, не стесняясь, показывали пальцем, и громко сообщали: “Вон тот парень, что на том свете побывал”.
Окончив училище, приехал домой в краткосрочный отпуск. В разговоре и воспоминаниях обнаружилось, что совершенно не помню своего детства – период до школы. И лишь потом я понял – целый блок памяти исчез в результате контузии под Старой Руссой.
Ил-2 – штурмовик
Самолет Ил-2 строился более высокими темпами, чем другой самолет за всю историю авиации. Выпущенная в огромном количестве (36 163 экземпляра), эта машина стала одним из главных инструментов, с помощью которых Советский Союз разгромил Германию в 1945 году. Одноместный вариант Ил-2 был принят на вооружение за три месяца до немецкого вторжения в июне 1941 года и изначально представлял собой многоцелевой боевой самолет с двигателем мощностью 1 665 лошадиных сил и вооружением из двух 20-миллиметровых пушек, двух 7,62-миллиметровых пулеметов, а также бомб и реактивных снарядов. Этот грозный штурмовик приводил в ужас немецкие наземные войска.
Ил-2 неоднократно модернизировался. Двухместная версия, обеспечившая самолету защиту с тыла, установка более мощных двигателей, замена пушек на 37-миллиметровый калибр дала машине возможность эффективнее бороться с бронетехникой противника.
– Всё это правда. Всё это так. Но доведена машина до ума была лишь к концу войны, – вздыхает с грустью ветеран. – А в начале она угробила не одну тысячу наших ребят – воздушных стрелков. Когда я прибыл в полк на стажировку, в первый же день командир приказал: “Вон, видишь, стоит Ил-2? Иди и вычисти место стрелка, завтра сам полетишь”. Место все залито и забрызгано кровью. Вычистил, вымыл. Завтра мне предстоит занять это кровавое место, чтобы послезавтра кто-то другой выгребал мои останки. Дрожь в коленках. О выполнении задания доложил командиру: “Кабина очищена, готов к выполнению боевого задания!” И в этот же день прибыл из нашего Троицкого училища воздушный стрелок. Их перевели, по известным причинам, на трехмесячный срок обучения, нас же готовили два года.
В первой модификации машина имела один, но очень значительный изъян. Самолет не имел защиту с тыла. Немцы очень быстро поняли это, заходили сзади и расстреливали самолет. Ил-2, изрешеченный, иногда насчитывал до 300 пробоин, возвращался, выполнив боевое задание, на свой аэродром. Случайное везение? Нет. Гениальность конструктора. Кабина пилота была защищена броней сверху и сзади. Вся система управления элеронами, закрылками, рулями приводилась в движение тонкими 3-миллиметровыми тросиками. И как бы фашист ни стрелял, в тонкий тросик управления пули практически не попадали. На аэродроме “заштопали” пробоины, и самолет вновь готов к бою.
И тем не менее С.В. Ильюшину было дано задание оборудовать кабину стрелка в хвосте самолета, как это было сделано во всех зарубежных боевых машинах. При этом нарушилась бы центровка самолета и, в сущности, требовались новые расчеты конструкции, что повлекло бы изменение технологии производства машин, а время не ждет – фашист напирает на всех фронтах. Конструктор нашел легкий путь решения проблемы – вырезал сверху фюзеляжа люк, прямо за спиной пилота, и посадил туда воздушного стрелка без намека на какое-либо прикрытие. Фашистские истребители, не меняя тактики, уничтожали сначала стрелка, а потом дырявили самолет. Когда всех парней-стрелков перебили, на их место наше командование стало сажать в гнездо стрелка девушек. Но их механики пытались как-то защитить – обкладывали листами кровельного железа – некоторые пули все же застревали в нем. К Ильюшину опять едут делегации из полков. И только потом он довел конструкцию до того уровня, что описана в начале этой главы. Воздушный стрелок находился под пуленепробиваемым прозрачным колпаком, вооруженный крупнокалиберным пулеметом. И немцы уже не могли безнаказанно подойти к нашему прославленному штурмовику.
Черная смерть
Наш штурмовик обладал еще одним из многих боевых достоинств. Выполнив очередное боевое задание по уничтожению вражеской бронетехники, блиндажей и окопов, полностью израсходовав боекомплект, он возвращается на базу. Видит на дороге колонну вражеских солдат. Совершенно бесшумно, на бреющем полете, заходит сзади и винтом крошит, рубит, молотит неприятеля. Немцы прозвали Ил-2 “черной смертью”.
По окончании стажировки, перед возвращением в училище, я решил на себе испытать грозную “прелесть” штурмовика. Действительно ли он бесшумно может подлететь к человеку? Попросил разрешение у начальника. “Иди в ту сторону аэродрома и жди, скоро одно звено возвращается. Стой там и не только увидишь, но и почувствуешь, с какой машиной работаешь”.
У пилотов-штурмовиков было неписаное правило: если возвращаются без потерь, то на бреющем пролетают над местом посадки, уходят на вираж и лишь потом садятся. А если в звене потери, то посадка идет в штатном режиме.
Случайно увидел три точки в голубом небе над соснами бора. Самолеты летят прямо на меня. Я присел, на ощупь ухватился за куст, потом лег на спину – они проходят в метрах 15-20 надо мной. Видна каждая заклепка, красные звезды на крыльях наводят ужас. Воздушный поток от винта тянет вверх, гимнастерка и брюки вздулись, поток поднимает меня. Я ухватился обеими руками за этот несчастный куст, а меня поднимает! Опустись самолеты еще на пять метров, и меня затянуло бы под винт. Самолет прошел надо мной в одно мгновение, а впечатлений осталось на всю жизнь. Они прошли действительно бесшумно, и я хотел было подняться, но тут налетел сзади рев трех двигателей. Я невольно оглянулся и понял, что это отставший звук.
Закончились мои “летние каникулы”, практика-стажировка в авиаполку. Вернулся в училище еще на один год. По окончании его был откомандирован на Украину и приписан к 15 воздушной армии США. Американцы в то время были нашими союзниками.
Предыдущая часть:
Другие рассказы автора на канале:
Продолжение: