За двадцать лет в школе я видела всякое. И детей, которые приносили домашку на салфетках из столовой, и родителей, которые в панике звонили в одиннадцать вечера: «А что задавали по математике?»
И учителей, которые ставили контрольные три дня подряд, а потом удивлялись, почему дети ходят как зомби.
Но то, что готовят нам с 1 сентября, превосходит все мои ожидания. Министерство просвещения решило навести порядок в школьной жизни — и, честно говоря, некоторые нововведения меня даже радуют.
Хотя есть и такие, от которых хочется спросить: «Коллеги, а вы в школе-то были последний раз когда?»
Единое расписание: когда все идут в ногу
Представьте: ваш ребенок переходит из школы в Москве в школу в Краснодаре, и... чудо! Он не отстает от программы. Все дети изучают одни и те же темы примерно в одно время. Звучит как утопия, правда?
На бумаге идея прекрасная. Помню Лену из 7 «Б» — папу перевели по работе, она пришла к нам в январе и рыдала: «У нас уже дроби прошли, а вы только начинаете!» Пришлось всем классом ее подтягивать. С единым расписанием таких проблем быть не должно.
Но есть нюанс. В моей школе в классе 32 человека, а у коллеги в соседнем городке — 15. У нас интерактивные доски в каждом кабинете, а где-то до сих пор мелом на черной доске пишут.
И как все это «единое» будет работать в таких разных условиях? Мне кажется, чиновники представляют школы как одинаковые коробочки, где можно просто поменять программку и все заработает.
Лимиты на домашку: наконец-то
А вот это нововведение я встречаю аплодисментами! Наконец-то прописали черным по белому: первоклашкам — час на домашку, старшеклассникам — не больше трех с половиной часов.
Вы бы видели, как некоторые мои коллеги задавали! Математичка: «Решите 50 примеров».
Литераторша: «Выучите наизусть „Бородино"». Историк: «Подготовьте доклад на 10 страниц». И все это на завтра! А потом удивляются, почему дети на уроках спят.
Помню случай с Максимом из 6 класса. Мама пришла на родительское собрание вся измученная: «Мы до двух ночи уроки делаем! Я уже и математику заново выучила, и по истории древнего мира эксперт стала!» Знакомо? Таких семей у меня в классе половина.
Но вот вопрос: как это контролировать? Буду ли я каждый день обзванивать родителей: «Сколько времени Петя потратил на мою домашку?» Или заведем специальный журнал учета времени? И что делать, если ребенок медленно работает? Одному на задачку 10 минут нужно, а другому — полчаса. Это же не конвейер, дети все разные!
Контрольные по расписанию: порядок превыше всего
Теперь контрольных будет меньше — не больше 10% от всех уроков по предмету.
И длятся они должны максимум два урока. В принципе, разумно. Помню времена, когда у детей была «черная неделя» — контрольные каждый день по разным предметам. Бедные, ходили как партизаны перед расстрелом.
Особенно мне нравится требование не ставить несколько контрольных в один день. Раньше дети жаловались: «Первый урок — физика, второй — русский, третий — история. Три контрольных подряд!» А мы, учителя, пожимали плечами: «Ну, так расписание сложилось».
Правда, есть тонкость. Как проверить, что учитель действительно объяснял новую тему, а не дал «неожиданную» самостоятельную? В журнале напишет: «Урок по теме „Причастие"», а на самом деле пол-урока дети писали диктант. Контроль обещают ввести, но какой именно — пока загадка.
Родные языки: сокращение под благородным предлогом
Часы на изучение родных языков сокращают — якобы, чтобы не перегружать детей. В начальной школе теперь всего час в неделю на родной язык в первом классе и два — во 2-4 классах.
Понимаю, что нагрузку нужно оптимизировать, но выбор странный. Почему именно родные языки? У нас в школе дети-татары, дети-армяне, дети других национальностей — для них родной язык иногда единственная связь с культурой предков. А мы его в «внеурочку» переносим, как кружок по оригами.
Хорошо хоть не убрали совсем. Хотя, зная наши реформы, не удивлюсь, если через пару лет и этого не станет.
ВПР как новая головная боль
Всероссийские проверочные работы хотят сделать основным инструментом контроля качества образования. То есть не учитель будет оценивать, как дети усвоили материал, а внешние эксперты. И от результатов ВПР будет зависеть рейтинг школы.
Знаете, что это значит? Весь март и апрель мы будем натаскивать детей на эти проверочные. Забудем про творчество, проекты, нестандартные задания — будем решать типовые задачки ВПР. А потом удивляться, почему у детей нет интереса к учебе.
И еще момент: многие родители уже водят детей к репетиторам специально для подготовки к ВПР. Получается, проверяем не качество школьного образования, а качество дополнительных занятий. Логично?
Обществознание в изгнании
С нового учебного года обществознание убирают из 6-7 классов, а вместо него добавляют историю родного края. В 8-9 классах предмет пока остается, но с 2026 года исчезнет и оттуда. Останется только в старшей школе, да и то в сокращенном варианте.
Мне, как учителю истории, с одной стороны, приятно — больше часов на мой предмет. Но с другой — странно.
Обществознание помогает детям понимать современный мир: как устроено государство, что такое права и обязанности, как работают экономические отношения.
Это же не абстрактная наука, а то, с чем ребенок столкнется, как только получит паспорт!
А тут логика такая: зачем им в 12-13 лет знать про избирательную систему или социальные роли? Пусть лучше изучают, как в их крае картошку выращивали в XIX веке. Ну, понимаете...
Оценки за поведение: возвращение в СССР
Вот это нововведение вызывает у меня смешанные чувства. С одной стороны, дисциплину никто не отменял. Есть дети, которые срывают уроки, хамят учителям, обижают одноклассников. И что с ними делать? Разговоры по душам не всегда помогают.
С другой стороны, помню советские времена, когда за поведение снижали четверти по всем предметам. Ребенок может быть гением математики, но если он однажды нагрубил завучу, то пятерки ему не видать. Справедливо ли это?
И еще вопрос: кто будет ставить эти оценки? Классный руководитель, который видит детей на классном часе раз в неделю? Или учителя-предметники, которые могут быть субъективными?
Представляю, как Витя из 8 «А» получит двойку за поведение только за то, что спросил у учителя химии: «А зачем нам это надо?»
Критерии оценивания размытые: «дисциплинированность», «соблюдение норм межличностных отношений». Это как? У каждого учителя свое понимание норм. Для одного активный ребенок — молодец, для другого — нарушитель дисциплины.
Новая система оплаты труда: эксперимент на живых
Учителям обещают 70% фиксированного оклада и 30% стимулирующих выплат. Звучит неплохо — хотя бы знаешь, сколько получишь наверняка. Но как всегда, дьявол в деталях.
Эти 30% стимулирующих — за что их будут давать? За результаты ВПР? За то, что дети хорошо себя ведут? За участие в конкурсах? И кто будет решать, кому доплачивать, а кому нет?
И главное: ограничивают нагрузку 36 часами в неделю. Хорошо бы, но у нас в школе три математика на параллель из пяти классов. Если я не буду вести 40 часов в неделю, кто будет учить детей? Роботы?
А что думают дети
На днях спросила у своих учеников, как они относятся к нововведениям. Реакции разные:
— Мария Ивановна, если домашки будет меньше, может, я наконец-то успею в кружок записаться! — обрадовался Дима.
— А я не хочу, чтобы мне за поведение оценки ставили. Вдруг я случайно что-то не так скажу? — переживала Катя.
— Единое расписание — это хорошо. А то мой двоюродный брат из другого города приезжал, у них совсем другие темы изучали, — рассудительно заметила Алина.
Дети, как всегда, мудрее взрослых. Они сразу видят и плюсы, и возможные проблемы.
Что в итоге
Некоторые изменения давно назрели. Ограничения на домашние задания, контроль количества контрольных — это здорово. Единое расписание теоретически тоже неплохая идея.
Но многие нововведения похожи на желание все унифицировать, загнать в рамки, сделать управляемым. А школа — это не завод, где можно настроить конвейер и получать одинаковую продукцию. Это живой организм с детьми, учителями, родителями, со своими особенностями и проблемами.
И еще момент: многие красивые идеи разбиваются о простую нехватку ресурсов. Хотите единое расписание? Дайте школам одинаковые условия. Хотите ограничить нагрузку учителей? Подготовьте достаточно кадров. Хотите качественное образование? Не превращайте школу в машину по подготовке к тестам.
Но я все-таки оптимист. За двадцать лет работы я видела много реформ — одни оказались полезными, другие тихо забылись. Дети как учились, так и учатся. Учителя как любили свое дело, так и любят. А вот чиновники... ну, они тоже по-своему стараются.
А как вы относитесь к этим нововведениям? Если вы родитель — что вас больше всего волнует? Если учитель — с какими проблемами, по-вашему, мы столкнемся? Поделитесь в комментариях своими мыслями и наблюдениями — мне очень интересно узнать мнение коллег и единомышленников!