Очень я уважаю эти суда - самолеты-амфибии, гордость отечественной технологической мысли Ростислава Алексеева. Экраноплан "Орленок" стоит на Химкинском водохранилище прямо на воде, в отличие от Каспийского монстра "Луня". Ссылочка на обзор по нему будет в конце.
Около экраноплана у нас была назначена встреча с инспектором ГИМС, который должен был провести техосмотр. Пока мы ждали его, загорая на палубе, я ознакомила нашу команду с историей необычного судна.
Первые ходовые испытания экраноплана "Орленок" начались в 1972 году на Горьковском водохранилище. Позднее его перевезли на Каспийское море. Экраноплан создавался для переброски морских десантов. На морских испытаниях он перевозил около 200 пехотинцев за 2 минуты на 1500 км, взлетал на волнах до 3000 метров и развивал скорость 400-500 км/час. Казалось бы, такие фантастические результаты должны были сделать его флагманским судном обороны и спасения, но череда событий изменила ход истории.
В 1975 году из-за аварии Ростислав Алексеев был снят с должности главного конструктора экранопланов. В 1984 году умер министр обороны Дмитрий Устинов, который поддерживал идею строительства этих чудо-машин. Следующий министр закрыл проект, так как считал, что будущее за атомными подлодками. В начале 1990-х на базе экраноплана ещё пытались сделать то научное, то спасательное судно, но Перестройка завершила и эти проекты.
Экраноплан "Орленок" доставили в парк Северное Тушино в 2007 году. К сожалению, в отличие от подлодки, которая стоит рядом и превращена в музей, вход на него закрыт. Говорят , что он ржавеет и разрушается, но в отличие от "Луня" выглядит наряднее из-за регулярной покраски.
По каналу Москва-Волга
Наше путешествие началось в 7 утра из яхт-клуба "Водник". Налево - на Москву, направо - к Клязьминскому и Пироговскому водохранилищам. Обычно все идут направо, ибо там свобода, простор и можно походить под парусом и купаться.
Мы же повернули налево, в канал им. Москвы. Знаменитый канал, построенный заключёнными в 1930-е годы. Благодаря ему Москва получила волжскую воду.
Впереди было 15 км пути, которые со скоростью 5 км/час мы планировали преодолеть за 3 часа. Наш старенький мотор, накануне вечером привезенный из ремонта, больше не выдавал. Ещё повезло, что он завелся и не заглох под мостом.
Кстати, каждый раз, подходя к мосту, ты думаешь - пройдет мачта или не пройдет? На табличке справа видно, что высота моста в этом пролете 14 м, мы со своими 12-ю метрами вполне проходили, но снизу смотрелось страшно 😊
Мотор заглох сразу после моста. Сначала дико загудел и начал дымиться. Было неприятно. Муж решил, что он перелил масла. Мотор завелся до того, как нас прибило к бетонной стенке канала и мы продолжили плавание.
Я перебралась на нос яхточки, подальше от шума и дыма, который выкурил из каюты и сына. Дальше мы болтали и толкались с ним на носу вдвоем.
На подходе к Химкам, я залюбовалась местной архитектурой. Особенно понравился дом-колонна с балконом-носиком. Интересно было бы посмотреть эту шикарную квартиру изнутри.
Следующий дом с высокой аркой тоже был очень оригинальным. Как вам? Хотели бы там жить?
На всякий случай у нас была карта и телефон, который определял нашу скорость. Как только муж пытался ускориться, мотор глох, тогда я бросалась перехватывать руль, а муж дёргал стартер. Хорошо утром было мало судов вокруг.
Вот этот железнодорожный мост знаковый для меня - именно его я наблюдала с 12 до 25 лет, когда папина моторка стояла у моста в яхт-клубе. В ВМК "Турист" прошли мое детство и юность. Потом я заразилась парусным спортом и на моторке почти не ходила. Но именно ей, папе и мужу-шотландцу посвящен мой рассказ "Лодка".
Жаль, не было времени подойти поближе. Папу там все очень любили, а я была кем-то вроде "дочери полка" пока не выросла.
Это вид на мост со стороны лодочной стоянки. Пройдя его, мы попали в Москву и стали любоваться окрестностями дальше.
На противоположном берегу Химкинского водохранилища Северный речной вокзал и новое строительство.
Вот так выглядел наш маршрут в телефоне. Но вживую, с воды, без всяких пробок, он был гораздо приятнее.
Мимо проходили баржи и теплоходы, но не часто.
А мы прошли рядом со стоящей на якоре баржей с топливом.
К экраноплану мы пришли в 9.40. Это было очень хорошо. Инспектор ожидался в 10 - 10.20. Мы как раз успели проверить необходимое для техосмотра снаряжение.
Инспектор появился только около 11 часов. Но мы не скучали - осматривали экраноплан и пообщались с проходящими на катере спасателями.
У нас было все, что надо, и инспектор - замечательный парень Дмитрий, все вежливо отфотографировал. А ещё рассказал кучу речных историй и посоветовал поменять удостоверение судоводителя до 1 сентября, так как с осени придется пересдавать теорию. Для меня это очень актуально , так как мое удостоверение кончилось 15 июля.
Рядом с нами стояли хаусботы - такие плавучие дачи. Интересно, на них люди постоянно живут или только летом?
Дорога обратно казалась короче, хотя из-за сильного встречного ветра мы шли дольше. Много раз я выскакивала из каюты и брала румпель, пока муж заводил мотор или заливал бензин.
Народ с проходящих кораблей нам махал. Под мостами мы традиционно расходились с большими судами. Дважды была напряжённая ситуация. Когда из боковой протоки нам наперерез выскочила жёлтая баржа, пришлось полностью сбросить скорость.
Ребенок отсыпался в носовой каюте. На воде всегда хорошо спится.
С погодой, конечно , очень повезло, хотя купаться было прохладненько.
Наш первый выход в сезоне оказался очень удачным.
И вот мы подошли к нашему мосту. Со стороны яхт-клубов выходили яхты. Они шли в Пирогово, где в выходные проходит одна из главных регат сезона - Кубок Федерации. Наш старшенький там тоже гоняется, на "Финне". В отличие от нас он ходит на яхте не под мотором, а под парусом. А вы что предпочитаете - мотор и скорость или парус и романтику?
P.S. Обещанная ссылка на мой обзор Каспийского монстра "Луня".