Если копнуть в историю, то в автомобильной индустрии было только два бренда, каждый выпуск которых становится крупным мировым событием. Один из них — Alfa Romeo, ведь мы привыкли ожидать от итальянцев только шедевры дизайна. А другой, конечно же, Citroen, и этот французский гигант приучил нас видеть технологии будущего, о которых в своё время и не слышали.
Конечно, обе эти компании тоже могли совершать ошибки, и многие согласятся, что одной из таких моделей был Citroen Ami. Сегодня о нём и расскажу, действительно ли это так.
Citroen прославился в середине 30-х годов, представив знаменитый Traction Avant. Это был первый в мире серийный переднеприводный автомобиль, имевший огромный коммерческий успех. Аналогичная стратегия была использована и при создании малолитражного городского автомобиля 2CV.
Его разработка была завершена до Второй мировой войны, но набирали популярность только в послевоенный период. 2CV также привлек множество покупателей в опустошённой Европе, где клиенты хотели надёжные, экономичные и, прежде всего, недорогие транспортные средства. Особенной известностью 2CV обязан своей легендарной подвеске, благодаря которой он был чрезвычайно популярен, а также комфорту.
Коммерческий успех этих двух моделей привёл к тому, что Citroen снова стал прибыльным, и деньги были вложены в революционный DS. Однако разница в цене между 2CV и DS была настолько велика, что французский гигант задумался о выпуске ещё одной новинки в классе B.
Вопрос в том, осуществились бы эти планы, если бы руководство Citroen не узнало, что Renault работает над новинкой, которая позже получит название 4. У основного конкурента также было гораздо большее предложение, и даже если бы «четвёрка» не увидела свет, велика вероятность, что Citroen представил бы модель из этой истории. Однако ей всё равно нужно было выйти на рынок раньше Renault 4, что она в итоге и сделала, дебютировав примерно на четыре месяца раньше. Автомобиль получил название Ami, что в переводе с французского означает «друг».
Хотя Citroen и хотел бы присвоить себе все заслуги, на самом деле значительная часть работы была проделана компанией Panhard. Это касается, прежде всего, дизайна, который разрабатывался ещё до того, как Citroen стал владельцем Panhard, а затем был передан главному дизайнеру Фламини Бертони для доработки.
Этот итальянец провёл большую часть своей карьеры во Франции и создал другие легендарные модели Citroen, такие как Traction Avant, 2CV, DS и H-Van. Он сохранил одну характерную деталь из проекта Panhard. Речь идёт о квадратной крыше, которая позволяла опускать заднее стекло. Подобная конструкция была популярна в США в 1950-х годах, особенно у бренда Mercury компании Ford, который искал способ выделиться, и янки использовали её в Европе на модели Anglia.
Такая деталь дизайна, безусловно, имела свои преимущества. Это означало, что крыша была приподнята, что увеличило пространство над головой на задних сиденьях и облегчило доступ к багажнику. Однако другие скажут, что дизайн был отнюдь не привлекательным, и Ami часто попадает в списки самых уродливых автомобилей в истории.
С другой стороны, именно это выделяло его из моря конкурентов и в очередной раз показывало, чем Citroen отличается от всех остальных. Были и другие экстравагантные решения, такие как утопленный капот и первые в автомобильной промышленности квадратные фары. Длина Ami составляла 3,9 метра, а масса — непостижимо скромная по сегодняшним меркам — всего 625 килограммов.
С механикой экспериментов было немного. Ami сохранил знаменитую подвеску от 2CV, что делало вождение очень комфортным, а остальную механику унаследовал от старшего брата. То же самое касается и двухцилиндрового бензинового двигателя, но его рабочий объём был увеличен до 0,6 литра, мощность стала 22 л.с, а максимальная скорость составляла 105 км/ч. Стоит отметить, что коробка передач была четырёхступенчатой механической, а привод — передним.
Премьера была запланирована на Парижский автосалон 1961 года, а серийное производство началось несколькими месяцами позже. Поначалу был доступен только седан Ami 6, и продажи росли относительно медленно. За первый полный год производства реализовано 85 358 автомобилей, что значительно меньше, чем рассчитывал Citroën. Те, кому довелось поездить на нём, в основном хвалили, особенно за комфорт и управляемость, в то время как критике подвергались дизайн, бедность базовой комплектации и скромные динамические характеристики (разгон с 0 до 100 км/ч составлял 27 секунд).
Хотя Ami была моделью исключительно высокого качества, Citroen, безусловно, не выиграл от дебюта вышеупомянутого Renault 4, который привлекал покупателей на протяжении многих лет и в целом был более динамичным в управлении.
В 1963 году французский автопроизводитель добавил в свой модельный ряд универсал, мощность которого увеличилась до 26 л.с. В том же году начались продажи в США, где Ami стоил 1595 долларов (около 16 600 по сегодняшним меркам) и конкурировал в категории «дешевых импортных автомобилей» с Volkswagen Beetle и Renault Dauphine. Однако он так и не оправдал ожиданий, и американцы позже говорили, что не понимали технологических достижений Citroën, а сосредоточились исключительно на дизайне. С другой стороны, появление универсала в модельном ряду имело большой успех на Старом Свете, и более 180 тысяч покупателей выбрали Ami в 1966 году. Вскоре после этого модельный ряд пополнился фургоном, который фактически представлял собой универсал с закрытой задней частью вместо стеклянной.
Первая серьёзная модернизация модели Citroen произошла в 1969 году, когда на Женевском автосалоне был представлен Ami 8. Изменения коснулись и двигателя, и наиболее заметные из них. Новинка имела мощность 32 лошадки, развивала максимальную скорость 122 км/ч и оснащалась стандартными дисковыми тормозами на передних колёсах. Ami 8 сохранила кузова универсал и фургон, как и Ami 6, но добавила в линейку так называемый «фастбэк». Эта версия очень похожа на хэтчбек, но дверь багажника отделена от заднего стекла, что привело к её позиционированию как «фастбэк».
Последнее серьёзное изменение в Ami произошло в 1973 году, когда был представлен Super Ami. Эта версия оснащалась однолитровым четырёхцилиндровым бензиновым двигателем. Он имел 55 л.с., и мог развивать максимальную скорость 140 км/ч. Окончательный конец истории наступил в 1978 году, когда ему на смену пришла модель Visa. За семнадцать лет производства было продано 1 840 396 автомобилей, большинство из которых сошло с конвейеров во Франции. Однако Ami также производили в Аргентине, Португалии, Испании, Бельгии и даже Югославии.
Итак, какой вывод можно сделать о Citroen Ami?
Что ж, сложно сказать, поскольку публика помнит его не так позитивно, как другие модели того же периода, выпущенные французским гигантом. У него были все предпосылки обрести такой же культовый статус, как 2CV, но, пожалуй, главная проблема заключалась в том, что Ami был слишком особенным...