Старый волшебник и молодая чародейка встречаются на границе двух миров — мира чудес и мира, где чудесам больше нет места. Мерлин не просто маг, он последний хранитель старой магии, той, что ткёт ткань реальности не по законам людей, а по ритму ветра, рек и звёзд. Его глаза видят далеко вперёд, но вот беда - он не умеет предсказывать свои собственные чувства.
Моргана - юная, красивая, опасная. В её взгляде есть то, что тревожит и завораживает одновременно: жажда познания и скрытое желание разрушить того, кто стоит выше всех остальных. Она приходит к нему как ученица, но слушает лишь наполовину. Вторую половину времени она молчит и смотрит, как человек, наблюдающий за хрупким замком из песка, который ей хочется сломать ради собственного удовольствия.
В средневековых текстах Моргана (Morgan le Fay, Моргана ле Фэй) сестра или сводная сестра короля Артура, красивая и невероятно умная чародейка, обученная магии самим Мерлином.
В ранних версиях она ещё не злодейка, но постепенно в поздних хрониках (особенно у Томаса Мэлори и в поэмах Кретьена де Труа) её образ темнеет: она превращается в коварную интриганку, мечтающую уничтожить Артура и его союзников.
В самых известных вариантах (особенно в «Vulgate Cycle» и у Мэлори) Мерлин
- мудрый и добрый маг, который предан Артуру.
Моргана либо сама, либо через ученицу (часто это женщина по имени Нимуэ/Вивиан), использует сочетание чар и женской привлекательности, чтобы завлечь Мерлина.
Постепенно он влюбляется и открывает ей свои магические секреты, в том числе заклинание вечного заточения.
Моргана (или Нимуэ, в зависимости от версии) применяет это заклинание против него самого.
Мерлин оказывается заперт в хрустальном гроте, камне или магической башне, откуда не может выбраться.
В некоторых версиях он умирает там от старости, в других — остаётся жив, но полностью бессилен, лишённый возможности влиять на события.
В средневековом понимании заточение без шансов на освобождение = медленная смерть. Да и сейчас это нередко психологически влспринимается так же.
Для рыцарских романов такой финал хуже быстрой гибели: Мерлин теряет свободу, силу и возможность помогать Артуру, а Моргана получает полную побед.
Моргана движима ревностью, жаждой власти и местью. Её победа - символ падения старых идеалов.
Легенда эта насыщена метафорами, и их интересно исследовать.
Мерлин - это не просто маг, а олицетворение древнего знания, предшествующего королю Артуру и его рыцарям.
Он стоит на границе двух эпох: мира волшебства и наступающей эпохи христианских рыцарских ценностей.
Его пленение Морганой - метафора конца магической эпохи, когда древние силы уходят, а их место занимает новый порядок.
В ранних легендах Моргана она умна, образована, независима, то есть воплощает архетип “сильной независимой женщины".
В поздних версиях хронисты превращают её в опасную соблазнительницу, которая пользуется слабостью Мерлина (его чувствами) против него.
Страсть и привязанность могут обернуться ловушкой для сильного и умного человека.
Прозрачный, но непроходимый грот - иллюзия свободы. Мерлин видит мир, но не может в нём участвовать. Как рыбка в аквариуме.
Это можно пониать как метафору пленённого разума - когда человек всё понимает, но не способен действовать.
Как говорят в современно сообществе это история про оксичные отношения, где одна сторона лишает другую силы и воли, сохраняя видимость близости.
Глобально Моргана здесь - символ хаотичной, неконтролируемой природы, а Мерлин структурированного, созидательного разума. Их столкновение — это вечная драматическая борьба между между двумя началами - порядком и хаосом.