Пётр Щербаков, чьё имя нечасто украшали афиши главных ролей, тем не менее, навсегда впечатал свои образы в сердца миллионов. Его эпизодические персонажи, словно яркие мазки на живописном полотне, стали неотъемлемой частью шедевров советского кинематографа: "Гараж", "Мы из джаза", "Зимний вечер в Гаграх" – каждый из них оживал благодаря его неповторимому таланту. А кто забудет его Бубликова из "Служебного романа", этого меланхоличного созерцателя, провожающего томным взглядом вереницу длинноногих красавиц в мини-юбках? Мало кто догадывался, что за экраном актёр был столь же неравнодушен к прекрасному полу, и это увлечение не раз становилось источником серьёзных испытаний в его жизни.
Путь на подмостки: от заводского станка до театральных огней
Пётр Щербаков родился в простой рабочей семье, где труд был мерилом всего. После школы он, подобно отцу, отправился на завод ЗИЛ, где днём стоял у станка, а по вечерам грыз гранит науки в техникуме. Жизнь была полна до краёв, но даже в этом водовороте забот юноша находил время для театрального кружка при заводе. Именно сестра, опасаясь, что Пётр свернёт на кривую дорожку, привела его туда, надеясь, что сцена станет надёжным якорем от бурных уличных соблазнов. И она не ошиблась. Театр захватил его целиком, увлёк настолько, что вскоре Пётр, увидев объявление, без особых надежд подал документы в ГИТИС. Каково же было удивление этого грубоватого, необтёсанного рабочего парня, когда его приняли на актёрский факультет! Учёба оказалась захватывающим приключением, он с головой погрузился в освоение профессии, а затем на долгие три десятилетия связал свою жизнь с театром "Современник". Но, конечно, истинную народную любовь Щербаков завоевал благодаря своим киноработам.
Киношные образы и личные бури
Долгое время Щербакову доставались роли, словно вылитые из одного шаблона: то закостенелые бюрократы, то суровые военные, как, например, в "Днях Турбиных". Но в свои неполные тридцать он блистательно воплотил образ Славы Уфимцева в "Добровольцах". Эта картина, ставшая впоследствии культовой, принесла ему широкую известность. Несмотря на то, что главные роли исполняли такие гиганты, как Леонид Быков и Михаил Ульянов, персонаж Щербакова оставил мощный отпечаток в сердцах зрителей, благодаря его таланту и скрытому темпераменту. А кто не помнит заливистый смех, который вызывал незадачливый Бубликов из "Служебного романа", сначала "умирающий", а затем "воскресающий"? Его герой, несомненно, был истинным ценителем женской красоты, недаром целыми днями он с упоением наблюдал за тем, как девушки в мини-юбках порхают вверх и вниз по лестнице. Этот интерес к противоположному полу был, надо сказать, взаимным и в жизни актёра. Женщины всегда обращали внимание на обаятельного Щербакова, умеющего красиво ухаживать.
Впервые Щербаков связал себя узами брака довольно рано, увлекшись стройной балериной из Одессы. Но страсть, как это часто бывает, быстро угасла, обнажив пропасть между ними. Щербаков, всем сердцем привязанный к Москве, где была вся его жизнь, не мог и помыслить о переезде. А балерина не желала расставаться со своим любимым городом у Чёрного моря. Их пути разошлись. Второй избранницей Петра Ивановича стала Нина, женщина далёкая от мира кино, инженер по профессии. Она искренне полюбила Щербакова, заботилась о его здоровье, привозила бутерброды на съёмочную площадку и в театр. У них родился сын Андрей. Казалось, счастье было полным, но когда сыну исполнилось четыре года, Нина внезапно ушла из жизни. Этот удар оказался для актёра сокрушительным. Как вспоминал позднее его сын Андрей, отец так и не смог оправиться от потери любимой женщины. Он пытался заглушить боль всеми возможными способами: с головой уходил в работу, топил горе в алкоголе, искал утешения в мимолётных романах.
Женщины, словно мотыльки на свет, постоянно вились вокруг него. Рядом со Щербаковым всегда можно было увидеть поклонниц, многие из которых мечтали занять место ушедшей жены красивого и успешного актёра. Однажды его взгляд остановился на юной билетерше "Современника" по имени Галина. Ей было всего 23, а Щербаков был старше её на 14 лет. Артист начал красиво ухаживать за неопытной девушкой, и та вскоре поддалась его натиску. Галина переехала к Петру Ивановичу, смогла найти общий язык с его сыном, и пара даже планировала свадьбу. Но идиллия продлилась всего пару лет. Галина родила дочь Ольгу и с нетерпением ждала любимого в роддоме. Но он так и не приехал. Оказалось, что к тому времени Щербаков уже был поглощён новой страстью, которая захватила всё его существо, не оставив места для мыслей о "почти жене" и новорождённой дочери.
Последняя любовь и тени прошлого
Эту "разлучницу" звали Валентина, она была директором ресторана. Вскоре Щербаков женился на ней. Ходили слухи, что у актёра были и корыстные мотивы: Валентина зарабатывала намного больше, могла одаривать его и его сына дорогими подарками. Как бы там ни было, этот брак оказался самым крепким: Валентина оставалась рядом с актёром до последнего дня его жизни.
А вот со своей дочерью Ольгой Пётр Иванович так и не смог поговорить по душам, наладить отношения. Она иногда приходила в театр, чтобы посмотреть на отца. Он видел её в зале, но что-то не пускало его к ней. Возможно, это было чувство вины перед девушкой и её матерью. Повзрослев, Ольга выбрала профессию искусствоведа.
Сын Андрей поступил в Школу-студию МХАТ, как он сам позже признавался, без экзаменов, благодаря звонку знаменитого папы Олегу Табакову. Но Андрей жаждал самостоятельности, хотел доказать свою состоятельность без отцовского влияния. На втором курсе он отправился в Америку, стремясь проявить себя там, где никто не знал его отца. И ему это удалось – он стал звездой Бродвея! Узнав, что сын решил остаться за океаном навсегда, Щербаков был безутешен, но изменить что-либо было уже не в его силах.
В последние годы актёр чувствовал себя неважно: сердце всё чаще давало о себе знать, боли могли настигнуть прямо во время репетиции или съёмок. Он старался не обращать внимания, надеялся, что "само пройдёт". Но не прошло. Однажды ему стало плохо, и до больницы его не довезли: знаменитый "Бубликов" скончался по дороге. На похоронах собрались толпы: коллеги, друзья, поклонники. Пришла и дочь Ольга. Теперь, наконец, она могла подойти к отцу, не скрываясь, и при всех поцеловать его. А вот сын прилететь не смог. И потом он долго чувствовал себя "предателем", очень жалея, что не проводил отца в последний путь.
А вам нравился актер Петр Щербаков? Пишите свое мнение в комментариях.
☕ Мы делимся с вами самыми интересными новостями, а вы можете угостить нас виртуальной чашечкой кофе! Поддержите нас — и мы продолжим радовать вас свежими историями!