Найти в Дзене
СамолётЪ

Завтра, а, может, никогда. Нужны ли сегодня реформы российскому футболу?

Оглавление
 Коллаж СамолётЪ
Коллаж СамолётЪ

Минспорт планирует со следующего сезона ужесточить лимит на легионеров в РПЛ, ввести потолок зарплат в клубах и «единого оператора судейства». И всё это на фоне явного кризиса в ведущих клубах страны, о котором сигнализирует турнирная таблица…

Министр спорта Михаил Дегтярёв, воодушевлённый поддержкой президента и, кажется, начавшейся «оттепелью» в отношениях с международными федерациями, ставшими допускать российских атлетов на соревнования, затеял настоящую революцию в футболе. Её объектами стали три важные составляющие этого (да, в общем, и любого другого вида спорта): игроки, финансы и судьи.

Трудно сказать, что именно послужило триггером запланированных изменений. Но можно предположить, что не последнюю роль сыграли два околофутбольных скандала – громкие заявления губернатора Самарской области Вячеслава Федорищева о коррупции в среде работающих в российском футболе судей и футбольных агентов, а также уголовное дело, заведённое на владельцев и руководителей московского «Торпедо» из-за пока не доказанных в суде фактов подкупа судей, стоившее легендарному клубу места в элитном дивизионе.

Так или иначе, но Минспорт заявил о том, что РПЛ появится жёсткий лимит на легионеров, потолок зарплат и некая единая структура, которая будет заниматься судьями (их подготовкой, отбором и назначением), причём сразу во всех игровых видах спорта, похоже, без особой оглядки на специфику.

С легионерами решили просто: лимит составит 10 легионеров в заявке и не более 5 одновременно на поле. Такой формат будет действовать минимум пять лет. С сезона-2022/23 в РПЛ, напомним, действует лимит 13 легионеров + 12 доморощенных игроков в заявке, но одновременно на поле могут находиться не более восьми легионеров.

Что будет потом, не знает никто – может быть ввоз в страну иноземных футболистов и вовсе запретят, поскольку к тому времени в России будет множество молодых и талантливых игроков. Именно на их подготовку и развитие, не скрывают в министерстве, и направлена реформа.

Новый лимит немедленно вызвал скепсис в футбольном экспертном сообществе. В котором хорошо знают результаты подобных экспериментов, неизменно заканчивающихся одним и тем же – ростом зарплат российских футболистов при их почти неизбежной профессиональной деградации. Ну, просто потому, что в стране существует дефицит качественных игроков (не, конечно, они есть, но не так много, как нужно было бы для лиги) – это результат незавершённой реформы детского футбола, для которого полей по всей стране понастроили, а о тренерских кадрах – забыли.

И, кстати, первыми от ужесточения лимита на иностранцев пострадают те российские клубы, где делают ставку на качественную молодёжь. Например, московский «Локомотив», который сейчас в лидерах с почти полностью «отечественным» составом. И именно этот состав начнут немедленно «дербанить» конкуренты с введением лимита – российские игроки потребуются всем. И симпатичная команда может просто исчезнуть… При этом число российских футболистов в отечественных команда и так растёт. С введением нынешнего формата лимита в 2022 году доля игрового времени молодых россиян (до 23 лет) достигла исторических показателей (18 процентов в среднем за последние три сезона), а в национальной команде дебютировали 18 человек младше 21 года? То есть ставка на своих и так работает — клубы используют российских футболистов активнее, чем раньше.

В этом сюжете любопытно то, что одним из обоснований введения лимита министр спорта называет борьбу с алчными футбольными агентами, например, Павлом Андреевым, с которым активно борется упомянутый губернатор Федорищев. Но, как показывает практика, самые прозорливые из агентов как раз и занимаются российскими игроками. И практически все клиенты Андреева – россияне. Поэтому, получается, главные заинтересованные в ужесточении лимита лица – агент Андреев и его коллеги – поскольку их игроки будут более привлекательными на нашем рынке, агенты смогут усилить своё влияние на клубы. А любой, напоминающий топового футболиста россиянин, будет получать ещё больше денег, поскольку он в дефиците. Теряя мотивацию и квалификацию. Зачем на самом деле ему становиться лучше, бросать себе новые вызовы, ехать за рубеж, если и тут много платят?

И никакой потолок зарплат, на который уповает министр Дегтярёв, сравнивающий РПЛ с КХЛ здесь не поможет. Ну, потому что это принципиально разные по своему устройству лиги: КХЛ – закрытая структура, а РПЛ – открытая. Потолок сразу приведет к оттоку из неё игроков (в том числе российских) в другие страны. Потому что любой клуб из чемпионата без потолка предложит чуть большую зарплату - и футболист тут же уедет.

С судьями история вообще непонятная – трудно себе представить, как можно «унифицировать» и «оцифровать» некую универсальную структуру, работающую одновременно с разными игровыми видами. Но можно предположить, сколько для этого потребуется нового «начальства»…

Министр не скрывает, что столь решительные действия были намеренно разработаны без консультаций с футбольным сообществом. И без учёта того, как на столь резкое вмешательство в работу общественной (РФС) и коммерческой (РПЛ) организаций отреагируют структуры ФИФА и УЕФА, которые отлучают страны от мирового футбола и за меньшие прегрешения. А Россия вроде бы как раз хотела бы вернуться в мировые и европейские футбольные турниры…

Логику такого «ручного управления» понять сложно. Но очевидно, что она с некоторых пор получает всё большее распространение в России, причём на всех уровнях: городском, губернском, министерском. Мнение чиновника, «знающего как» в любой отрасли – от урбанистики до медицины и от образования до военного дела – становится «единственно верным», а мнения экспертов и общественности отвергаются, как «не имеющие к делу отношение». Сегодня таких «нулевых специалистов», которых всё равно, чем руководить, чаще всего называют «технократами».

Практика показывает, однако, что практически неизбежные при таком подходе «эпик фейлы» фактически остаются безнаказанными – потерпевшего неудачу начальника просто переводят на другую должность. А отдуваться (и садиться в тюрьму) приходится оперативно или заранее подобранным стрелочникам…

Быстрее всего самоуверенность и воинствующий непрофессионализм, кстати, наказываются в спорте, в футболе – в частности. Пожалуй, именно это мы сейчас наблюдаем на полях РПЛ, где «записные» (до начала сезона) гранды терпят позорные поражения под руководством людей, которых считали (и которые, вероятно, считали себя) непогрешимыми.

А теперь, после поражения 0:4 от «Краснодара» в кубке при удручающем качестве командной игры тренер московского «Динамо» (текущее 9-е место в турнире РПЛ после 4-го тура) в ответ на вопрос, сколько времени ему нужно, чтобы поставить игру, говорит в эфире «Матч ТВ»:

«Время нужно не мне, а команде, клубу нужно. Как восстановятся игроки, или приедет кто. Завтра-послезавтра? Не знаю. А, может, никогда…»

По крайней мере, честно.

Друзья, делитесь своим мнением, ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал! Только ваша поддержка позволяет нам работать.

СамолётЪ