Найти в Дзене
Издательство «Шестеренка»

Броня для горючего СВО. Почему топливозаправщикам не хватало брони

Первые дни СВО подтвердили уже известную истину — защищенность нужна не только технике переднего края, но и различным машинам тыловых служб. Штатные КамАЗы и «Уралы», на которых базируются ремонтные мастерские, эвакуаторы, операционные и другие важные элементы, не обеспечивают защиту даже от огня стрелкового оружия. Еще в большей мере это относится к машинам-топливозаправщикам, которые при таких вводных особенно уязвимы из-за нескольких тонн горючего за кабиной. Поэтому защите такой технике следует уделять особое внимание. В арсенале Вооруженных сил России находятся различные модели автотопливозаправщиков (АТЗ). Помимо современных моделей на шасси КамАЗ и «Урал», используются заправщики на базе ЗиЛ-131, КрАЗ и МАЗ. При этом о защищенности такой техники задумывались задолго до наших дней. Еще в Афганистане Советская Армия столкнулась с уязвимостью машин с горючим, которые зачастую становились приоритетной целью. По этой причине конструкторам поручили решить вопрос защищенности топливоз

Первые дни СВО подтвердили уже известную истину — защищенность нужна не только технике переднего края, но и различным машинам тыловых служб. Штатные КамАЗы и «Уралы», на которых базируются ремонтные мастерские, эвакуаторы, операционные и другие важные элементы, не обеспечивают защиту даже от огня стрелкового оружия. Еще в большей мере это относится к машинам-топливозаправщикам, которые при таких вводных особенно уязвимы из-за нескольких тонн горючего за кабиной. Поэтому защите такой технике следует уделять особое внимание.

В арсенале Вооруженных сил России находятся различные модели автотопливозаправщиков (АТЗ). Помимо современных моделей на шасси КамАЗ и «Урал», используются заправщики на базе ЗиЛ-131, КрАЗ и МАЗ. При этом о защищенности такой техники задумывались задолго до наших дней. Еще в Афганистане Советская Армия столкнулась с уязвимостью машин с горючим, которые зачастую становились приоритетной целью. По этой причине конструкторам поручили решить вопрос защищенности топливозаправщиков. Однако в металле решение не воплотили из-за вывода советских войск.

Российские топливозаправщики на шасси КрАЗ и КамАЗ, 2021 год
Российские топливозаправщики на шасси КрАЗ и КамАЗ, 2021 год

После этого стране стало не до новых разработок, но в ходе первой чеченской войны АТЗ снова оказались под атакой. В качестве ответной меры Конструкторское бюро специального машиностроения предложило несколько вариантов бронированных заправщиков. Минобороны выбрало проект на шасси боевой машины пехоты БМП-1, который назвали БТЗ-3. Гусеничный заправщик представлял собой корпус БМП-1 без башни и мест для десанта. БТЗ-3 получил резервуары для перевозки 3000 литров топлива и 100 килограммов масла, а также раздаточную систему. Одна машина использовалась в зоне боевых действий, а вторую оставили для полигонных испытаний. Считается, что бронезаправщики показали себя хорошо, однако на этой паре экземпляров история БТ3-3 по неизвестным причинам завершилась. Как бы там ни было, а гусеничная машина не сможет стать полноценной заменой автомобиля, да и защищенность БМП даже в те времена не считалась достаточной (хотя несомненно лучше с плохой защитой, чем без нее).

БТЗ-3
БТЗ-3

После этого эпизода о защите топлива снова забыли на долгие годы. Во всяком случае, массового внедрения комплектов защиты не наблюдалось. Например, на учениях военнослужащих подразделений материально-технического обеспечения армий стран ОДКБ «Эшелон-2021» КамАЗы и КрАЗы снова предстали без какого-либо бронирования. А за его внедрение принялись уже в разгар боевых действий.

Российские АТЗ на учениях «Эшелон-2021». Стоит отметить, что машина на фото получила систему РЭБ «Лесочек» (ее антенны видны над кабиной) для защиты от радиоуправляемых фугасов
Российские АТЗ на учениях «Эшелон-2021». Стоит отметить, что машина на фото получила систему РЭБ «Лесочек» (ее антенны видны над кабиной) для защиты от радиоуправляемых фугасов

Недостаток брони грузового транспорта в зоне СВО был заметен еще до «захвата» неба дронами-камикадзе, поскольку тыловые колонны иногда становились уязвимыми после отрыва от основных сил. Поэтому бойцы начали своими силами повышать защищенность машин — в ход шли стальные листы, бревна и детали от бронетехники, которые могли снизить ущерб от пуль или осколков. При этом одинаково незащищенными были как разработанные в 1960-х заправщики на базе МАЗ-500, так и новейшая техника, вроде АТЗ-12-10-63501, принятого на снабжение в 2015-м.

Попытка водителей оперативно добранировать свой КамАЗ, 2022 год
Попытка водителей оперативно добранировать свой КамАЗ, 2022 год

Однако вскоре вопросу защищенности начали уделять внимание не только «снизу». Об этом — во второй части материала.