Представляем участницу VI Международного литературного конкурса «Армянские мотивы»-2025 Татьяну Ивановну Янгайкину — российского учёного-этнолога и лингвиста, специалиста в области мордовского языкознания и этнографии, а также арменистики. Родилась Татьяна Ивановна в селе Адашево Инсарского района Мордовской АССР (ныне Республика Мордовия). В 1995 году окончила Адашевскую среднюю школу, в 2000-м — Мордовский государственный университет (Саранск), в 2001-м — профессиональное училище № 31 (Саранск). В 2004 году завершила аспирантуру Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве Мордовии.
В 2008 году защитила кандидатскую диссертацию в Марийском государственном университете на тему «Системные семантические отношения в лексике мокшанского языка». С 2011 года работает научным сотрудником в Научно-исследовательском институте гуманитарных наук, где с 2021 года занимает должность старшего научного сотрудника отдела информационно-аналитического обеспечения исследований. Ранее занималась исследованиями в отделах этнографии, этнологии и межэтнических отношений.
Ключевые научные интересы Янгайкиной включают лексику мокшанского языка, духовную и материальную культуру народа мордва, а также арменистику. Особое внимание уделяет межкультурному взаимодействию, в частности изучению армянской диаспоры в Мордовии. Кроме того, исследует творчество художника-ювелира, академика Российской академии художеств К. М. Магомедова.
Автор более 100 научных публикаций, участвовала в подготовке статей для энциклопедий «Мордовия» и «Мордовские языки». Является одним из составителей сборника «Национальное языковое строительство в мордовском крае в XX веке».
Татьяна Ивановна — участник и финалист II Международного конкурса арменоведения имени Н. Я. Марра. За научно-публицистическую работу «Армения – Мордовия: межкультурное взаимодействие и диалог культур» была награждена специальной Почётной грамотой.
В своей деятельности она продолжает изучать материальную и духовную культуру армянской диаспоры в Республике Мордовия, способствуя укреплению культурных связей и сохранению этнических традиций региона.
Очерк Татьяны Ивановны Янгайкиной, представленный на VI Международный литературный конкурс «Армянские мотивы»-2025, рассказывает о жизни и труде Ишхана Джанибеговича Чахояна — талантливого армянского мастера обувного дела, который много лет живёт и работает в Мордовии. Эта статья показывает, как важно сохранять традиционные ремёсла и передавать их из поколения в поколение.
Мы узнаём, что влияние семьи и армянских традиций сыграло большую роль в формировании характера и мировоззрения Ишхана. Его дед привил любовь к труду и уважение к старшим, что помогло будущему мастеру стать ответственным и целеустремлённым человеком. Несмотря на то, что он родился в Грузии, большую часть жизни провёл в Мордовии, где открыл собственную мастерскую и прославился ручным изготовлением качественной обуви.
Особенно интересно, что Ишхан не просто шьёт обувь — он создал свой бренд с узнаваемой маркировкой, что помогает выделиться среди других производителей. Благодаря оригинальной упаковке и индивидуальному подходу к каждому заказу, его изделия приобрели известность не только в регионе, но и далеко за его пределами.
Кроме того, Ишхан много сделал для обучения и поддержки молодых мастеров, особенно ребят из детских домов, помогая им найти своё место в жизни и освоить ремесло. Этот аспект подчёркивает его не только как умелого сапожника, но и как наставника и человека с большим сердцем.
Мастер Ишхан аккуратно сочетает армянскую культуру с местными традициями Мордовии, ведёт активную общественную деятельность, поддерживая армянскую диаспору и рассказывая о богатстве своего наследия.
Мордовские «лорды» с «поля армянских чудес» И. Д. Чахояна
Эпоха социализма дала истории много честных и преданных своему делу людей, внесших существенный вклад в становление и развитие различных сфер общественной жизни Мордовии. Таковым является Ишхан Джанибегович Чахоян — один из ярких представителей среди промысловиков в современной Мордовии. Армянин по национальности, один из членов армянского спюрка, буквально напоминает образ известного русского писателя графа Л. Н. Толстого, «научившись шить сапоги… брезентовые летние башмаки с кожаными наконечниками, в которых ходил сам целое лето…»[1].
Грузинский армянин появился на свет 12 сентября 1956 г. в г. Махарадзе, но по воле судьбы более 45 лет проживает в Мордовии. Воспитывался в строгой патриархальной армянской семье, придерживался обычаев своего рода. Русскому языку обучался в русской школе г. Махарадзе. Его дед Хачатур Саркисович Амирханян (Чахоян) с детства привил мальчику любовь к труду, почитание старших, соблюдение национальных ценностей этноса. Из мемуаров родной сестры И. Д. Чахояна Джейран узнаем: «…фамилию Амирханян дедушка Хачатур Саркисович поменял в связи с тем, что в населенном пункте, где он родился (с. Чивтали Гукасянского района Республики Армения), почти половина жителей носила фамилию Чахоян, а он не хотел быть как все, однако детям дал фамилию предков — Чахоян»[2].
По другой семейной легенде относительно фамилий Чахоян и Амирханян, из рассказа племянника Хачатура Саркисовича П. А. Чахоян[3], был в роду дед Амирхан — за основу взяли его имя, добавив суффикс -ян. Так получилась фамилия Амирханян. Суффиксы -ян, -янц, -енц, -унц, -онц, -уни в армянских фамилиях выражают родственную связь и принадлежность к определенному клану. Во многих западно-армянских фамилиях окончание -эан со временем заменилось не на -ян, а на -иан (выходит, вторая история — правдоподобнее первой).
По воспоминаниям внука, «дедушка часто приезжал погостить в Махарадзе. Его любимым занятием было клепать, подшивать, латать нашу обувку. А я с любопытством наблюдал и уже тогда во мне зародились мысли о производстве собственной обуви. Конечно, это были всего лишь грезы маленького мальчика»[4]. Состоявшийся обувщик со стажем с грустью рассказывает об этом, работая над изготовлением очередной пары модельной обуви.
В И. Д. Чахояне воплощен редкий по природе талант. Родители нарекли его титулом «Ишхан» (арм. Իշխան) — князь, владетель, представитель высшего сословия у армян. В характере юноши преобладали черты личности, отличавшие его от всех сверстников — исполнительность, наравне с ответственностью, целеустремленность и лидерские качества, которые впоследствии позволили ему войти в число первых армянских мастеров сапожных дел, живущих в столице Мордовии.
Необыкновенное дарование Ишхана явственно проявилось после переезда в г. Саранске с 1979 г., когда устроился работать обувщиком в ПО «Мордовобувьбыт». Благодаря финансовой поддержке отца, Джанибека Хачатуровича, через два года молодой армянин открывает в районе городского железнодорожного вокзала собственную ремесленную мастерскую по шитью и ремонту обуви, где все виды работ выполнял вручную. Материал для пошива обуви приобретал на кожевенных заводах страны (например, подошвы, фурнитуру — из Кирова, Костромы, Нижнего Новгорода), но предпочтение отдавал родной Армении ввиду дешевизны и соответствия качества требуемого для этого сырья.
Брендом и главным отличием армянской обуви от И. Д. Чахояна стала его оригинальная маркировка, состоящая из аббревиатуры фамилии, имени и отчества мастера «ЧИД» или «JID» в латинской версии (выжигалась печатью на стельке обуви, прикрепляемой изнутри к подошве или вкладываемой внутрь). Фамильная символика в промысловой деятельности сапожника послужила, наверное, самым верным решением красиво рассказать о личности его владельца, сделать тем самым эксклюзивную обувь более престижной, связать ее с родовым наследием мастера. Армянскому производителю нужно было как-то выделить штучный товар среди множества других изделий. Это и заставило мастера ставить на обувь высоко искусной ручной работы, заказанную по индивидуальным выкройкам, и изготовленную на колодках по размерам стопы клиента, собственный знак.
Ремесленник уделил не последнее место упаковке. Если «встречают по одежке…», то внешний вид коробки для обуви в любимом деле армянина из Мордовии, по его заключению, должен был привлечь аккуратностью и оригинальностью исполнения (привлекательность оформления упаковки движет продажу изделия на рынке потребительских товаров и услуг). По логике И. Д. Чахояна, «принципиальным вопросом было разработать индивидуальную упаковку, свой логотип на обувной коробке, чтобы повысить узнаваемость товарного знака, персонального лейбла изделия. Необычный армянский дизайн сделанной вручную обуви и сама упаковка помогают достичь и материального успеха, и морального удовлетворения от того, что ты делаешь»[5].
Индивидуальные работы мастера-обувщика можно приобрести на региональных ярмарках, выставках[6]. Сотрудники Администрации г. о. Саранск часто приглашают И. Д. Чахояна для проведения специальных мастер-классов. Понятия «ярмарка» и «выставка» часто используются как синонимы. Среди мастеров на ярмарках присутствовал и представитель из династии сапожников и обувщиков, житель Саранска и потомок древнего армянского рода — И. Д. Чахоян. Мастер в третий раз показал свои войлочные валеши — новый тренд сезона, материалом для которых, по его словам, служат грубо- (толщина 7 мм) и тонкошерстные (5 — 6 мм) войлоки, достаточно плотные, но эластичные и легкие, благодаря чему обувь приобретает теплосберегающие свойства. Эластичность и незначительный удельный вес войлока позволяют валешам свободно сгибаться в стопе и голенище, что расширяет круг их практического применения по сравнению с обычными валенками. Конструкция валеш разрабатывалась армянским сапожником с учетом получения максимума комфорта для ноги.
Брендовая обувь с логотипом «ЧИД» знакома не только жителям Мордовии. Редчайшее кустарное производство, развивающееся в республике с 1980-х гг., расширило горизонты славы в легендарной передаче Первого канала «Поле чудес» в 2003 г. Так, жительница г. Саранска Светлана Рустамова получила приглашение принять участие в популярной телеигре после отправки на капитал-шоу своего кроссворда. В музей передачи-викторины, как правило, игроки передают то, что может рассказать об их малой Родине и ее людях. До отъезда в Москву Светлана обратилась к И. Д. Чахояну с предложением сделать для Леонида Якубовича фирменные ботинки. По словам обувщика, «С большим рвением я начал моделировать обувь для звездного ведущего. Разбирая многочисленную коллекцию колодок, взор непроизвольно остановился на модели «Лорд», приобретенной на Нерехтской фабрике обувных колодок, которая производит колодки для пошива ортопедической, специальной, рабочей, повседневной и танцевальной обуви»[7]. Процесс состоял из подготовки модели, вырезки лекала, сборки деталей будущей обуви и самой ответственной фазы — затяжки на нерехтскую колодку «Лорд»[8]. Так получилась красивая пара мужских ботинок для ведущего «Поля чудес» с маркировкой «ЧИД».
В 23 (639) выпуске (11.06.2003 г.) телезрители встретились со Светланой Рустамовой в составе второй группы участников программы. Скромно, с застенчивой улыбкой на лице, в историю о мордовских «лордах» с «поля армянских чудес» И. Д. Чахоян добавил: «Презент для музея был уместен, вписывался в тему игры, связанную с изобретениями. Выполненное моими руками изобретение подошло для этого очень кстати»[9]. С тех пор мордовские «лорды» армянского умельца занимают видное место среди экспонатов музея «Поля чудес».
Яркой, незабываемой страницей в жизни уважаемого мастера стал также следующий случай. Процитируем для этого И. Д. Чахояна: «Примерно в 2003 — 2004 гг. мне посчастливилось познакомиться с легендарным актером А. Б. Джигарханяном (приходилось часто бывать по делам бизнеса в Москве, останавливаться в фешенебельном отеле „Советский“). Друзья предложили мне „столкнуться“ там с великим Арменом Борисовичем, что и случилось. Спустя годы, в 2008 г., Великий мэтр был на гастролях у нас в Саранске. Через секретаря актера мне удалось договориться о личной встрече с ним. Заранее меня уведомили, что Армен Джигарханян уделит мне пару минут, когда будет направляться с номера гостиницы „Саранск“ в театр. Я подождал звездного армянина внизу фойе отеля. Спускаясь по лестнице и широко улыбаясь, Армен Борисович распахнул руки для объятий, когда шел ко мне на встречу. Напевал он известную песню Араика Бабаджаняна„Галис ес“ („Ты идешь“).
Всё в тебе живёт, сияет и поёт,
и в тебе играет сто огней.
Ах, никто на белом свете не поймёт,
в чем секрет души моей.
То колдуешь, не горюешь никогда,
то улыбку даришь мне, дразня,
То с дружком моим танцуешь, вот беда,
и не смотришь на меня.
Припев:
Галисес, Галисес, ты идёшь,
песенку весело ты поёшь.
Хлопают, кажется, сто ладош,
сердце так стучит моё.
Отчего меня ты губишь, для чего,
видишь я сгораю как во сне.
Ах, никто меня не любит, ах, никто.
ты вчера сказала мне.
Ты лукава, ты забава без прикрас,
ну, скажи, к чему весь этот смех.
Я тебе писал недавно в сотый раз,
что люблю тебя на век…
Я преподнес ему собственноручно сшитую обувь. Встреча оставила в моей душе неизгладимое теплое чувство на всю оставшуюся жизнь…»[10].
Сегодня сложно найти учебное заведение, где готовят профессионалов по ремонту обуви. В случае с Ишханом Джанибеговичем сапожники осваивали ремесло у наставников обувных фабрик или комбинатов бытового обслуживания. Первые «азы» по ремонту обуви он получил в детстве, но закрепил их, когда работал обувщиком в ПО «Мордовобувьбыт».
Удивительной историей о судьбе Александра Зотова поделился наш собеседник: «Шурик, которого иногда по-отцовски я зову его Клёпой (потому что научился быстро клепать — уточняет И. Д. Чахоян), был сиротой при живых родителях, и шел по плохому пути, сдружился не с мальчишками со двора, которые играли в „войнушку“,… Родители долго мучились с любимым чадом, лупили ремнем за мелкие шалости, но за воровство булочек с магазина у мамы совершенно опустились руки и она передала маленького Санечку в дом-интернат для перевоспитания»[11]. Нелегкая судьба 9-летнего мальчика Ардатовского Дома-интерната напоминала чеховского героя Ваньку Жукова, отданного сапожнику на обучение. Однако Александру Зотову повезло, и он случайно встретил не «жестокого Аляхина», а Ишхана Джанибеговича, перевернувшего его последующую жизнь и судьбу (родной старший брат Александра Зотова — Евгений — дружил с его сыном Ашотом). Армянский обувщик в своей мастерской в райцентре Атяшева как-то навестил вместе с Ашотом и Женей Сашу, которого к тому времени перевели в Шейн-Майданский Дом-интернат Атяшевского района Мордовии. После этого все праздники и школьные каникулы мальчик проводил в семье Чахояна.
К сожалению, большинство выпускников детских интернатных учреждений не могут успешно социализироваться и решать самые простые жизненные проблемы без поддержки взрослых. Но вчерашнему выпускнику детдома Саше Зотову повезло, он оказался на попечении И. Д. Чахояна и от него «научился многому — всему, в том числе замене колодок, подошвы, набоек» — делится впечатлениями подопечный воспитанник[12].
Состоявшиеся ремонтники-мастера обувного дела, которых десятки человек, признательны педагогу и наставнику И. Д. Чахояну. Ежегодно 26 ноября, в Международный День сапожника, они поздравляют и добрыми словами благодарят любимого учителя за терпение, советы, наставничество.
Несмотря на почтенный возраст, армянский мастер кожевенных и войлочных дел успешно конкурирует с современными механизированными фабриками по изготовлению и ремонту обуви. Дополняя образ основателя незаурядного армянского сапожного кустарничества, добавим: проживающий почти пол века в Мордовии обувщик в третьем поколении И. Д. Чахоян является также знатным в регионе общественным деятелем. Будучи одним из организаторов и участником Регионального отделения Общероссийской общественной организации «Союз армян России» в Республике Мордовия, он ведет оригинальную летопись диалога двух аутентичных культур — армянской и мордовской, соединяющих полотна прошлого и настоящего двух этносов, чтобы передать типично национальные черты, ценности семейственности и традиционализма поколениям XXI в. Старейший представитель общины, почетный ремесленник и самородок И. Д. Чахоян в настоящее время решает на уровне региона, в котором проживает, актуальные проблемы армянской диаспоры.
Другими словами, на биографическом примере И. Д. Чахояна можно показать целый ряд элементов, из которых складывается успешная модель деятельности мастера традиционного ремесла. Во-первых, реализация процесса формирования его личности в традициях армянской культуры, активное взаимодействие с которой способствовало становлению этнической идентичности и присущего ей мировоззрения, воспитало трудолюбивого человека в духе уважения к наследию предков. Положительные личные качества и предприимчиво-устойчивые социальные корни, основанные на принципах созидания, выступили следующим гарантом успеха И. Д. Чахояна. Не менее значимым моментом в становлении мастерства армянина как самостоятельного ремесленника оказались известность и уважение в зрелые годы, со временем укрепивших его финансовую устойчивость, авторитет профессионала и статусность в многоликом интернациональном сообществе Республики Мордовия, а, следовательно, повысивших уровень его адаптации к бурным социально-экономическим изменениям в иноязычной и инокультурной среде проживания.
Являясь субъектом современных экономических отношений, сегодняшний умелец также должен обладать предприимчивостью, знанием рыночной конъюнктуры и, хотя бы на интуитивном уровне разбираться в основах маркетинговой деятельности (именно грамотное оформление упаковки, разработка маркировки и иных приемов, вплоть до демонстрации продукции на популярном всероссийском вечернем телешоу, помогли И. Д. Чахояну закрепить имеющийся у него профессиональный успех). Высокое мастерство предполагает обязательную передачу навыков и знаний следующим умельцам с целью преобразования личного опыта в нематериальное наследие, актуальное в деле сохранения национальной культуры в целом.
Напоминаем, что работы участников конкурса, набравшие наибольшее количество откликов
- на Telegram-канале ДИАЛОГа https://t.me/dialogorg
- на странице ДИАЛОГа в Дзен https://dzen.ru/dialogarmrus
получат Приз читательских симпатий конкурса. Если Вам понравились стихи, проголосуйте или поделитесь мнением.
[1] Янгайкина Т. И. Музей раритетных швейных и машинок в кустарном промысле И.Д. Чахояна/ Музей и проблемы культурного туризма. Материалы двадцать второго Круглого стола. 4 – 5 апреля 2024, Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург. — 2024. — С. 260.
[2] ПМА: Чахоян Джейран Джанибеговна, 1959 г. р., г. Махарадзе Грузинской ССР (запись 2021 г.).
[3] ПМА: Чахоян Петрос Артаваздович, 1951 г. р., г. Гюмри Армянской ССР (запись 2023 г.).
[4] ПМА: Чахоян Ишхан Джанибегович, 1956 г. р., г. Махарадзе Грузинской ССР (запись 2021 г.).
[5] ПМА: Чахоян И. Д...
[6] Янгайкина Т. И. Региональная ярмарка народного мастерства как площадка для обмена опытом в условиях пандемии // Национальное культурное наследие России: Региональный аспект : Материалы IX Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. (Самара, 14 – 15 мая 2021 г.). — Самара : Самарский гос. ин-т культуры, 2021. — С. 145.
[7] ПМА: Чахоян И. Д...
[8] Обувная колодка «Лорд» производства Нерехтского завода деревянных и пластмассовых формованных изделий, ныне ООО «Созвездие» (Россия, Костромская область, г. Нерехта).
[9] ПМА: Чахоян И. Д...
[10] ПМА: Чахоян И.Д…
[11] Там же.
[12] ПМА: Зотов Александр Владимирович 21.12.1983 г. р., г. Саранск Республики Мордовия (запись 2023 г.).