Военное кладбище Форт Ричардсон
Девять белых плит с надписью USSR Air Force. Под ними советские лётчики, которые ценой жизни перегоняли через Аляску самолёты ленд-лиза для Победы. Их машины летели к Сталинграду и Курску, а они остались здесь среди туманов и сосен.
15 агуста ожидается встреча президентов России и США на базе Joint Base Elmendorf–Richardson в Анкоридже, там же находится военное кладбище Форт Ричардсон с девятью советскими могилами. Случайность? Или память о том, что дружба между нашими странами когда-то проходила через холодное небо Аляски?
АЛСИБ
То, что привело девятерых советских лётчиков на кладбище Форт Ричардсон, называлось просто и сухо ALSIB, Alaska–Siberia Air Route, Аляско-Сибирская трасса. Но за этими буквами дорога длиной в почти шесть с половиной тысяч километров, пролегавшая через горы, тундру, лёд и штормы.
Маршрут начинался в Фэрбанксе, шёл через Ном, пересекал Берингов пролив к Уэлькалю на Чукотке, дальше Сеймчан, Якутск, Киренск и, наконец, Красноярск. Именно здесь тысячи самолётов, полученных по ленд-лизу, становились частью Красной армии.
Всего по этой трассе перегнали около 8 тысяч машин от «Аэрокобр» и «Киттихоков» до транспортных «Дакот». Самолёты летели к Сталинграду, Курску, Берлину. А пилоты…вместе с ними.
Каждый перелёт был испытанием, и аварии случались регулярно. Иногда машину удавалось спасти, иногда нет. На трассе существовало неписаное правило: «лучше потерять самолёт, чем пилота». Но реальность была суровее: слишком часто теряли и то, и другое.
И те девять, что покоятся в Анкоридже, лишь малая часть этой цены. Их подвиг был не в бою, а в пути. В пути, который был не менее важен, чем любая битва.
Девять могил в Анкоридже
Почему именно здесь, на чужой земле, остались имена советских авиаторов? Ответ в самой логике трассы АЛСИБ.
Первые участки для советских экипажей начинались на Ladd Field (Фэрбанкc), официальной точке передачи самолётов. Анкоридж оставался ключевым узлом маршрута. Но прежде чем самолёт пересекал Берингов пролив, его ждали суровые испытания: морозы, метели, обледенение…
Морозы доходили до –50 °C. Металл «дубел» на глазах, приборы отказывали, пальцы примерзали к ручкам управления. У пилотов не было ни радаров, ни надёжных карт — летели по линиям рек или гребням гор, почти «на ощупь».
Именно на этом первом участке трагедии случались чаще всего. Самолёт мог потерять управление на взлёте, не набрать высоту, врезаться в сопку или замёрзнуть в воздухе.
Так погибли лейтенанты Иван Савинкин и Абубакир Нуриев, когда их машины разбились при перелётах с американских баз. В другом рейсе не вернулся Николай Муравьёв, ещё один молодой пилот. Здесь же нашли последний приют Моисеев, Щекачихин и их товарищи. Девять имён, девять судеб, которые закончились не в бою, а в пути.
Всего по АЛСИБу перегнали почти 8 000 самолётов от P-39 и P-63 до B-25, A-20 и C-47. По разным оценкам, в Северной Америке разбилось не менее 133 самолётов, а на советской стороне 44–81. Точные цифры расходятся, но масштаб риска не вызывает сомнений.
Всего же за годы работы трассы АЛСИБ погибло около 114 человек. И лётчики, и инженеры, и техники. Для каждого перелёта это был риск, а для многих — последний полёт.
Девять из них покоятся здесь, в Анкоридже, на военном кладбище Форт Ричардсон. Простые белые плиты с надписью «USSR Air Force» стоят рядом с могилами американских солдат. Этот уголок тундровой земли хранит память о том, какой ценой строился воздушный мост между союзниками.
Событие
Президенты двух стран встречаются рядом с этими плитами. Можно спорить о политике, но отрицать одно невозможно: дорога под названием АЛСИБ была построена вместе. И если история чему-то учит, то только вот чему: самые прочные мосты возводятся не из камня, а из доверия и памяти.
А вы как думаете: девять плит в Анкоридже: это лишь страница прошлого или ещё и ориентир для будущего?