Я уверена, что старые фильмы пересматривать полезно в любом случае. Будь то шедевр или проходная кинолента. Полезно, потому что время, как луч рентгена, неизбежно выявляет в фильме нечто очень важное, над чем призадуматься можно.
Вот, например, пересмотрела я недавно киноленту Рижской киностудии 1987г. «Фотография с женщиной и диким кабаном».
Пересмотрела и вспомнила, как критики когда-то изрядно прошлись по этому фильму. Дескать, пошлость одна – да и только. Наличие откровенных сцен. Эпатаж. Герои один циничнее другого. И, вообще, интрига какая-то несоветская. Буржуазная атмосфера во всем так и сквозит. Оскал бездушного капитализма. В общем, бездарный фильмец.
Не удержусь, приведу высказывание одного из киноведов конца 80-х.
«Помесь детектива с мелодрамой плюс элементы эротического эпатажа. … история в духе Агаты Кристи, где в убийстве подозреваются чуть ли не все герои, где на первый план выходит атмосфера неизвестности. В "Фотографии с женщиной и диким кабаном" чего только нет: видения, сны, обнаженные манекенщицы, просмотры порно на домашнем видео... Авторы дают нам понять, что знакомы с приемами так называемого современного киноязыка. Увы, все это из вторых рук, все слишком претенциозно и манерно, чтобы быть по-настоящему интересным».
Критиков, пожалуй, можно понять. Идейная закваска у них – пуританско-советская.
И все же, считаю, что фильм «Фотография с женщиной и диким кабаном» не надо уж так строго судить. Не такой он и безнадежный.
Но вначале о сюжете.
Убит модный фотохудожник Рудольф. Выясняется, что накануне убийства фотограф поссорился со своим соседом Карлисом – инвалидом-колясочником, который и признается в совершении убийства. Однако по ходу следствия становится понятно, что он оговорил себя. Следователь уверен: ключ к разгадке – найденный в фотоархиве Рудольфа снимок некоей вызывающе раскованной красавицы…
Современный пресыщенный зритель, конечно, скажет, что интрига так себе. Сколько подобного уже было на экране.
Однако «Фотография с женщиной и диким кабаном» – это и не вполне детектив. Остросюжетная составляющая, скорее, повод поговорить о другом. Прежде всего, о проблемах морально-этического порядка, о человеческих типажах, наконец.
А типажи все колоритные. И, по преимуществу, малоприятные, с ущербинкой какой-то.
Вот главный виновник торжества, как говорится. Жертва. Фотохудожник Рудольф. Самоуверенный и наглый. Беззастенчиво циничный прожигатель жизни. Хоть и жертва он, а такого не жаль. Кстати, играет этого художника весьма красивый, но тоже весьма неприятный (на мой взгляд) актер Петерис Гаудиньш. Он еще Айвенго в незабвенном фильме Сергея Тарасова изображал.
Настоящая вишенка на торт – главный женский персонаж. Юдита в исполнении шикарной кинокрасавицы позднесоветсткого кино Мирдзы Мартинсоне. Этакая эгоистичная стерва и роковая красавица. В то же время персонаж нестандартный. Ведь Юдита – учительница все же. И, казалось, негоже ей так себя вести. Позировать в чем мать родила симпатичному молодому фотографу….
Супруг Юдиты, – вообще, настоящая шкатулочка с секретом. Этот Зигурдс, вроде, нелепый растяпа, серенькая личность, подкаблучник своей легкомысленной жены. А на деле…. В общем, самая, пожалуй, неожиданная и уж точна одна из лучших ролей Ивара Калныньша.
Есть и два положительных персонажа. Тоже яркие весьма.
Главный из них – инвалид Карлис, потерявший здоровье на афганской войне. Будучи натурой прямолинейной и честной, он не скрывает своего презрения к циничному и развратному Рудольфу-фотографу. А еще у него есть сердечная тайна: он безответно любит бывшую свою учительницу, шальную и бесстыдную Юдиту.
А еще есть молодой следователь прокуратуры, бывший сослуживец Карлиса. Вот он-то и сомневается в виновности парня. И хочет дойти до самой сути. Отыскать настоящего убийцу.
Но самое главное в фильме «Фотография с женщиной и диким кабаном» даже не все это.
Лично я и сейчас, спустя годы, удивляюсь насколько это атмосферная кинолента. Меланхоличный прибалтийский антураж, какая-то истеричная раскованность персонажей, витающая в воздухе обреченность – все это предтеча грядущего хаоса и вседозволенности 90-х. Предвкушение всеобщего распада. А еще и снят фильм в каких-то полуразмытых тонах, что вызывает гнетущее чувство ограниченности, неприятное ощущение клаустрофобии.
В общем, веселого мало. Но из песни, как говорится, слов не выкинешь.
Как всегда жду с интересом ваших мнений, дорогие читатели.
Фото из открытых источников интернет.
Фотоколлаж авторский.