Найти в Дзене

Дуэли в середине XX века

1938 год, Париж. На поединке чести встретились двое известных драматургов: Анри Бернштейн и Эдуар Пуаре. Первый возглавлял Théâtre du Gymnase Marie-Bell, второй был главным администратором «Комеди Франсэз». Надо ли объяснять, что их дуэль не могла не стать театральным действом и прошла в присутствии журналистов? «При словах: «Allez, messieurs!» («Сходитесь, господа!») месье Бурде, не щадя себя, устремился в атаку. Месье Бернстейн поначалу придерживался исключительно оборонительной тактики, не сдавая, однако, позиций и словно бы прощупывая противника. Через три минуты все выглядело так, словно бы и тот и другой добились туше, и месье Рено дал сигнал остановки, чтобы потрафить себе и посмотреть, не было ли ран. Нет-нет, ран не было. Месье Бернстейн, которому было 62 года, посидел немного, дымя испарениями, а тем временем месье Бурде прохаживался туда-сюда в обществе одного из секундантов — месье Пьера Бенуа. Когда бой возобновился, месье Бурде вновь атаковал и дважды, казалось, приблизил

1938 год, Париж. На поединке чести встретились двое известных драматургов: Анри Бернштейн и Эдуар Пуаре. Первый возглавлял Théâtre du Gymnase Marie-Bell, второй был главным администратором «Комеди Франсэз». Надо ли объяснять, что их дуэль не могла не стать театральным действом и прошла в присутствии журналистов?

«При словах: «Allez, messieurs!» («Сходитесь, господа!») месье Бурде, не щадя себя, устремился в атаку. Месье Бернстейн поначалу придерживался исключительно оборонительной тактики, не сдавая, однако, позиций и словно бы прощупывая противника. Через три минуты все выглядело так, словно бы и тот и другой добились туше, и месье Рено дал сигнал остановки, чтобы потрафить себе и посмотреть, не было ли ран. Нет-нет, ран не было. Месье Бернстейн, которому было 62 года, посидел немного, дымя испарениями, а тем временем месье Бурде прохаживался туда-сюда в обществе одного из секундантов — месье Пьера Бенуа.
Когда бой возобновился, месье Бурде вновь атаковал и дважды, казалось, приблизился к тому, чтобы ранить месье Бернстейна — сначала в руку, а потом в грудь. Месье Бернстейн продолжал держать оборону и начал все более энергично отвечать. Месье Бурде немного отступил, но потом бурно пошел вперед, на сей раз работая уровнем ниже (то есть целя ниже. — Пер.), месье Бернстейн парировал выпады épée оппонента, высвободил собственное оружие из блока и ранил его (соперника) встречным ударом.
Доктор тотчас же закричал: «Стоп!» — и, осмотрев рану, принялся настаивать на прекращении дуэли, несмотря на возражения месье Бурде. Кончик оружия прошел до кости руки. Месье Бурде проследовал к своей машине, не надев плаща. Собравшимся на входе в сад журналистам месье Бернстейн сказал: «Пожалуйста, не поздравляйте меня. Я надеюсь, мой оппонент ранен несерьезно». Весь поединок, включая и перерыв, продолжался девять минут».

Опаснее было в соседней Германии, где в 1936 году внесли специальные поправки в Уголовный кодекс, дав офицерам право «защищать свою честь с оружием в руках».

В октябре 1937 году в окрестностях Берлина дрались на дуэли два офицера СС. Дуэль была на пистолетах. Суд чести предписал стреляться на малой дистанции и сделать до трех выстрелов. Эсэсовец Рональд Штрунк выстрелил первым... и промазал. Промах стоил жизни: пуля противника попала Штрунку в живот, через несколько дней дуэлянт скончался.

В Италии участником дуэли был не кто иной, как Муссолини. Правда, еще до прихода к власти. Дело было в 1921 году. Противником главного фашиста оказался редактор одной из римских газет сеньор Чиккотти. Встреча была назначена на вилле близ Ливорно. Однако в дело вмешалась полиция!

Что ж? Поединщики не растерялись и закрылись изнутри и долго выясняли отношения на шпагах, пока блюстители порядка ломились в двери. Будущий дуче вышел победителем, ранив своего противника.

В Польше несколькими годами позже маршал Пилсудский получил вызов на дуэль от генерала Щептицкого, но вызова не принял. Генерал должен был подать в отставку.

1920 год. Начало статьи New York Times о дуэли со смертельным исходом
1920 год. Начало статьи New York Times о дуэли со смертельным исходом

Нередки были дуэли и на Южноамериканском континенте. В апреле 1920 года экс-президент Уругвая Хосе Батлье-и-Ордоньес вызвал на поединок журналиста Вашингтона Бельтрана из-за обвинений в коррупции. Стрелялись на дуэльных пистолетах с дистанции 25 шагов, и оба промахнулись. Однако дуэлянты не пошли на примирение, решили стрелять дальше.

Результат: журналист погиб, экс-президент попал под стражу. Что, впрочем, не мешало ему было выйти на свободу и продолжать политическую карьеру. Что интересно, сын убитого позднее тоже стал одним из ведущих политиков Уругвая.

Резюме. Дуэль во многих странах Запада вовсе не исчезала после Первой мировой войны и даже приводила к человеческим жертвам. Древний обычай был «убит» не Первой, но Второй мировой войной. Лишь с 1940-х поединки чести практически исчезли (или превратились в фарс).

Довольно неожиданно?

Если понравилась статья, поставьте лайк, тогда ее увидят больше читателей! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить другие материалы.