Как известно, в советское время пикапов на базе легковых автомобилей производилось много. В Ижевске серийно выпускался Иж-2715. Из старых легковых таксомоторов ГАЗ-М20, ГАЗ-М21 и ГАЗ-24 пикапы делали в процессе капитального ремонта на авторемзаводах. ВАЗ делал пикапы из «Жигулей» для нужд собственного производства.
До недавнего времени считалось, что пикапы на базе автомобилей ЗАЗ тоже делались только для нужд АвтоЗАЗа для работы на заводе в качестве вспомогательного транспорта. Как оказалось, это не так.
Как правило, такие автомобили выпускались в единичных экземплярах. Исключение составил пикап на базе автомобиля ЗАЗ-968М. История его производства очень интересна.
К 1985 году ЗАЗ полностью был готов к началу серийного производства легкового автомобиля особо малого класса с кузовом типа «хетчбэк» ЗАЗ-1102 «Таврия» вместо устаревшей модели ЗАЗ-968М. Техническое задание на разработку «Таврии» от Минавтопрома СССР было получено заводчанами ещё в 1978 году.
За пару лет до этого были попытки собирать «Таврию» на главном конвейере завода. Целью этого эксперимента было выяснить, пройдёт ли новый кузов по всем постам и участкам или нет? По итогам эксперимента пришли к выводу, что существующий конвейер не очень подходит для сборки новой модели. Поэтому, руководство завода подало заявку в министерство автомобильной промышленности СССР на финансирование подготовки нового производства. Одновременно на заводе началось строительство нового корпуса для сборки «Таврий».
Однако с финансированием оказалось не всё так просто. В середине 80-х годов оно шло преимущественно на освоение новых переднеприводных моделей ВАЗа. Заявка Запорожского автозавода практически совпала по времени с публикацией открытого письма работников АЗЛК Генеральному секретарю ЦК КПСС М.С. Горбачёву, в котором, в общих чертах говорилось, что работникам завода надоело выпускать старьё, и они хотели бы сосредоточиться на выпуске новинки, тоже переднеприводного автомобиля АЗЛК-2141 «Алеко». И для этого завод просит дополнительное финансирование. Руководство Минавтопрома, по-видимому, боясь административных мер, направило деньги на «Москвич», оставив запорожцев на голодной диете. При этом перед автозаводом была поставлена новая задача – снизить себестоимость «Таврии» с 1500 до 1000 рублей. И это при планируемой розничной цене в 5100 рублей! Деньги на дотации для продуктов питания, медикаментов, детской одежды и других товаров первой необходимости брать где-то надо было. И их брали в том числе из сверхнаценки на легковые автомобили для населения.
При этом, кто помнит те времена, после подорожания в 1978 году, в начале восьмидесятых годов сильно упал спрос на автомобили ЗАЗ-968М, Иж-412ИЭ и Москвич-2140. Да так, что в 1983 году на целый ряд машин пришлось снижать розничные цены. И очень значительно. Например, цена на ЗАЗ-968М снизилась с 5600 до 3500 рублей! Кроме того, предусматривалась еще и рассрочка платежей – что несомненно оживило продажу этих моделей. При этом у ЗАЗа было ещё одно подспорье: приличная часть 968-х шла в Собесы для ветеранов войны и инвалидов. Так что проблема со сбытом у завода была на время, но решена.
Как уже было сказано выше, на заводе с середины шестидесятых годов как внутренний транспорт использовались пикапы собственного производства, которые делали из некондиции штамповочного производства, отбракованной ОТК. Внутри завода работали два варианта таких машин: удлинённые, на которые за кабиной можно было ставить на специальные балки сваренный пустой кузов «Запорожца», и обычные.
У обычного пикапа отрезалась задняя часть крыши кабины с задними стойками, убиралось заднее сиденье, и за передними сиденьями приваривалась задняя стенка с окном. Образовавшееся пространство, обваренное для жесткости трубой или уголком, и служило грузовым отсеком.
Первые серийные «Таврии» сошли с конвейера 18 ноября 1987 года.
Чем дальше шагала к распаду Советского Союза перестройка, тем меньше был спрос на ЗАЗ-968М. Собес снижал закупки так как ветеранов становилось всё меньше. Да и финансовый кризис в стране проявлял себя всё более отчётливо. Вот тогда в руководстве АвтоЗАЗа и появилась идея поставить на конвейер тот пикап, который ранее делали для собственных нужд. Благо конструкционные отличия были минимальны. Почему его? Да потому что из-за конструкционных особенностей ничего другого из Запорожца без существенных переделок сделать было невозможно. Для фургонов, универсалов и пикапов с задним откидным бортом очень мешал «высокий» двигатель, расположенный сзади.
Новая модификация получила название ЗАЗ-968МП. В 1990 году пикапы поставили на конвейер, но производилось их немного, буквально несколько штук в смену. При сменном плане в 286 автомобилей 968-й модели.
Новинку – пикап 968МП стали покупать охотно. В первую очередь коммунальные службы и торговля вместо грузовых мотоциклов с колясками и мотороллеров. Возили в них баллоны для газосварки, кабели и прочую мелочь. Когда в начале девяностых годов с деньгами в стране стало совсем плохо, пикапами рассчитывались с поставщиками по бартеру.
Большими минусами ЗАЗ-968МП были: небольшая грузоподъёмность и высокие борта, через которые было неудобно осуществлять погрузку и разгрузку.
В 1994 году выпуск «Жужиков» был прекращён, а вместе с ним прекратился и выпуск пикапов.
По воспоминаниям ветеранов Запорожского автозавода, выпуск ЗАЗ-968МП, как и продолжение выпуска его родителя – ЗАЗ-968М был вынужденной мерой в процессе перехода на «Таврию». И если бы производство «Таврий» началось, как и было запланировано, в 1985 году, то о «Запорожцах» к 1990 году на заводе совсем бы забыли, и никакого ЗАЗ-968МП не было и в помине. По сути, пикап ЗАЗ-968МП – это попытка завода хоть как-то разнообразить ассортимент выпускаемой продукции и сохранить коллектив до полного перехода на производство «Таврии».
Ещё любопытный нюанс: к 1994 году себестоимость производства «Таврии» была ниже, чем себестоимость ЗАЗ-968М, а тем более МП.
Точных данных по общему количеству выпущенных ЗАЗ-968МП нет. По данным сайта Игоря Денисовца, их было выпущено примерно 2500 штук.
При перепечатке ссылка на канал обязательна.
Спасибо за внимание.