Здравствуйте! Мы с вами уже знакомились с мавками, разговаривали про Кострому и Купалу, и вообще успели хорошенько окунуться в славянскую мифологию. Но поверьте, в этом озере знаний дна всё ещё не видно. Сегодня мы нырнём чуть глубже — и наткнёмся на очень загадочного персонажа. Его зовут Осынавец. Кто он? Демон, чертёнок, дух леса? Сейчас разберёмся.
Кто такой Осынавец?
Итак, перед нами — персонаж гуцульского фольклора. Это одна из самых живых и ярких фигур, хотя и довольно малоизвестная. Но от этого не менее интересная.
Осына́вец, или просто осына́, — не совсем классический чёрт, но что-то очень близкое. Его облик зависит от рассказчика: кто-то говорит, что он выглядит как обычный парень или старичок — только маленький, с мальчишку ростом. Другие описывают его как нечто среднее между козлом, бараном и аистом: закрученные рога, коровий хвост, козлиная бородка и... аистиные крылья. Представили?
А ещё он умеет обращаться в кого угодно — хоть в человека, хоть в зверя. Единственное исключение — собака. Вот уж кто действительно не поддаётся никаким иллюзиям. Считалось, что собака не умеет лгать — поэтому и не может быть обманута или подменена осынавцем.
Где обитает и чем занимается
Осынавец, в отличие от привычных чёртов, не прячется в преисподней. Нет-нет. Его царство — это леса и горы. Там он и живёт — один или, чаще всего, в компании мавок. Те самые, что пляшут на лесных полянах в русальную неделю. А наш герой — кто бы вы думали? Музыкант! Именно он играет на дутке (это такая своеобразная флейта или пищалка), пока мавки закручивают свои мистические хороводы.
Кстати, дутка осынавца — отдельный магический элемент. В некоторых легендах она обладает гипнотическим воздействием, способна усыпить, заколдовать или заманить путника в чащу. Или даже в топь.
Немного о происхождении
Если вам показалось, что осынавец — просто такая местная разновидность лешего или чёрта, вы правы… но только частично. Гуцулы (а это — западная Украина, Карпаты) верили, что эти существа появляются на свет не просто так. А из… яйца. Причём не куриного в обычном понимании, а особого, мистического.
Считалось, что если курица снесёт яйцо в день Благовещения (а это весной), и кто-то решит не класть его в гнездо, а выносить под левой мышкой в течение девяти суток — из него вылупится осынавец. Логично, что все суеверные хозяйки в этот день помечали такие яйца углём и либо отдавали нищим, либо выкидывали в реку. Мало ли.
А почему именно «осынавец»?
Вот тут всё ещё интереснее. Кажется, название связано с осиной — тем самым деревом, на котором, как считалось, повесился Иуда. Да и вообще осина считалась проклятым растением. Не зря же осиновый кол использовался против вампиров и прочей нечисти.
Но есть и другая версия — куда более изящная. Согласно лингвисту Н.И. Зубову, слово "осынавец" пошло вовсе не от осины. А от осоки — болотного растения. И вот тут всё встаёт на свои места: болотные духи, таящиеся в осоке, — звучит логично. Особенно если учесть, что в украинских говорах осина и осока иногда назывались одним и тем же словом — "осика".
Получается, осынавец — это «тот, кто в осоке живёт». И да, даже если он не выходит на охоту, всегда где-то рядом — в тенистой чаще, в тумане у болота, в ночном шелесте трав.
Почему его так боятся?
Во-первых, потому что он — дух. А духи, как известно, любят шалости. Особенно над теми, кто гуляет по лесу без уважительной причины.
Во-вторых, осынавец не просто пугает. Он может завести путника в чащу, закружить дорогами, так что даже свои следы не узнаешь. Считалось, что если услышишь в лесу странную флейту — нужно бежать прочь. Это значит, мавки танцуют, а осынавец играет — и если ты туда попадёшь, то назад уже не выйдешь.
А ещё — табу на имя. Имя этой нечисти нельзя было произносить вслух. Мол, назовёшь — и он тут как тут. Так что в ходу были замены: "он", "тот самый", "лесной", "маленький", "с хвостиком"... или вот — "осынавец". Такое вроде бы нейтральное, но всё понимают, о ком речь.
Осынавец и магия
Говорят, его можно призвать. Но только если очень захотеть. Некоторые колдуны и ведьмы делали это специально — ради знаний, силы или помощи в чём-то тёмном. Однако платой за такое сотрудничество была душа. Или, в лучшем случае, безумие.
Иногда осынавец может и сам прийти — если его позвали случайно. Например, шутки ради назвали в лесу имя нечистой силы. Или сплели венок и забыли оставить жертву. Вот тогда и появляется он — с дуткой, с крыльями, с ухмылкой.
А есть ли у него слабости?
Говорят, не переносит ладан и колокольный звон. Ну и, конечно, собаки — они сразу чувствуют его приближение и начинают выть или лаять. Ещё можно приколоть к одежде иглу — от нечисти вообще это хороший оберег. Или носить с собой сухую полынь — тоже помогает.
А если уж совсем по классике — читать молитву или заговор. Вот только в гуцульском фольклоре даже с этим не всё так просто: бывали случаи, когда осынавец лишь смеялся в ответ.
Чем он отличается от других чёртов?
Тем, что умеет казаться своим. Может обмануть, заговорить, втереться в доверие. Его можно принять за старика в лесу или мальчишку у речки. За музыканта в народном костюме. За пастуха, играющего на дудке. Вот только запах от него будет неестественный — болотный, гнилой.
Да и тень его может быть не на месте. Или вовсе исчезнуть. А может, у него копыта под сапогами, а может — аистиные крылья торчат из-за спины. Так что будьте внимательны.
Вот такой он, осынавец — маленький, но очень опасный. Вроде бы безобидный лесной житель, а на деле — демон, мастер обмана и спутник мавок. Кто-то скажет — сказки, а кто-то в детстве видел венок на болоте и слышал далёкую дудку...
Верить или не верить — решать вам. Но, как говорится, лучше в лесу имя его не произносить. Мало ли.
Спасибо, что дочитали. До новых встреч в мире славянской мифологии!