Найти в Дзене
Ольга Мордашова

Сенсорная интеграция своими руками и бесплатно

Сенсорная интеграция или сенсорная стимуляция? Не так давно мы обсуждали возможное сотрудничество с целью оборудования сенсорной комнаты в одном детском садике, и никак не могли прийти к общему знаменателю с руководством - пока не выяснили что под сенсорной комнатой руководитель подразумевает соляную пещеру. Опять же не так давно увидела в блоге одного специалиста фото стеллажей с разнообразными сыпучими материалами - гречкой, фасолью и тп, и подпись под всем этим - сенсорный зал. И еще - классический интерьер Монтессори-сада, и подпись - сенсорная комната. А еще же есть готовые сенсорные комнаты с пузырьковыми колоннами и разной светомузыкой, вы на нее сейчас сбор ведете? Нет) У нас все гораздо проще и дешевле.  Упомянутый руководитель детского садика специалистом-коррекционщиком не был, ему простительно, но и в головах специалистов, как видим, под сенсорными залами часто подразумевается разное странное, а уж какую кашу изрекают непосредственно про сенсорную интеграцию, не д

Сенсорная интеграция или сенсорная стимуляция?

Не так давно мы обсуждали возможное сотрудничество с целью оборудования сенсорной комнаты в одном детском садике, и никак не могли прийти к общему знаменателю с руководством - пока не выяснили что под сенсорной комнатой руководитель подразумевает соляную пещеру.

Опять же не так давно увидела в блоге одного специалиста фото стеллажей с разнообразными сыпучими материалами - гречкой, фасолью и тп, и подпись под всем этим - сенсорный зал.

И еще - классический интерьер Монтессори-сада, и подпись - сенсорная комната.

А еще же есть готовые сенсорные комнаты с пузырьковыми колоннами и разной светомузыкой, вы на нее сейчас сбор ведете? Нет) У нас все гораздо проще и дешевле. 

Упомянутый руководитель детского садика специалистом-коррекционщиком не был, ему простительно, но и в головах специалистов, как видим, под сенсорными залами часто подразумевается разное странное, а уж какую кашу изрекают непосредственно про сенсорную интеграцию, не дав себе труда разобраться...

Что ж, будем информировать. А прежде чем разобрать по косточкам каждый предмет оборудования сенсорного зала отдельно, поговорим про сенсорную интеграцию и сенсорную стимуляцию. 

Второе знают, умеют (спойлер - нет), практикуют все, кому не лень. Первое умеют единицы. 

Да я все домой сама куплю! Что там нужно? Батут? Фитбол? Утяжеленное одеяло? Гороха и фасоли дома, опять же, предостаточно. 

Всё можно купить, совершенно верно. Купить и использовать - для сенсорной стимуляции. Но не интеграции.

В чем же отличие сенсорной комнаты (той самой, со светом и пузырьками) от кабинета сенсорной интеграции (того, что открываем мы

Сенсорная комната - прежде всего зона релаксации. Снижения нервного возбуждения. Отдыха всех анализаторов. Дети, особенно с РАС, очень такие помещения любят и часто в них нуждаются. Такие комнаты крайне необходимы и, по-хорошему, должны обязательно быть в любом детском саду и любой школе, реализующей программы обучения и воспитания детей с расстройством аутистического спектра. Большое количество народа, учебная нагрузка - все это перегружает ребенка с сенсорными особенностями, и он нуждается в том, чтобы снизить нервное напряжение. Сенсорная релаксационная комната с успехом решает эту задачу. Однако сенсорно-двигательный зал - про другое. 

Он предназначен для формирования моторно-адаптивного ответа и обучения новым навыкам, и именно эти задачи и решает все то оборудование, которое необходимо нам. Про адаптивный ответ в этом канале я уже писала, а про задачи каждого конкретного оборудования еще поговорим в следующих статьях.

Оборудование - и, разумеется, специалист, который знает что с этим оборудованием делать. Задача обучения специалистов - тоже задача нашей организации, которая будет осуществляться сразу же, как будет открыт сенсорно-двигательный зал.

Теперь про сенсорные коробочки. Что-то там такое с сенсорикой делают, финансовых вложений не требуют. Коробка из-под обуви, в нее горох, фасоль, прочее разное. Бюджетно, поэтому есть в кабинете любого логопеда или даже воспитателя, на любой развивашке. Теоретически полезно, уж точно не вредно (если не тащит в рот и не пихает в нос). Собственно вот и ответ на вопрос.

Никакой внятной теоретической базы под коробочкой с фасолью нет. Кроме опять же сенсорной стимуляции. Что стимулируется, как, зачем - никому неведомо. Детям часто нравится. Если вашему ребенку нравится и успокаивает - заведите дома такие коробочки. Если вы привели на занятие к специалисту ребенка, и бОльшую часть занятия он занят коробочками - рекомендуем присмотреться к занятию и к прогрессу ребенка повнимательнее.

Опять же, если коробочки ребенку нравятся - использование их как поощрения на занятии вполне рабочая история. Но не 30 минут занятия из 40. Если в коробочке, например, прячутся животные, и задача ребенка их найти и назвать - цель тоже вполне ясна, занятие продуктивно, коробочка не первична. Если же ребенок просто перебирает фасоль - задайте специалисту и себе вопрос, почему это происходит не дома, а на занятии, почему вы платите за это деньги.

Однажды довелось увидеть целый план-конспект занятия с использованием огромного количества материалов, задействующих различные анализаторы. Смотреть, нюхать, слушать, лизать, перебирать... Вроде бы мощно, нестандартно, явно полезно, но... Тема предлагаемого занятия была "Пираты". Пираты. Ребенок, интересующийся пиратами (норма, 7-8 лет) и ребенок, перебирающий камушки и облизывающий ракушку - это два абсолютно разных ребенка! Второй пиратами явно не интересуется, и даже если заинтересуется - у него явно есть проблемы в тех областях, куда не заплывал ни один пират, и именно эти области первичны для работы!

Поэтому читаем, думаем, информируемся. Гонимся не за "инновационностью", часто высосанной из пальца, а за реально работающими техниками. Помогаем нам доносить информацию, делаем репосты 🙏 В следующих постах расскажем про оборудование для СИ.

Автор статьи Ольга Мордашова, руководитель АНО " Крылья" - некоммерческой организации, созданной для внедрения ранней помощи, доступной абсолютно всем. Наш первый проект - открытие сенсорно-двигательного центра, экспериментально-обучающей площадки для специалистов и нуждающихся в помощи детей. Для открытия центра нам нужна ваша помощь, прежде всего информационная. Сделайте репост! Расскажите о нас вашим знакомым, заинтересованным в партнерстве и тем, кому близка идея предотвращения детской инвалидности! Также мы с благодарностью примем Ваши пожертвования на оборудование центра. Подписывайтесь на нас в Телеграм и ВК, в этих соцсетях будет размещена вся отчетность по закупке и дальнейшие новости.