– Николай Максимович, было бы очень интересно услышать вашу точку зрения: какие самые важные вещи люди должны знать о балете? Или, если сформулировать по-другому, есть ли какое-то заблуждение о балете, которое вы хотели бы развеять?
– Для меня всегда было важным, чтобы люди, которые пришли на спектакль, встретились с красотой. И, может быть, получив ту энергию, которую я пытался им передать, они задумались о чем-то. Вот это важно, на мой взгляд.
«Лебединое озеро», если оно хорошо исполнено, это же не про белую и черную «тетку» – это про выбор. О том, что каждый человек, совершая тот или иной поступок, он делает выбор.
«Щелкунчик» тоже не просто рождественская сказка – это прощание с детством. Каждый человек в какой-то момент прощается с детством, и каждый ностальгирует по нему, даже если оно не очень счастливое. Всегда есть моменты в детстве, о которых вспоминаешь с теплотой. Человеку часто хочется вернуться в прошлое, ему хочется быть моложе, ему хочется вновь побыть рядом с бабушкой или мамой молодой, которых, может быть, уже и нет на этом свете. И «Щелкунчик» про это, про то, что мечта, за которой ты гонишься, она исчезла, но есть ностальгия об этом.
Мы сегодня пришли к такой точке невозврата, что в мире искусства что-то должно произойти. Потому что экономический кризис невольно отражается и на искусстве. Об этом пишут директора мировых театров, организаторы крупных фестивалей и так далее. Система себя изжила, и они не знают, что делать: билеты не продаются, люди не хотят смотреть «это» за такие деньги. А опера и балет не могут быть «фастфудом».
Потому я уверен, что что-то начнет откатываться назад и нужны будут люди, которые потихонечку начнут возрождать, как это должно быть. Потом через лет сто, опять будет такой же коллапс.
Балет – это красота. Я это знаю четко и всю жизнь пытался это явить и этому же учу своих учеников.